Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

"Сгорело зданье. Только целы мы..."

Журнал "Казань", №12, 2013 Декабрь для Национального музея Республики Татарстан особый месяц. Двадцать шесть лет назад, 9 декабря 1987 года, здание Гостиного двора, в котором располагается музей со дня своего открытия, постигло большое несчастье - пожар. Как он отразился на судьбе музея? Об этом рассказывает его генеральный директор Гульчачак Назипова....

Журнал "Казань", №12, 2013

Декабрь для Национального музея Республики Татарстан особый месяц. Двадцать шесть лет назад, 9 декабря 1987 года, здание Гостиного двора, в котором располагается музей со дня своего открытия, постигло большое несчастье - пожар.

Как он отразился на судьбе музея?

Об этом рассказывает его генеральный директор Гульчачак Назипова.

- Да, пожар в здании Гостиного двора хотя и не добрался до помещений музея, но катастрофически отразился на его дальнейшей судьбе. Той декабрьской ночью по тревоге были подняты все сотрудники национальной сокровищницы, к Гостиному двору съехались пожарные, солдаты, возле него собрались многие жители города.

«Среди ночи меня разбудил телефонный звонок,- вспоминал Геннадий Степанович Муханов, назначенный генеральным директором музея только в апреле того злополучного года.- Из всего произнесённого взволнованным голосом в сознание прорвалось лишь одно страшное слово: пожар».

Поэт Разиль Валеев, один из тех, кто примчался спасать музейные сокровища, описал бедствие в полных горечи строках:

Рычит, грозится, воет и ревёт
огонь,
который на рассвете тушим;
кидается на землю, на народ,
пожаром угрожает
нашим душам.


Постоянные экспозиции, отражавшие природу и историю края, пришлось демонтировать. Особенно обидно было разбирать только что построенную экспозицию, посвящённую истории ХХ века. С горечью смотрели её создатели на струи воды, которые текли по чистеньким отремонтированным стенам зала: пожарные тщательно заливали весь участок не только огня, но и задымления.
Началась новая страница в истории музея, которому выпали особые испытания. Об их огромности свидетельствует то, что реконструкция зданий музея до сих пор не завершена.

- Получается, что вот уже более четверти века главный музей республики остаётся «долгостроем»?

- Только в 2002 году закончилась реконструкция здания по улице Кремлёвской, и музей получил более двух с половиной тысяч квадратных метров экспозиционных площадей. Через три года мы смогли начать обживать часть корпуса по площади 1 Мая. К сожалению, огромная часть здания Гостиного двора по улицам Профсоюзной и Чернышевского до сих пор не отреставрирована. Правда, в 2011 году были отремонтированы фасады всего здания: город готовился к Универсиаде.
Годы испытаний для коллектива не были напрасными. Во-первых, удалось вместе с многими неравнодушными отстоять исторический облик здания. Во-вторых, почти всё здание перешло в ведение музея, хотя до пожара здесь размещалось двадцать шесть самых разных учреждений. Каких только там не было!

- Так ли уж важно оставаться музею в Гостином дворе? Ведь это историческое здание музея является памятником архитектуры, его трудно содержать. Да и не развернёшься здесь. Может, постараться другое здание для музея подыскать? Или добиваться строительства нового, современного, спроектированного специально для музея, предусмотреть при этом возможность увеличения выставочных площадей и фондохранилищ? Пусть не в самом центре, а там, где больше свободной земли…

- Музей был открыт 5 апреля 1895 года именно в этом здании, и не случайно. Во всём мире главные музеи столиц, больших городов находятся в исторических центрах, в красивейших зданиях.
Гостиный двор в Казани - один из интереснейших архитектурных памятников Казани. Горожане давно прозвали его «Бегемотом», может, потому, что это здание такое большое и вальяжно разлеглось всей своей массой, выходя на несколько улиц. Оно занимает почти весь квартал на кремлёвском холме. В его истории было много драматических событий. Первые письменные упоминания о Гостином дворе относятся к 1732 году: речь идёт о деревянных сооружениях на месте бывшего ханского торга.

Нынешнее здание было перестроено по проекту архитектора Филиппа Емельяновича Емельянова в начале девятнадцатого века на месте старого Гостиного двора, сильно пострадавшего в 1774 году во время штурма пугачёвскими повстанцами Казанского Кремля и при пожаре 1797 года. В конце девятнадцатого века Гостиный двор, оправдывая своё название, по-прежнему оставался местом оживлённой торговли. Ведь он был очень выгодно расположен: одним фасадом выходил на нижнюю часть города, где располагалась Толкучка (толкучий рынок), а другим - на красивейшую респектабельную улицу Казани - Воскресенскую.

Когда казанцы и городские власти озаботились созданием музея, для него были выбраны пустовавшие в то время лавки Гостиного двора рядом с городским ломбардом, обращённые окнами на Ивановскую площадь. Этих лавок было по десять на каждом из двух этажей, площадью четыреста восемьдесят квадратных саженей, или несколько меньше двух тысяч двухсот квадратных метров.
Торговые лавки по проекту архитектора Ивана Никитича Колмакова отремонтировали, приспособили к нуждам музея, создали красивый отдельный вход. Переделывали магазины под музейные залы вплоть до открытия музея.

В советское время часть здания, угол нынешних улиц Кремлёвской и Чернышевского, обвалилась, и было решено изменить его облик: вместо двухэтажного оно стало четырёхэтажным.
В 1995 году, к столетию музея, фасад реконструировала архитектор Светлана Ахметовна Козлова. Она вернула ему всё прежнее великолепие и дополнила выразительными деталями. И вот уже более ста восемнадцати лет это красивейшее здание ассоциируется именно с музеем. Его часто так и называют - здание Национального музея Республики Татарстан. Уместно вспомнить Оружейную палату в Московском Кремле, Государственный Исторический музей, Государственный Эрмитаж, занимающие прекрасные старинные здания в центре обеих столиц - разве можно представить эти сокровищницы в других зданиях?

- Значит, главная проблема музея - незавершённая реконструкция его зданий?

- Да, именно так. Аварийность угрожает сохранности историко-культурного наследия. Доступ к экспонатам ограничен, невозможно создать условия для увеличения приёма посетителей.
Между тем вся деятельность музея только за последнее десятилетие показывает, что он может дать республике очень многое, когда заработает в полную силу.

- И что же такое он способен дать?

- Прежде всего, мы сможем обеспечить сохранность национальных сокровищ, показывать их во всей красе жителям Татарстана и его гостям. Это очень важно для развития бренда республики как ведущего музейного и туристического региона страны.

Есть замечательный проект реконструкции и развития музея. Должен быть создан уникальный музейный комплекс: крупнейшее в стране фондохранилище, новейшая система экспозиций. Инновации будут пронизывать все сферы жизни музея.
Да, для решения таких крупных задач требуются большие деньги. Но по‑другому быть не может - речь идёт о возвращении к полноценной жизни одного из крупнейших региональных музеев России!

Проблемы Национального музея Республики Татарстан как лакмусовая бумага отражают и проблемы всего музейного сообщества республики.

- Что нужно сделать в первую очередь?

- Срочно завершить реконструкцию здания головного музея и реконструировать здания большинства музеев, входящих в состав Национального музея Республики Татарстан, создать систему фондохранилищ, современных экспозиций, реставрационных и художественных мастерских.
Правительство республики, Министерство культуры нас поддерживают, и многое уже сделано. Но масштаб проблем очень велик! Мы надеемся, что они будут решаться как приоритетные и на федеральном уровне. Многого ждём от предстоящего Года культуры в России.

- После беды 9 декабря 1997 года жизнь музея разделилась на «до и после пожара». Но Национальный музей не может ждать у моря погоды, он продолжал жить в самых трудных условиях, развивается и сейчас. Каким образом?

- Открыты залы постоянной экспозиции «Древняя история Татарстана», «Казанская губерния в XVIII веке», «Татарская золотая кладовая», «Денежное обращение и торговые пути в средние века», проходят самые разные выставки. Работают клубы, кружки, литературный салон и музыкальная гостиная, золотошвейная и ювелирная мастерские. В стране и за её пределами многие знают замечательный военно‑исторический клуб «Витязь»...

Национальный музей - один из ведущих научно-исследовательских центров региона, крупнейший научно-методический музейный центр Татарстана и России. Он активно действует в рамках Российского комитета Международного совета музеев, Союза музеев России и других музейных сообществ. В 2009 году Национальный музей инициировал создание Татарстанского отделения Ассоциации музейных работников России, ставшего основой для создания Ассоциации музеев Татарстана.
Музей уже сейчас - большой образовательный, досуговый и культурный центр, не имеющий аналогов в республике. Мы не сомневаемся в его прекрасном завтрашнем дне, но очень нужно приблизить этот день.

…Сгорело зданье.
Только целы мы.
Мы вышли из огня
в рассветной рани.
Столетья ждут
среди подвальной тьмы.
До времени
закрыт музей в Казани.


Музей теперь открыт. И он приглашает не только в прошлое, но и в будущее.

Беседовала Алиса ЛАТЫПОВА

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев