КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ
Парки Татарстана: перезагрузка
Журнал "Казань", № 5, 2015 Как Наталия Фишман пригласила Рустама Минниханова прогуляться в московский парк Горького, и что из этого вышло Президент Рустам Минниханов объявил 2015‑й Годом парков и скверов. 17 января Кабинет министров Татарстана выделил 1 миллиард рублей из бюджета республики на благоустройство парков и скверов. Ещё 500 миллионов...
Журнал "Казань", № 5, 2015
Как Наталия Фишман пригласила Рустама Минниханова прогуляться в московский парк Горького, и что из этого вышло
Президент Рустам Минниханов объявил 2015‑й Годом парков и скверов. 17 января Кабинет министров Татарстана выделил 1 миллиард рублей из бюджета республики на благоустройство парков и скверов. Ещё 500 миллионов рублей муниципалитеты возьмут из местных бюджетов и внебюджетных источников.
Какими должны быть общественные пространства в большом городе? Сколько нужно денег, чтобы через четыре года здесь вырос «город‑сад», и сможет ли этот сад сам содержать себя? Когда в Татарстане разрабатывали программу парков и скверов, этими вопросами никто не задавался. До тех пор, пока к работе над воплощением документа в жизнь не приступил приглашённый из Москвы эксперт, которого не ждали. Или ждали. Так бывает: и поезд не едет, пока в него не сядет машинист. И вот проектирование началось, идут обучающие семинары, каждый день в шесть утра в казанских парках собираются проектировщики и инвесторы. И приглашённый эксперт здесь как нельзя кстати: он, а точнее, она, призвана скоординировать тех, от кого зависит, станет ли посетителям в парках интересно.
Новый помощник президента Татарстана Наталия ФИШМАН в беседе с редактором журнала «Казань» рассказывает о парках, где с 2015 года намечается особенно активная жизнь, и остальных зелёных зонах, где природную тишину не стоит нарушать. И задаёт свои вопросы казанцам, о которых редакция предлагает поговорить на встречах «Оживших страниц журнала».
- В новом творческом месте на улице Татарстан, 20 «Штаб» недавно прошёл семинар для руководителей республики и её районов, после которого стало известно о создаваемой с вашей помощью структуре управления парками. Что это будет за структура и каковы её задачи?
- Как раз чтобы это понять, в ближайшее время в московские парки поедет делегация из татарстанских министерств и муниципалитетов. Ведь просто так скопировать модель не получится, слишком разные территории у казанских и московских парков. К примеру, если смотреть площади, парк Горького (вместе с Нескучным садом и Воробьёвыми горами), объединённый с парком Сокольники, больше, чем все парки Казани вместе взятые. К тому же Москва - субъект федерации, а не муниципалитет… Так что система управления должна быть новой, ведь и задачи сформулированы по‑другому. Именно поэтому создание в столице казённой дирекции и самостоятельных автономных юридических лиц для каждого парка культуры и отдыха оправданно. Здесь это смысла не имеет.
Миссия дирекции - сделать парки местом притяжения для горожан; прогулка по городу, в парке или сквере, должна стать самоочевидным вариантом досуга для жителя Казани. Куда пригласить девушку на свидание? В кафе в одном из центральных парков. Где сделать зарядку утром? В ближайшем районном сквере. Куда пойти с детьми?..
Целей у новой парковой дирекции несколько - задать стратегию развития каждой территории, многолетнюю, продуманную, с учётом планов развития города и запросов жителей. Также необходимо создать внятные правила по ведению бизнеса на территории общественных пространств. Всё должно быть прозрачно и понятно предпринимателям, разумно по деньгам для потребителя. Отдельный вопрос - мероприятия, от регулярных занятий до специального насыщения в выходные и специальной программы в праздничные дни.
- Среди знакомых бизнесменов есть некий скепсис касательно вашего публичного заявления, что парки могут стать самоокупаемыми. Может быть, вас неверно истолковали?
- Именно так. Парк не может быть самоокупаемым. НЕ МОЖЕТ. Но парки могут сами себя содержать. Это инвестиции в территорию могут себя оправдать. Что такое парк? Парк - это то, что называется в мире public good - общественное благо. И роль государства - обеспечить людей тем благом, которое никто в одиночку позволить себе не может. В этом заинтересованы все: сколько бы денег ни было у состоятельного человека, даже если он может позволить себе жить в медной горе, он всё равно рано или поздно выходит за её пределы и хочет оказаться в комфортной среде. И купить он её не сможет, такая среда формируется постепенно и сообща.
- То есть государство должно вложиться в инфраструктуру?
- Конечно. Мы должны просчитать возможные модели, включая количество активных коммерческих точек. И эта инфраструктура должна в дальнейшем сама себя содержать. В то же время ясно, что перенасыщать активностями парки не нужно. У людей должно быть место для спокойного отдыха и прогулок. В городе много камня, мало природного, естественного, старого, того, что делает улицы уютными. Парки должны оставаться парками, но им пора становиться интересными и приятными для досуга.
Сколько бы денег ни было у состоятельного человека, даже если он может позволить себе жить в медной горе, он всё равно рано или поздно выходит за её пределы и хочет оказаться в комфортной среде. И купить он её не сможет, такая среда формируется постепенно и сообща.
Вчера я съездила на озеро Лебяжье, все выходные стараюсь проводить в парках. И всё нахожусь под большим впечатлением от, скажем так, способов организации общественного питания: там люди на берегу озера прямо на траве разводят костры и жарят шашлыки. Вокруг мусор валяется! И посреди всего этого играют дети… Нормальная инфраструктура там решительно необходима. В упорядоченное уютное пространство приедет больше людей, и они будут готовы за это заплатить. Нужно создать такую инфраструктуру, чтобы людям было удобно, комфортно и приятно пойти туда и провести там время. А те деньги, которые они там оставят, должны позволить этому месту содержать себя и развиваться на благо людям. Деньги, конечно, должны быть небольшие, приемлемые для семьи со скромным бюджетом.
- Как думаете, почему наши парки в таком страшном запустении? Может, это советское наследие играет роль, его общий неуют, устаревшие СНИПы? И да, вы ведь уже не первый год знакомы с нашим городом, каково ваше общее впечатление о наших парках и скверах?
- В Татарстане хорошо работают с логистикой на объектах инфраструктуры - здесь хорошо устроены и аэропорт, и вокзал, и дороги… Моё главное впечатление о Татарстане - если уж здесь научаются что‑то делать,- дальше могут научить всех вокруг. Очевидно, что развитием парков в Казани раньше не особенно много занимались. Просто не было сформулированной осознанной необходимости заниматься этим. С того момента, как было принято решение о Годе парков и скверов в республике, все начали темой интересоваться, во главе с руководством. Моя роль состоит в том, чтобы предложить правильный механизм управления и тем специалистам, кто занимается здесь развитием и благоустройством, дать в помощь специалистов из Москвы, Питера, азиатских и европейских городов. Свою функцию здесь вижу как чисто фасилитаторскую. Важно сформулировать принципы, а уж делать здесь умеют как нигде.
- Вы пригласили команду парков Москвы в Казань в полном составе?
- У московских коллег и так море работы. На семинаре в «Штабе» выступали те, кто, надеюсь, будет вовлечён. Олег Шапиро из проектного бюро Wowhous - уже проектирует развитие Черноозёрского сада и Лядского. Советник гендиректора московского ОАО «ВДНХ» Евгений Писарев должен помочь с настройками бизнес‑активностей. Заместитель начальника развития территории департамента развития ОАО «ВДНХ» Анна Ковалевская поможет рекомендациями по функциям мероприятий в парках. Ландшафтный архитектор Анна Андреева будет разрабатывать руководство пособия по озеленению, к зиме, если получится, организуем обучающие семинары для городских озеленительных служб.
В результате проведённых реформ с 2010 года внебюджетные доходы учреждений в парках Москвы выросли на 736 процентов, а посещаемость в три с половиной раза - до 35 миллионов посетителей в год.
(Из выступления Евгения Писарева в «Штабе» 23 апреля 2015)
- Горожане смогут обращаться с инициативами и включиться в работу над проектами?
- Скоро заработает специальный сайт, и начнётся общественное обсуждение проектов. Мы будем проводить и встречи в парках с участием местных жителей. Всех приглашаем включаться. Здесь важно, чтобы дирекция уже начала работать и была собеседницей горожан по вопросам обустройства парков. Нужно, чтобы у каждой территории был свой куратор, директор парка. Сейчас мы объявляем конкурс на развитие крупных казанских паров: парк Горького, Лебяжье озеро, парки Урицкого, «Крылья Советов», сквер на Тинчурина, «Чёрное озеро», Лядской сад, Кремлёвская набережная. По результатам конкурса сможем выбирать директоров, голосование будет открытым.
- А грантовый фонд городских проектов, который уже анонсирован на сайте urbi. tatar, будет также обращён в основном на парки?
- Да, и первый конкурс будет объявлен в июне. На сайте есть все подробности. В жюри войдут приглашённые специалисты, казанские представители креативных индустрий, представители бизнеса, руководители муниципалитета, проектировщики с опытом работы в парках мира.
Если в парке будет сделана площадка для чтения, то может появиться и библиотека, которая привлечёт горожан, а музеи смогут устраивать выносные экспозиции. У театров появляется огромный потенциал в виде уличных представлений, музыкальные школы смогут обеспечить выступления детей, на которые всегда собираются их семьи. (Из выступления Наталии Фишман в «Штабе» 23 апреля 2015)
- Казань - город на Волге. А Волги‑то казанцы как раз не видят. Более того, любимый казанцами речной порт оказался перегорожен заборами. Каким вы видите развитие волжских набережных?
- Ну, тут я говорю не как помощник президента, а выражаю частное экспертное мнение. Так вот, как эксперт могу сказать, что водные ресурсы являются ключевым неиспользованным ресурсом развития Казани. Сейчас Казань, имеющая в своём распоряжении фантастическое количество воды, никак не использует этот потенциал. Когда в отношении доступа к водным пространствам начнутся перемены, жизнь в городе вообще сильно изменится. Это моё глубокое убеждение.
Мы будем привлекать нынешним летом максимальное количество экспертов, которые занимались взаимодействием города с водой, для того чтобы выработать мастер‑план. Вообще, надо быть честными, когда горожане предъявляют различные претензии руководству, зачастую они не понимают главного: пока не выработано комплексное видение специалистов по развитию этих территорий, нечего предложить в качестве перемены. Это мой главный вопрос к казанцам на сегодня, к архитекторам и ландшафтникам: а чего именно здесь вы хотите? Где на волжской набережной должен появиться бизнес, а где удобное для спорта и прогулок пространство? Как именно эта территория должна работать?
- Это очень впечатляющие перспективы, и выглядят как полная перезагрузка всего, что раньше было привычным в городских парках. Хотелось бы узнать немного о том, чем вы занимались по работе до Казани?
- Я работала координатором образовательной программы в только открывающемся институте медиа и дизайна «Стрелка», который актуализировал урбанистическую повестку в стране. Моими руководителями были нынешний директор института Варвара Мельникова и основатель издательского дома «Афиша» Илья Осколков‑Ценципер, который основательно научил думать. В какой‑то момент в «Стрелку» за советом пришёл Сергей Капков, он тогда формулировал концепцию парка Горького, тогда мы и познакомились. Когда его назначили руководителем Департамента культуры, он пригласил меня помогать, я работала его советником. Его команда осуществила такие проекты как реформа московской библиотечной системы, реформа Домов культуры, театров и музеев.
- Наталия, раскройте нашим читателям секрет: как так случилось, что вы оказались в Татарстане?
- Мне очень понравилась команда президента республики. Ну, и сам Рустам Нургалиевич, конечно. Зимой я слышала, что в Татарстане объявлен Год парков и скверов. Поэтому в январе, зная, что Рустам Нургалиевич приезжает на форум в Москву, предложила ему ознакомиться с опытом работы команды Сергея Капкова. Директор парка Горького, Ольга Захарова, провела его по парку, затем мы осмотрели Крымскую набережную и съездили в Еврейский музей, самый современный в стране, я там была директором по развитию. Хотелось просто показать, мне кажется, Москве есть чем поделиться в последние годы. А Рустам Нургалиевич через какое‑то время предложил мне встретиться… И вот я здесь.
- Спасибо, что согласились на эту работу, и правда, в Казани многое меняется к лучшему благодаря включённости неравнодушных людей. А вы и есть такой человек. Удачи!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев