Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Светотень президентского пула

24 марта исполнилось бы 70 лет талантливому казанскому фотографу Михаилу КОЗЛОВСКОМУ (1954–2018).

Камское Устье. 1 июля 1996

 

Экономист с дипломом КФЭИ, механик по ремонту холодильного и компрессорного оборудования, профессиональный водитель, Михаил Козловский работал заместителем управляющего в Управлении сберкасс Кировского района, но профессией на всю жизнь стала для него именно фотография.
Впрочем, наверно, это и неудивительно, ведь фотография у него практически в крови. Отец Михаила был первоклассным фоторепортёром, работал собкором по Татарстану в газете «Советская торговля». Так что фотографией Михаил начал заниматься с детства — его первый снимок был опубликован в газете «Пионерская правда», когда ему было всего семь лет!
С восьмидесятых годов его фотоснимки печатались во многих центральных советских изданиях — «Правде», «Известиях», «Советской России», «Огоньке», появлялись на обложке журнала «Советское фото». В 1980 году его пригласил на работу главный редактор «Советской Татарии» Юрий Щелыванов. Михаил много ездил по сельским и нефтяным районам республики, снимал на свои любимые темы — природу, спорт, делал юмористические зарисовки из жизни. Зато, как он сам смеялся, ему не доставался официоз — все президиумы и конференции снимал другой фотограф. По иронии судьбы, именно «официоз» через несколько лет станет визитной карточкой Михаила Козловского.

На съёмке по заданию редакции газеты «Советская Татария». 1980-е


В итоге в СМИ Михаил проработал 12 лет, а в 1992 году получил приглашение стать фотографом пресс-службы Первого Президента Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева. 
Что такое кремлёвский фотограф? Работа кремлёвского пула в техническом смысле — это работа репортажной элиты. Кроме идеальной технической подкованности, кремлёвский фотограф похож на спортсмена — обязан быть быстрее и умнее остальных. Такой фотограф должен мгновенно принимать решения, так как другого шанса на снимок не будет; должен предугадывать, куда пойдёт первое лицо и откуда будет лучший ракурс на события; должен уметь сделать душевный портрет и, в то же время, создать отстранённый холодный взгляд на события. Президентский фотограф никогда не знает, какое значение будет иметь та или иная встреча первого лица — возможно, то, что сейчас кажется рядовым событием, после приобретёт значение в истории, а то, что казалось значительным и первостепенным, уйдёт из памяти на следующий день, и уйдёт безвозвратно. У хорошего фотографа президентского пула должны быть интуиция, удача и расчёт. Коллеги Михаила Борисовича в один голос утверждают, что он был как будто рождён для этой должности, отмечают его самоотверженность, профессионализм и взаимовыручку в любой ситуации.
Вот как он сам вспоминал в интервью изданию «Реальное время» о своей работе:
— Расскажу про самую тяжёлую съёмку. Она была в 1994 году, 14 февраля, на подписании Договора между Россией и Татарстаном. Я болел, лежал с температурой 40, а так как я один был аккредитован туда, вариантов других не было. За мной заехали, сказали: «Хочешь ты или не хочешь — мы тебя берём. Это исторический момент». Ну, я наглотался таблеток жаропонижающих, в глазах мутно всё. 14-го уже мероприятие, у меня дикая слабость. Плюс тогда не было цифровой фотографии, и мне приходилось снимать на три камеры: чёрно-белая съёмка для газет, цветная негативная съёмка на память президенту в альбом и на слайд — для журналов. Это тяжело чисто физически, хотя после этого были зарубежные поездки, где я вдобавок к этим камерам ещё брал видеокамеру и снимал небольшие фильмы.

День выборов Президента РТ. Михаил Борисович (в центре) с Минтимером Шариповичем и Сакиной Шакировной Шаймиевыми. 24 марта 1996

 

Как фотограф старой школы, Михаил Борисович снимал на плёнку и, по его словам, с трудом переходил на «цифру», держался за плёнку вплоть до 2007 года. Он считал, что цифровые технологии делают жизнь фотографа гораздо проще, но только плёнка придаёт кадру глубину и техническую завершённость. Он участвовал в выпуске более чем тридцати фотопроектов и выпустил шесть авторских фотокниг. В основном все они посвящены истории последних лет Татарстана и лично Минтимеру Шаймиеву, с которым он тесно работал много лет.
В фильме «Миг откровения» Михаил Козловский рассказывал, что такое для него съёмка одного человека много лет подряд:
— Мне приходится почти каждый день снимать президента. Конечно, не хочется повторяться, хочется, чтобы он был снят в разных ипостасях, и в то же время — чтобы он был интересен как человек.
В том же фильме фотограф отмечал: снять идеальный портрет для него — это, прежде всего, отра­зить человека, его психологию и внутренний мир таким, какой он есть, хотя момент съёмки — это всего лишь мгновение…
Будучи членом Союза художников РФ и Союза журналистов РТ, заслуженный работник культуры РТ Михаил Козловский принимал активное участие в культурной жизни республики. Событиями стали выставки его работ: «Моя главная тема» («Национальный музей, 2004), «Избранное» («Хазинэ», 2014) и другие.

С 29 марта в галерее «Хазинэ» работает фотовыставка Михаила Козловского, приуроченная к его 70-летию.

Фотографии из семейного архива

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев