+6°C
USD 58,17 ₽
Реклама
Архив новостей

Первым делом самолёты

Летние городские дворы, летний отдых городской детворы — эта тема волновала журналистов всегда. Как пример — статья в июльском номере 1956 года во всесоюзном журнале «Работница».

Посвящена она летнему отдыху трёх друзей: Жени Макарова, Лёши Стекольщикова и Вити Лаврентьева. Жили ребята на улице 11-й Союзной в городе Казани. Сегодня это улица Гагарина. А двор, о котором идёт речь в «Работнице», по-прежнему прекрасно обустроен для летнего отдыха детей. И в этом огромная заслуга его жителей. Поскольку и его жители, и сам двор — особенные.
«Такой истории нет ни у одного двора в мире», — сказал Президент РТ Рустам Минниханов на его открытии 30 августа 2019 года. Отмечали это событие торжественно — с праздничным концертом и большим количеством почётных гостей, прибывших с открытия памятника бывшему директору Казанского авиационного завода Герою Социалистического Труда Виталию Копылову.


Эти события тесно связаны между собой, поскольку во дворе на пересечении улиц Восход и Гагарина жили работники авиа­ционного завода. Жили одной семьёй — праздники отмечали, накрывая на улице общие столы, но случались здесь и общие трагедии. 
20 июня 1961 года, во время испытательного полёта Ту-16, погиб эикипаж из шести человек. Кавалер ордена Красной Звезды лётчик-испытатель Анвар Каримов, полный кавалер ордена Красной Звезды, кавалер ордена Трудового Красного Знамени штурман-испытатель Василий Демидов и лётчик-испытатель Владимир Свиридов были жителями этого двора. Внучке штурмана Демидова в ту пору было около двух лет. Марина Ренатовна до сегодняшнего дня в память о дедушке сохраняет неизменным интерьер зала. 

Похороны экипажа. Церемония прощания в ДК им. Ленина. 1961


На похороны коллег-лётчиков их сосед генерал-лейтенант Василий Сталин надел парадную генеральскую форму со всеми орденами и медалями, хотя ему было запрещено её носить. 
В 1973 году, при испытаниях сверхзвукового реактивного бомбардировщика Ту-22М2, погиб заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Борис Машковцев. В последний путь лётчиков всегда провожали всем двором.
Кем работали родители трёх героев публикации в журнале «Работница», не указано. Многие специалисты на заводе трудились под грифом «особой важности». Григорий Васильченко — сын лётчика-испытателя Героя Советского Союза Александра Васильченко, рассказывал, что в школе его регулярно вызывали в кабинет директора, и люди в штатском предупреждали: «Если спросят, кем работает отец, отвечай, что слесарем». «Слесарь» ездил на автомобиле «Победа», но все знали, что у квалифицированных рабочих на авиационном заводе зарплата высокая. 

Марина Ренатовна Демидова

Фотографии, награды и орденская книжка штурмана-испытателя Василия Демидова. 
Он гордился медалью «За отвагу» больше, чем другими своими орденами!


Во дворе жили рабочие, специалисты и руководители подразде­лений завода — главный инженер завода Самат Хисамутдинов, заместитель генерального директора Виталия Копылова — Михаил Эй­дельман. Во дворе установлен памятный стенд, расказывающий о его жителях, внёсших существенный вклад в развитие отечественной авиации.
Кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды лётчик-испытатель Николай Губин участвовал в 1961–1972 годах в испытательных полётах Ту-16, Ту-104 и Ту-22.
О том, что двор особый — авиа­ционный — говорит самолёт на детской площадке и самолёт на фасаде дома, стратегический сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 «Виталий Копылов». Ту-160 называют «Белыми лебедями», и все они имеют свои имена.

 

Время собирать камни

В особом дворе росли особые дети. Один из них стал инвестором проекта по его реконструкции. Генеральный директор группы компаний «Бриз» Андрей Беляков так объяснил свою позицию: «Есть время разбрасывать камни и время собирать камни. Нас было 50-60 человек, носящихся по двору большой и дружной компанией. Большинство из детей нашего поколения уехали в 90-е годы за границу, не найдя здесь применения своим талантам, а кто-то ушёл в небытие, хотя очень рано. Захотелось воссоздать свой двор — отдать должное тем людям, что жили там в годы моего детства, сохранить память о славных традициях двора, а также создать достойную среду для нынешних детей. Очень хочется, чтобы они выросли достойными гражданами и остались жить в своей стране, обустраивая и развивая её. Я считаю, что Запад процветает и благодаря тому, что там трудятся и лучшие умы Советского Союза, в том числе и те, которые уехали из нашего двора. Нас очень хорошо воспитали, дали отличное образование». 

Проведение занятий с лётным составом. 1945


Подруга детства Андрея Евгеньевича Жанна Белицкая страну не покинула, сделала здесь успешную карьеру — стала главным художником Управления архитектуры и градостроительства Казани. Она предложила реконструировать двор под единой концепцией — «Я выбираю небо». В инициативную группу вошли Марина Демидова и Ксения Романова. Совместно они решали множество вопросов, связанных с превращением заброшенной территории в пространство, где комфортно всем — от мала до велика, где сохраняется память об авиаторах, которые жили здесь единой семьёй.
Спустя годы вновь накрыли столы во дворе в честь Андрея Белякова, затем стали отмечать таким образом детские дни рождения. 

 

«Это наследие должно остаться с нами»


«Легенды нашего двора» — название проекта, реализацию которого продолжает Жанна Белицкая. Она с Ксенией Романовой и Мариной Демидовой приезжали на авиационный завод, чтобы найти элементы для архитектурной композиции, которая позволит запечатлеть память о лётчиках‑испытателях и других работниках завода.
Также Жанна рассматривает идею по созданию художественных композиций в Соцгороде — микрорайоне с богатой авиационной историей. Парк Соцгорода «Крылья Советов» упоминается в статье в «Работнице» как отличное место для детского отдыха. И это неслучайно, поскольку для казанских авиастроителей всегда были важны слова, сказанные Николаем Максимовым (директор завода в 60-е годы): «В авиации мелочей не бывает». Детский отдых на свежем воздухе — это важная социальная задача. И в Парке «Крылья Советов», возникшем вместе с авиационным производством, она всегда решалась с отсылкой на авиацию. Не одно поколение казанцев имели в парке любимые самолётики «Гагарин» и «Покрышкин». Сегодня они остались только на семейных фотографиях, а нынешние дети «осваивают» в парке новый самолёт — Ту-214.

Двор домов 
для лётного состава 22 завода. 
Улица Гагарина.

День рождения в авиационном дворе.


«Это наследие должно остаться с нами», — сказал Рустам Минниханов на открытии двора авиа­торов. Этот двор — и наследие авиационного завода. «Гордимся прошлым и вместе строим будущее» — один из принципов казанских авиастроителей. И как свидетельство того — фото на фоне Ту-160. Его сделала фотограф Гульнара Сагиева сразу для двух СМИ — для журнала «Казань» и для рубрики «Двойной портрет» заводской газеты «Вперёд». В ней рассказывается о двух героях из разных времён, занимающих одну и ту же должность. Житель двора доцент КПФУ Борис Эйдельман расскажет в ближайшем выпуске о своём отце — заместителе генерального директора Виталия Копылова — Михаиле Эйдельмане, а современный заместитель директора авиационного завода Николая Савицких — Юрий Абросимов — о дне сего­дняшнем, о перспективах развития завода, ставшего родоначальником такого уникального двора, возродившегося благодаря его жителям — потомкам авиастроителей.  

Борис Михайлович Эйдельман и Юрий Георгиевич Абросимов

Ту-214 в Парке «Крылья Советов»

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: