Обыкновенное сокровище
Марсель ИСКАНДАРОВ Своё детство я провел в новостройках Приволжского района. Соцгород с его полумифическим Птичьим рынком представлялся нам, детям панельных проспектов, расположенным где‑то за достижимыми пределами мира.
Но представление об иной среде жизни, где бывает и что‑то другое, помимо пыльно‑знойного уюта пустынных дворов, всё же проникало в моё детское сознание из кино, книг и нечастого посещения центра.
Помню своё потрясение, когда, уже будучи студентом‑архитектором, впервые оказался на улице Тимирязева‑Лядова. Я был заворожён, зачарован. Казалось, что такого не может быть - настолько не похожим на Казань было всё увиденное! Словно ожили чёрно‑белые кадры, материализовалась архитектурная фата‑моргана, свитая из обрывков снов и кино, как будто собственных воспоминаний. Было даже ощущение присутствия тут, сейчас той послевоенной жизни с её переживаниями, её запахом, музыкой «Рио‑Риты», шарканьем ног по гулким подъездам и мокрому асфальту.
Я ощутил присутствие таинственной формулы, вложенной в стены и улицы Соцгорода. Я казался себе варваром, попавшим на руины великой цивилизации,
создавшей когда‑то манящие миражи величественных арок и колоннад, великолепные осевые перспективы улиц и дворов, Словно возникшие из старых фильмов образы: горделивые дома, загадочные террасы с остатками балюстрад, тёмные провалы прохладных огромных подъездов, непостижимо парадные и исковерканные временем входные двери - эти руины былого великолепия, ласково прикрытые разросшейся зеленью,- всё это и сейчас составляет сокровище моих воспоминаний и служит мне источником вдохновения в архитектурном творчестве.
Позднее, работая над диссертацией про жилую архитектуру 1930-1950‑х годов, я начал понимать секрет, простоту и уникальность так называемой «сталинской архитектуры». Никогда не было раньше и, наверное, уже не будет, когда архитектура, обобщая опыт всех эпох, создавала бы идеальное жизненное пространство для простого человека, понятное этому человеку, но и превосходя его - словно адресованная потомкам тоже.
Сталинская архитектура - хотя она и презираема сегодня и несправедливо приравнена к фашистской - это всё же запечатлённая в камне мечта о лучшей жизни, жизни человека светлого, оптимистичного и не жестокого.
Начиная с 1956 года нас настойчиво убеждали, что архитектура тридцатых‑пятидесятых годов - это лишь порождение культа личности, тем самым «на ноль» сводилось уважение к труду наших предков, которые, живя в тяжёлых послевоенных условиях, восстанавливали и строили новые города, пытались и создавали максимально возможную в те годы красоту, наверное, мечтая, как счастливо и мирно будут жить в ней их потомки - то есть мы…
Сегодня, очистившись от идеологии и вкусив «плоды» новой архитектуры, мы обнаруживаем, что архитектура сталинской эпохи дарит нам особое ощущение уюта и стабильности, что «сталинские» дома и квартиры по‑прежнему удобны, хотя и потрёпаны и временем, и некачественным ремонтом. Сегодня сложно представить законченную красоту послевоенных кварталов - ведь архитекторы тех лет проектировали не только дома, но и скамейки, фонари, даже урны в одном классическом стиле. Стремление украсить среду обитания было повсеместным. Сегодня можно увидеть остатки лепных украшений, росписей на карнизах, мастерски прорисованную и выполненную столярку, кованые решётки и балюстрады.
История возведения микрорайона Тимирязева - Белинского - Индустриальная интересна, непроста и окутана множеством мифов. Строительство первых домов началось ещё в тридцатые годы, оно то приостанавливалось, то возобновлялось. Стройка продолжалась и в войну - в победном мае 1945 года был заселен первый дом квартала № 2 на пятьдесят четыре квартиры. С того момента Соцгород начал обретать черты, к которым мы привыкли. Его проектировали московские и казанские архитекторы. К примеру, посёлок 2 и послевоенная улица Тимирязева проектировались в Москве. Узнаётся влияние школы выдающегося архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского, когда даже в лиричной двух‑трёхэтажной застройке присутствуют решения и масштаб столичной, рафинированной архитектуры. Совершенны и убедительны в своей простоте и эффектности жилые дома улицы Тимирязева с пронзительной анфиладой арок, спроектированные в той же мастерской, которая восстанавливала Сталинград‑Волгоград. Отдельного разговора заслуживает первый крупный в Соцгороде дом № 5 по улице Белинского - этот пример арт‑деко и красной дорики, с сожалению, утративший одно из главных своих украшений - монументальные балконы, ныне заменённые на металлические протезы.
С недавних пор я тоже житель Соцгорода. Сравнивая условия жизни в центре города, могу поздравить тех, кому посчастливилось жить в этом районе. Красивые уютные пространства, обилие зелени, большие дворы - всё это уже невозможно встретить в новой архитектуре. Это стало почти роскошью. К тому же эстетический и физический ресурс сталинок далеко не исчерпан. Очень хочется надеяться, что этот ресурс: внешний облик и декор зданий, планировка и элементы благоустройства - не будет окончательно утерян и казанцы, гости города ещё смогут увидеть и по достоинству оценить это уникальное место, это наше «обыкновенное сокровище»!
Искандаров Марсель Мансурович - архитектор.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев