Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Самородок

Творческий портрет Сергея Шакурова Этот скромный человек с негромким голосом, но чёткой дикцией внутри твёрд как камень. С ним невероятно интересно общаться, но довольно трудно работать. Не по причине неуживчивости характера, а оттого, что, чем бы он ни занимался, планка требований к себе и коллегам у него высока. Это не...

Судьба его не баловала, одновременно опуская в самую гущу событий и неодно­кратно предоставляя шанс самореали­зации. К пословице «трудно в учении - легко в бою» он относится с грустной иро­нией. Всему в своей жизни ему пришлось обучаться в ходе боя. Но такой жёсткий режим постижения бытия не истребил в нём детское умение восхищаться и на­ходить интересную тему, в очередной раз с головой погружаясь в её изучение.

Сергей родился 4 января 1957 года в го­роде Дрогобыч Львовской области. Отец Пётр Андриянович, пройдя всю Великую Отечественную, в 1960 году забрал трёх­летнего сына и уехал к сестре в Казань. Он был талантливым художником, работал в Доме офицеров. Сергей рос среди кра­сок, подрамников, рисовал с детства.

Казань становится родным городом Сергея, они с отцом жили в историческом центре на улице Щапова. Он оканчивает восьмилетку, затем с отличием техническое училище по специальности «токарь‑уни­версал четвёртого разряда». Дважды участвовал в конкурсе и оба раза удоста­ивался звания «Лучший по профессии» среди токарей республики, во всесоюзном конкурсе занял почётное пятое место.

После окончания школы Сергея при­звали в армию. За недолгий срок службы в Группе советских войск в Германии он обрёл и потерял дорогих для себя людей: родились сыновья‑близнецы и умер отец. Надо было кормить семью, пошёл работать на завод «Серп и молот», затем на стройку, не до учёбы было, хотя мечта о художе­ственном образовании не оставляла, творческий потенциал проявлялся во всём, чем он занимался.

Познав на практике все стадии строительства, Сергей приобрёл бесценный опыт, позволяющий детально представ­лять, как создаются сложные строительные объекты, курировать специалистов всех технологических звеньев на всех этапах строительства.

Волею судеб Шакуров оказался на раз­борке завалов Александровского пассажа, где увлёкся реставрацией и заинтересо­вался технологией восстановления отдель­ных элементов старых домов. Он творчески подходил к реставрации и проявил себя как думающий исследователь, что отли­чало его от «шабашников». Его находки и открытия, основанные на понимании технологии строительства, восхищали профессионалов‑реставраторов.

В организованной Шакуровым в стенах Пассажа столярной мастерской появля­лись на свет уникальные изделия - двери, окна, художественные рамки, шкатулки, выполненные в технике блочной мозаики. Дверь, изготовленная им по собственным эскизам и установленная в представитель­стве Республики Татарстан в Москве, при­знана искусствоведами произведением декоративно‑прикладного искусства.

В то время он сам спроектировал кот­тедж для своей семьи, планировка которо­го была очень красива и проста: в основу его автор заложил пропорции «золотого сечения». Но к этому он шёл, изрисовав набросками целую тетрадь, по клеточкам рассчитал каждый кирпич, продумал по­рядовую схему кладки. И так тщательно Шакуров прорабатывает все свои проекты, пока не добьётся гармонически уравнове­шенных пропорций. Чувство пропорций, гармонии у него врождённое, будто внутри датчик сидит.

В 1991 году Сергей стал членом Союза дизайнеров России. Увлечение реставра­ционной практикой, знание строительных приёмов разных эпох, уникальные на­выки анализа, умение брать ответствен­ность на себя, да и сама жизнь привели его на объекты Казанского кремля. Он участвовал в реставрации комплекса Пу­шечного двора с командой специалистов под руководством Фариды Забировой. Опыт и знания Шакурова оказались очень ценными и полезными. Именно тогдашняя работа стала значительной вехой в его становлении как профессионального зодчего.

В 1993 году, собрав опытных масте­ров‑подвижников для совместной работы над объектами, под эгидой Союза архитек­торов Республики Татарстан Шакуров соз­даёт проектно‑строительное предприятие «АССАРТ» (Ассоциация содействия Союзу архитекторов Республики Татарстан).

Три года спустя друг семьи Искандер Сайфуллин, окрылённый творческими идеями Шакурова, увидел в орнаменте «Шамс» шкатулки Сергея план мечети. Он пригласил Сергея поучаствовать в конкур­се, объявленном для воссоздания мечети Кул Шариф в Казанском кремле. Шаку­ров, увлёкшийся к тому моменту работой с графическими программами на недавно появившихся тогда компьютерах, создаёт модель, позволившую ему совместно с Сайфуллиным одержать победу во вто­ром туре этого конкурса.

Казавшаяся первоначально неверо­ятной удачей честная победа в конкурсе на самом деле оказалась зерном раздо­ра, став причиной неприятия со стороны ряда коллег, недаром говорят: где мечеть или церковь строится - там чёрт крутит. Даже спустя много времени после сдачи такого знакового объекта продолжаются споры о его авторстве и доле участия авторов в проектировании. Даже Государ­ственная премия Татарстана, вручённая авторскому коллективу в 2012 году, вы­глядит скорее компромиссом ради прими­рения с другими группами, работавшими над проектом мечети в разное время, чем реальной наградой за создание уни­кального объекта.

К празднованию тысячелетия Казани город готовился принимать гостей разного ранга. Шакурова пригласили участвовать в воссоздании гостиницы «Совет», теперь это «Palace Hotel Шаляпин». Сергей с Татьяной Максимюк, женой и соратницей, справились с поставленной задачей, вы­полнив в сотрудничестве с казанским ГипроНИИавиапромом в сжатые сроки ком­плексный эскизный проект реставрации, реконструкции и нового строительства тех­нологически сложного объекта, занявшего впоследствии первое место среди объектов реставрации к тысячелетию Казани.

В 2006 году коллеги приняли Сергея Шакурова в Союз архитекторов, оценив его творческий вклад в архитектуру Казани. По рейтингу лучших построек города к его 1000‑летию жилые дома, возведённые по проектам Шакурова, получили макси­мальный балл. Оценивала постройки груп­па из десяти экспертов - членов Союза архитекторов Республики Татарстан.

Амбициозная идея градоначальника о строительстве современной стометро­вой высотки в сердце города разбилась о камни градостроительных советов. Рож­дённый в тяжких муках компромиссный проект здания «Гранд отель Казань» стал первым опытом проектирования в стиле хайтек. Воплотить задуманное Сергей по­пытался в конкурсе на проектирование комплекса общественно‑торгового центра «Акчарлак», и хотя почётное второе место добавило ему авторитета среди коллег, проект‑победитель так и остался нереали­зованным.

Архитектурная мастерская выполняла и иные проекты. Шакуров, их автор, был одновременно главным инженером‑про­ектировщиком, осуществлял авторский надзор, а иной раз сам вставал на место каменщика, немало удивляя окружающих.

В мае 2010 года у Сергея Шакурова был очень важный разговор с Минтимером Шаймиевым, в котором впервые прозву­чала идея строительства мечети в Болгаре. Минтимер Шарипович проектировщиком видел только Сергея Шакурова.

О такой работе мечтает каждый архитек­тор, такой шанс даётся далеко не каждому. Проект комплекса Белой мечети, в том числе и все мраморные элементы интерьера и экс­терьера, деревянные детали, люстра, даже ручки для входных дверей делались по чер­тежам Шакурова. Если к этому добавить невероятно короткие сроки проектирования и строительства и то, что с момента первого разговора до сдачи мечети прошло всего два года, то становится понят­ным: только разносторон­ние знания и навыки по­зволили справиться с такой непростой задачей.

Владимир Владимиро­вич Путин, посетивший Болгар и комплекс мечети, особо отметил удивитель­ный эффект её воздействия на зрителя: «Издали она видится такой монумен­тальной, а вблизи оказыва­ется маленькой и уютной». Президент особо отметил высокое искусство созда­телей комплекса, не зная, что автор этой красоты даже не является облада­телем архитектурного ди­плома, оставляя этот факт как единственный слабый аргумент в споре со своими недоброжелателями.

Спорить сам Сергей Петрович не любит, всем спорам предпочитает со­держательную аргументи­рованную беседу. Эрудит и блестящий рассказчик, он мог бы стать прекрас­ным педагогом, но именно формальность в виде от­сутствия диплома лишила многих студентов талант­ливого учителя и ценного наставника. Впрочем, это Шакурова никогда не угнетало, он знал: у талантливейшего Руша тоже не было диплома архитектора…

Жизнь в небольшом домике в лесу на берегу волжского залива даёт Шакурову новые идеи, силы и вдохновение, а всю свою любовь он дарит семье- люби­мой женщине и пятерым сыновьям, трём внучкам и двум внукам, которые из‑за дел и забот всё реже могут вместе собраться за общим столом.

А жизнь продолжается, и кто знает, что ещё приготовила Сергею Шакурову судьба?

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев