Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Обыкновенное сокровище

Марсель ИСКАНДАРОВ Своё детство я провел в новостройках Приволжского района. Соцгород с его полумифическим Птичьим рынком представлялся нам, детям панельных проспектов, расположенным где‑то за достижимыми пределами мира.

Но представление об иной среде жизни, где бывает и что‑то другое, помимо пыльно‑знойного уюта пустынных дворов, всё же проникало в моё детское сознание из кино, книг и нечастого посещения центра.

Помню своё потрясение, ко­гда, уже будучи студентом‑архитектором, впервые оказался на улице Тимирязева‑Лядова. Я был заворожён, зачарован. Казалось, что такого не может быть - настолько не похожим на Ка­зань было всё увиденное! Словно ожили чёрно‑белые кадры, материализовалась архитектурная фата‑моргана, свитая из обрывков снов и кино, как будто собственных воспоминаний. Было даже ощущение присутствия тут, сейчас той послевоенной жизни с её переживаниями, её запахом, музыкой «Рио‑Риты», шарканьем ног по гулким подъездам и мокрому асфальту.

Я ощутил присутствие таинственной формулы, вложенной в стены и улицы Соцгорода. Я казался себе варваром, попавшим на руины великой цивилизации,

создавшей ко­гда‑то манящие миражи величественных арок и колоннад, великолепные осевые перспективы улиц и дворов, Словно возникшие из старых фильмов образы: горделивые дома, загадочные террасы с остатками балюстрад, тёмные провалы прохладных огромных подъездов, непостижимо парадные и исковерканные временем входные двери - эти руины былого великолепия, ласково прикрытые разросшейся зеленью,- всё это и сейчас составляет сокровище моих воспоминаний и служит мне источником вдохновения в архитектурном творчестве.

Позднее, работая над диссертацией про жилую архитектуру 1930-1950‑х годов, я начал понимать секрет, простоту и уникальность так называемой «сталинской архитектуры». Нико­гда не было раньше и, наверное, уже не будет, ко­гда архитектура, обобщая опыт всех эпох, со­зда­вала бы идеальное жизненное пространство для простого человека, понятное этому человеку, но и превосходя его - словно адресованная потомкам тоже.

Сталинская архитектура - хотя она и презираема се­го­дня и несправедливо приравнена к фашистской - это всё же запечатлённая в камне мечта о лучшей жизни, жизни человека светлого, оптимистичного и не жестокого.

Начиная с 1956 года нас настойчиво убеждали, что архитектура три­дцатых‑пятидесятых годов - это лишь порождение культа личности, тем самым «на ноль» сводилось уважение к труду наших предков, которые, живя в тяжёлых послевоенных условиях, восстанавливали и строили новые города, пытались и со­зда­вали максимально возможную в те годы красоту, наверное, мечтая, как счастливо и мирно будут жить в ней их потомки - то есть мы…

Се­го­дня, очистившись от идео­логии и вкусив «плоды» новой архитектуры, мы обнаруживаем, что архитектура сталинской эпохи дарит нам особое ощущение уюта и стабильности, что «сталинские» дома и квартиры по‑прежнему удобны, хотя и потрёпаны и временем, и некачественным ремонтом. Се­го­дня сложно представить законченную красоту послевоенных кварталов - ведь архитекторы тех лет проектировали не только дома, но и скамейки, фонари, даже урны в одном классическом стиле. Стремление украсить среду обитания было повсеместным. Се­го­дня можно увидеть остатки лепных украшений, росписей на карнизах, мастерски прорисованную и выполненную столярку, кованые решётки и балюстрады.

История возведения микрорайона Тимирязева - Белинского - Индустриальная интересна, непроста и окутана множеством мифов. Строительство первых домов началось ещё в три­дцатые годы, оно то приостанавливалось, то возобновлялось. Стройка продолжалась и в вой­ну - в победном мае 1945 года был заселен первый дом квартала № 2 на пятьдесят четыре квартиры. С того момента Соцгород начал обретать черты, к которым мы привыкли. Его проектировали московские и казанские архитекторы. К примеру, посёлок 2 и послевоенная улица Тимирязева проектировались в Москве. Узнаётся влияние школы выдающегося архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского, ко­гда даже в лиричной двух‑трёх­этаж­ной застройке присутствуют решения и масштаб столичной, рафинированной архитектуры. Совершенны и убедительны в своей простоте и эффектности жилые дома улицы Тимирязева с пронзительной анфиладой арок, спроектированные в той же мастерской, которая восстанавливала Сталинград‑Волгоград. Отдельного разговора заслуживает первый крупный в Соцгороде дом № 5 по улице Белинского - этот пример арт‑деко и красной дорики, с сожалению, утративший одно из главных своих украшений - монументальные балконы, ныне заменённые на металлические протезы.

С недавних пор я тоже житель Соцгорода. Сравнивая условия жизни в центре города, могу поздравить тех, кому посчастливилось жить в этом районе. Красивые уютные пространства, обилие зелени, большие дворы - всё это уже невозможно встретить в новой архитектуре. Это стало по­чти роскошью. К тому же эстетический и физический ресурс сталинок далеко не исчерпан. Очень хочется надеяться, что этот ресурс: внешний облик и декор зданий, планировка и элементы бла­го­устрой­ства - не будет окончательно утерян и казанцы, гости города ещё смогут увидеть и по достоинству оценить это уникальное место, это наше «обыкновенное сокровище»!

Искандаров Марсель Мансурович - архитектор.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев