Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

ТРИСТА ЛЕТ КАЗАНСКОМУ АДМИРАЛТЕЙСТВУ. ВОЗРАСТ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Журнал «Казань», № 2, 2017 Время Адмиралтейской слободы наступило. После годов запустения и стагнации начинается новый этап развития этой неко­гда многолюдной и знаменитой территории.

Се­го­дня многие горожане наверняка даже не знают, с какими замечательными событиями и громкой славой связано название этого исторического места Казани.

Ведь именно здесь без малого триста лет назад по указу Российского императора Петра I началось строи­тель­ство второй после Санкт‑Петербурга Адмиралтейской верфи, предназначением которой стало со­здание нового Российского флота для военного Персидского похода на далёкий Каспий.

Место строи­тель­ства было выбрано не случайно. Чуть ниже поворота Казанки на юг, к Волге - между Зилантовым холмом и пологими увалами холмистой гряды, поросшей строевым лесом и протянувшейся далеко на запад от территории ныне бездействующего Льнокомбината, располагалось старинное татарское село Бишбалта, население которого издавна специализировалось на корабельном плотницком деле.

Строились эти суда на прибрежных стапелях, сооружённых в устье Казанки на заливных лугах, и по половодью спускались на воду.

Именно эта причина - умелые рабочие руки и близость леса и побудили в 1718 году соорудить здесь корабельную верфь и учредить Казанское адмирал­тейство.

Появление крупной судострои­тель­ной верфи, на которой в течение последующего столетия было построено более четырёхсот крупных военных и торговых судов, вызвало к жизни немало сопутствующих фабричных и мануфактурно‑ремесленных производств. Ведь именно с этого момента в Казани бурно начинает развиваться столярное, литейно‑кузнечное, кожевенное, ткацко‑пошивочное и канатное дело.

Чуть более полувека спустя в непосредственной близости от активно действовавшей верфи уже по указу Екатерины II строится казённое пороховое производство, давшее начало появлению Пороховой слободы.

Если до появления Петровской верфи Ка­зань была переброшенным на левый берег Волги городом‑крепостью - форпостом Российского государства на востоке, где «Европа встретилась с Азией» и который служил отправной точкой колонизации гигантских пространств Урала и Сибири, то этими судьбоносными решениями Пётр I и Екатерина II превратили Ка­зань в один из ведущих центров промышленного производства России. Ка­зань из крепости наконец становится полноценным промышленным городом.

Существует гипотеза, что в планировке казанской Адмиралтейской верфи и примыкающих к ней территорий участвовали те же планировщики, что и в северной столице.

На схеме в Санкт‑Петербургском плане, выполненном на десять лет раньше, верфь замыкает Большой проспект Ва­силь­евского острова, перпендикулярно которому регулярно проложены улицы‑«линии». В казанской Адмиралтейской слободе та же картина - явно прочитывается схожая регулярная планировка, верфь замыкает улицу Большую, а перпендикулярно Большой расходятся несколько слободских улиц‑«линий». Эту планировку, во многом без изменений, Адмиралтейская слобода сохранила до наших дней, несмотря на все перипетии своей истории.

Верфь действовала до три­дцатых годов XIX века. Но, несмотря на прекращение строи­тель­ства кораблей в 1826 году, Адмиралтейская слобода продолжала оставаться одной из самых оживлённых и значимых территорий Казани до второй половины XX века.

Этому способствовало наличие сформировавшегося ближе к руслу Волги комплекса Устьинских пристаней - Волжских ворот Казани. Это было время, ко­гда отсутствие железных дорог, а позже их неразвитость, сделали Волгу «главной улицей России». Поэтому основы всей деловой жизни Казани были связаны летом - с Волжской навигацией, зимой - с санными путями по льду реки. При таком укладе жизни города «сердцем» деловой жизни Казани все­гда оставалась Адмиралтейская слобода. Неудивительно, что более ста лет назад именно здесь появились первые в Казани трамвайные пути, в начале на конной тяге, а позже на электрической, связавшие этот важнейший торгово‑промышленный район с центральной частью города.

В советский период территория Адмиралтейской слободы продолжала развиваться как промышленный район. В три­дцатые годы XX века, в ходе первой волны сталинской индустриализации, там строятся новые промпредприятия и жилища для рабочих.

Именно в Адмиралтейской слободе, между 1926 и 1934 годами в границах нынешних улиц Адмиралтейская, Мало‑Московская и Урицкого возникает первый в Казани жилой комплекс, сформировавшийся по рождённым в СССР очень специфическим принципам «Соцгорода»1 и построенный в стиле советского конструктивизма.

Эвакуация в 1941 году с западных территорий Советского Союза промышленных предприятий, а затем, в конце сороковых - начале пятидесятых годов, вторая волна сталинской индустриализации продолжает «нагружать» территорию новыми промышленными объектами. В результате к восьмидесятым годам XX века Адмиралтейская слобода представляла собой типичную для советских городов «промплощадку» с островными участками разнотипной ветшающей жилой застройки - от барачной и усадебной до многоквартирных домов с изолированными квартирами и квартирами с покомнатным заселением семей.

Самым кризисным периодом в жизни Адмиралтейской слободы стали девяностые годы XX века. Промпредприятия, расположенные на этой территории, не смогли выдержать, в силу устаревших технологий, рыночной конкуренции и постепенно прекратили работу.

Население, в значительной степени занятое на этих предприятиях, осталось без места приложения труда. Многие были вынуждены сменить профиль своей деятельности либо перебраться на другое место жительства.

Не помогли и замечательные естественные ресурсы - пятикилометровая береговая линия, близость исторического центра города - до Кремля по воздушной прямой всего два километра.

Се­го­дня в Адмиралтейской слободе проживает чуть более девяти тысяч человек, среди которых доля пенсионеров и безработных заметно превышает среднегородской процент, а доля детей значительно ниже среднего показателя по Казани. Жизнь здесь как бы приостановилась, притихла среди необитаемых массивов заводских корпусов, терпеливо ожидая решения своей дальнейшей участи.

Чтобы вдохнуть новую жизнь в эту территорию, надо решить следующие задачи:

- привлечь туда новое, более молодое и активное население - не менее пяти‑семи тысяч человек;

- создать новые рабочие места;

- существенно улучшить экологическую ситуацию, транспортную инфраструктуру и систему обслуживания населения.

На кафедре градострои­тельства Казанского государственного архи­тектурно‑строи­тель­ного университета (КГАСУ) уже более десяти лет предпринимались попытки проработать возможные проектные предложения по ревитализации этой территории. Но реальные сдвиги в этом направлении произошли в 2012 году, ко­гда в ходе серии проект­но‑образовательных семинаров, которые в это время проводились в КГАСУ для высшего руководства Татарстана и Казани, градострои­тель­ная реконструкция Адмиралтейской слободы была продемонстрирована Президенту Респуб­лики Татарстан Рустаму Минниханову. Получив его поддержку, коллектив научно‑проектного центра «Интерра», со­зданного при кафедре градострои­тель­ства КГАСУ, в считанные недели превратил эту концепцию в проработанный Мастер‑план, который и лёг в основу всех последующих шагов по реконструкции этой территории, став одним из важнейших приоритетных проектов развития столицы Татарстана.

Основным вызовом для позитивных преобразований территории Адмиралтейской слободы се­го­дня является крайне неблагополучная экология участка старого русла Казанки, превращённого в 1956 году в застойное непроточное болото. Это произошло, ко­гда были построены дамбы береговой защиты, необходимые для предотвращения подтоплений низменных участков города при подъёме воды в Волге в связи со строи­тель­ством Куйбышевской ГЭС. В образовавшийся застойный водоём на протяжении по­чти шестидесяти лет сливались все сточные воды с окружающих территорий, включая промышленные стоки. За эти долгие годы накопившийся на берегах мусор и запах гниения существенно подпортили репутацию как Адмиралтейской, так и значительной части Ягодной слободы.

Поэтому, согласно предложению Мастер‑плана КГАСУ, ключом к развитию территории должен стать линейный городской парк «Старое русло», разбитый по берегам расчищенного и обу­строенного русла Казанки. Проектом предложено после удаления всех донных и береговых загрязнений и углубления дна восстановить проточность этого водоёма за счёт специально оборудованных насосных станций, прокачивающих через него волжскую воду. Площадь парка должна составить более восьмидесяти гектаров, это сделает его самым большим парком Казани.

Появление большого обу­строенного парка резко поднимет привлекательность всех примыкающих к парку территорий, как для жилищного строи­тель­ства, так и для размещения объектов общественного назначения. На сопряжённых с парком территориях предлагается сформировать целую систему жилых и общественных комплексов. Общая площадь нового жилого фонда должна составить около двухсот пятидесяти тысяч квадратных метров, что позволит привлечь на эту территорию около восьми тысяч новых жителей. Учитывая, что в значительной степени это будут молодые семьи, здесь предполагается строи­тель­ство двух новых школ и нескольких детских садов. История места и наличие на территории значительного количества объектов культурного наследия позволили выдвинуть и обосновать в Мастер‑плане предложение по превращению Адмиралтейской слободы в один из ведущих туристических центров Казани.

Мировая и оте­че­ственная практика показывает, что привлечение на территорию пятна­дцати туристов позволяет создать одно рабочее место. Идея развития туристической инфраструктуры в Адмиралтейской слободе стала важнейшей составляющей проекта. Развитию туризма и обес­пе­чению стабильной туристической привлекательности этого исторического места должно способствовать строи­тель­ство музейно‑выставочного комплекса «Адмиралтейская верфь», расположенного у южного входа в парк «Старое русло» - на участке, где ко­гда‑то располагались строения реальной исторической верфи, включая первую Адмиралтейскую контору.

Мастер‑планом пре­ду­смотрено строи­тель­ство ещё целого ряда объектов туристического бизнеса - конференц‑отель, сеть специализированных ресторанов, кафе и магазинов, центр водного снаряжения и туризма, действующая верфь строи­тель­ства малых судов по историческим прототипам и гавань прогулочных судов.

Одной из задач проекта стало обустройство подходов к Зилантовому монастырю и прилегающей к нему территории, что также должно способствовать привлечению туристов на эту территорию.

Планируется, что развитая туристическая инфраструктура Адмиралтейской слободы обеспечит со­здание не менее восьмисот новых рабочих мест.

Одним из важных элементов Мастер‑плана является формирование Волжской набережной. Для её со­здания потребуется строи­тель­ство дополнительной береговой защиты, которая се­го­дня присутствует на этой территории только частично.

Дамба береговой защиты должна начаться с Песчаного мыса, что позволит его обустроить и превратить в один из главных комплексов Волжского фасада Казани. Затем планируется набережную и дамбу береговой защиты продолжить от Песчаного мыса до старого татарского кладбища, мысом выдающегося в Куйбышевский залив. Саму территорию кладбища предполагается обустроить, создав в его наиболее сохранившейся части мемориальную зону.

Ещё один важный аспект Мастер‑плана - развитие транспортной инфраструктуры Адмиралтейской слободы и улучшение транспортной связи этой территории с общей транспортной инфраструктурой города.

Для этого запланирована новая магистральная улица, проходящая от улицы Боевой на север, по трассе нынешней улицы Набережная, вдоль восточной границы Порохового завода до соединения с улицей Кулахметова. Дополнительно планируется соединить улицу Адмиралтейскую с улицей Энгельса, пересекая при этом парк «Старое русло» и проходя эстакадой над железной дорогой. В районе остановочной железнодорожной платформы запланировано строи­тель­ство транспортно‑пересадочного узла (ТПУ), который должен обеспечить качественное пассажирское сообщение общественным транспортом со всей территорией Казани.

Реализация Мастер‑плана уже началась - разработан и утвер­ждён проект экологической реабилитации Адмиралтейского пруда, выделены деньги, и в августе прошлого года приступили к очистке южной части водоёма.

Коллектив Национального музея Респуб­лики Татарстан в 2016 году разработал музейную концепцию, а в сентябре приступил к со­зданию рабочего проекта музейно‑выставочного комплекса «Адмиралтейская верфь». Запланировано начать строи­тель­ство этого комплекса уже летом 2017 года.

Всё это позволяет надеяться, что 2018 год - год 300‑летия основания Адмиралтейской верфи - Ка­зань встретит с уже проснувшейся от долгого сна и заметно преобразованной Адмиралтейской слободой.

Дембич Александр Алексеевич - заведующий кафедрой градострои­тель­ства и планировки сельских населённых мест Казанского государственного архитектурно‑строи­тель­ного университета, кандидат архитектуры.

1 По свидетельству спе­циа­листов, стандартным набором соцгородов, строившихся в СССР как обязательные жилые «спутники» новых мощных индустриальных производств, было наличие трёх типов жилища - коттеджи для дирекции строи­тель­ства и сотрудников ВЧК, деревянные бараки для рабочих и многоквартирные дома с покомнатным заселением для ИТР и элиты рабочего класса.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев