Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Ольга Кузьмина: «Цвета казанской иконы: красный, зелёный, охристый...»

В конце сентября в Казани открылся новый музей — Музей казанской иконы. Корреспондент журнала «Казань» Наиля Хайретдинова стала одним из первых его посетителей и расспросила хранителя фонда Ольгу Сергеевну Кузьмину об особенностях и экспонатах музея.

В конце сентября в Казани открылся новый музей — Музей казанской иконы. Корреспондент журнала «Казань» Наиля Хайретдинова стала одним из первых его посетителей и расспросила хранителя фонда Ольгу Сергеевну Кузьмину об особенностях и экспонатах музея.

Что такое казанская икона?

Наш музей не случайно расположился напротив Казанского Богородицкого монастыря. В 1867 году при монастыре была открыта «рукодельная» школа, создавались разные мастерские. Наибольшую же известность получила иконописная мастерская. Можно предположить, что молодым, даже совсем юным послушницам легче давалась живопись, чем, например, вышивка, требующая много терпения и кропотли­вости.

В мастерской одновременно работали более тридцати послушниц и монахинь. За короткий срок мастерская стала настолько популярна, что от заказов не было отбоя. Иконы писались для паломников, для подарков высочайшим особам, для сельских церквей. Много заказов поступало и от частных лиц.

Трудно сказать, сколько всего икон было написано за полвека существования мастерской. Но то, что за это время здесь сложился свой, совершенно особый, узнаваемый стиль, не подлежит никакому сомнению.

Макет «Богородицкий монастырь и его окрестности конца XIX — начала XX века». Историческая консультация при создании макета — С. П. Саначин.

На него повлияли признанные центры иконописи — Санкт-Петербург, Троице-Сергиева лавра, Иерусалим. Особенностью же стиля монастырской мастерской было использование цветных лаков — красного, зелёного и охристого цветов. Их клали на предварительно расчеканенное сусальное золото, и это при свете лампад создавало впечатление, что икона светилась изнутри.

Известно, что дорогие иконы писались на кипарисе — дереве, которое выдерживает механические или природные воздействия, оно также не по зубам жучкам-древоточцам. В России кипарисов нет, поэтому русские иконописцы находили свои способы обретения иконами долговечности. В Богородицком монастыре верхний липовый слой иконной основы накладывали на тонкий кипарисовый (есть предположение, что для этого использовались старые иконы с уже стёртыми ликами) и, наконец, укрепляли шпонками с торцов сверху и снизу.

Основная экспозиция Музея казанской иконы

В Музее казанской иконы представлены Казанские иконы Богородицы, написанные в «меру и подобие с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Казанской» — именно так монахини подписывали иконы своей работы, прообразом которых служила главная казанская святыня. Благодаря им сегодня мы можем представить, как в конце ХIХ века выглядела обретённая на пожарище в 1579 году икона.

Главный вдохновитель музея

Вдохновитель и основатель музея — Валерий Юрьевич Сорокин, человек, который многие годы собирал эту уникальную коллекцию и сейчас решил щедро поделиться, показать её людям. Наверное, это было бы невозможным, если бы не началось возрождение монастыря. Вот тогда и вспомнили, что в монастырской мастерской писались списки с различных чудотворных и чтимых в Казанской епархии икон. А как сказал сам Валерий Юрьевич, ему захотелось «на воображаемой карте русской иконописи обозначить точку — Казань».

Коллекционер и основатель Музея казанской иконы Валерий Юрьевич Сорокин, 
настоятель храма Сошествия Святого Духа, благочинный 1-го Казанского округа протоиерей Алексий Чубаков, епископ Елабужский, викарий Казанской епархии Иннокентий на открытии Музея казанской иконы.

Кстати, здание музея тоже с интересной историей. В начале ХIХ века этот дом принадлежал казанскому городскому голове. В советский период здесь устроили коммуналки. Здание разрушалось, пришло в упадок и было снесено. И вот недавно, в 2015 году, его воссоздали по чертежам 1840-х годов. Символично, что оно расположено рядом с местом, связанным с историей обретения чудотворного Казанского образа.

В музее два выставочных зала с иконами (всего коллекция насчитывает 153 иконы), третий зал — имитация иконописной мастерской, четвёртый — экспонаты, отражающие купеческий быт и историю дома, и в отдельном помещении находится макет, в точности повторяющий район Казани в начале прошлого века, прилегавший к Богородицкому монастырю. Есть ещё небольшой зал, где посетители могут посмотреть фильм о том, как создавались иконы, и как ориентироваться в музее.

У нас есть то, чего нет нигде

В музее можно увидеть иконы, которые не встретишь нигде. Потому что часто в мастерскую обращались с просьбами написать семейную икону или икону для особого случая со своими святыми покровителями. Как можно понять, что это семейная икона? На ней изображены святые, которые в храмах вместе обычно не изображались. А в нашем музее вы это можете увидеть.

Коллекционер и основатель Музея казанской иконы Валерий Юрьевич Сорокин, депутат Госдумы Ольга Ивановна Павлова, заместитель председателя Государственного Совета Республики Татарстан Юрий Зимелевич Камалтынов, заместитель руководителя аппарата президента Республики Татарстан — руководитель департамента президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики Александр Михайлович Терентьев и митрополит Казанский и Татарстанский Феофан  на открытии Музея казанской иконы.

Мы себя позиционируем как светский музей. Вы не услышите здесь жития святых, повествования о чудесах святых икон... Мы рассказываем об исторических событиях, произошедших на территории Казани или Казанской губернии, в результате которых стал почитаться тот или иной образ. Сюда может прийти человек любой национальности и вероисповедания и узнать о фактах прошлого, связанных с представленными у нас иконами.

Например, образ Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, который особо стал почитаться на территории Казанского края с 1670 года. В этот год войска Степана Разина подошли к городу Цивильску, в то время входившему в юрисдикцию казанской администрации. Жители города совершили крестный ход с Тихвинской иконой, и Степан Разин с войском отошёл от города, так и не сумев взять его. Люди сочли случившееся чудом, и с тех пор этот образ стал особенно почитаемым на казанской земле. Вот посредством таких историй мы и знакомим посетителей музея с событиями, происходившими в нашем крае.

Казанская икона Пресвятой Богородицы в латунном окладе.

Но у нас есть иконы, которые отражают события не только в масштабах страны, но и одной семьи. И это тоже для нас очень ценно. На обратной стороне некоторых икон сохранились подписи — кем, когда и для кого был написан этот образ. Это сейчас для многих икона — предмет культа. А раньше, до того, как у людей отняли веру и сломали внутреннюю духовность, икона была неотъемлемой частью жизни каждого человека. Она была в каждом доме, с иконой рождались, женились, жили и умирали.

В коллекции музея есть икона Казанской Божьей Матери, на обратной стороне которой написано: «1916 год. Сын Николай выступил на войну». Можно догадаться, что за этими строками таится трогательная история о том, как мать проводила сына на Первую мировую войну, заказала эту икону и каждый день молилась за своего сыночка, чтобы он вернулся живым и здоровым.

Музей казанской иконы оснащён современным музейным и мультимедийным оборудованием, которое позволит любому желающему самостоятельно организовать собственную экскурсию — вы можете просто побыть наедине с иконами или же подробно познакомиться с каждым экспонатом, узнать больше об истории города Казани, Казанского Богородицкого монастыря и его иконописной мастерской.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев