+2°C
USD 77,77 ₽
  • 15 октября 2020 - 12:31
    Осенняя Казань А вы знаете, где в нашем городе есть такое необычное место?
    277
    0
    0
Реклама
Архив новостей

"Центр. Первый": событие для республики

Журнал "Казань", № 10, 2015
С 15 июля в Казани работает Центр современной драматургии и режиссуры «Центр. Первый».
Проект был представлен в рамках Школы театрального лидера («Центр имени Мейерхольда», Москва) и поддержан Министерством культуры Республики Татарстан.
В конкурсе пьес «PRO / ДВИЖЕНИЕ» победителем признан Рузаль Мухаметшин, пьеса «Ярлыкагыл» (Помилуй); на втором месте Алексей Егоров, пьеса «Сказка про Алёшу царевича и волчиху лесную»; на третьем месте Салават Юзеев, пьеса «История одного ограбления».
Специальные дипломы были вручены юным дарованиям, начинающим драматургам, участникам проекта «Классная драма» Екатерине Егоровой за пьесу «Гаджеты» и Вере Силкиной за пьесу «Ладушки‑оладушки»
Центр намерен развивать в Татарстане современную драматургию на татарском и русском языках, создавать репертуарную базу актуальных пьес, помогать драматургам найти своего читателя и режиссёра, режиссёрам - своего драматурга и зрителя, актёрам - своего автора, постановщика и зрителя, проводить читки пьес и создавать режиссёрские эскизы, продвигать современную драматургию на экспериментальные площадки и в репертуарные театры Татарстана и России.
В Татарстане только за один год происходит множество событий, которые бы могли, но не получают никакого осмысления в драме. А богатейшая история нашего края? А культурные коды наших народов, самобытный фольклор, городские легенды? Всё это не получает должного внимания. Страдают и большие репертуарные театры, и маленькие экспериментальные коллективы. Поэтому мы готовы осуществить ряд мер, способных значительно изменить ситуацию. 15 октября на площадке творческой лаборатории «Угол» зрителей собрала уже первая премьера - «Казань Спортивная». Техника создания спектакля - вербатим, предполагающая отказ от привлекаемой извне литературной пьесы. Материал для спектакля - интервью с представителями той социальной группы, к которой принадлежат герои планируемой постановки. В нашем случае это спортсмены, тренеры, болельщики, волонтёры и просто люди, которые занимают свою позицию по отношению к спорту и к спортивным событиям в Казани. Расшифровывал интервью и создавал документальную пьесу Нияз Игламов, а режиссёр спектакля - Юлия Захарова. После премьеры спектакля «Казань Спортивная» были награждены победители конкурса пьес «PRO / ДВИЖЕНИЕ».
Конкурс должен помочь наладить связи между авторами и театрами, выявить перспективных молодых авторов, создать общее двуязычное пространство татарстанской драматургии. Это своего рода мост между всеми участниками театрального процесса. Он не конкурирует с существующими конкурсами, стремясь к созданию в Татарстане театрально‑литературной зоны пульсирующих смыслов и поиска новых форм.
Авторам были предложены тематические направления: «Межна­цио­наль­ные контакты», «Татарский фольклор», «Казань и Татарстан в произведениях литературы / инсценировки», «Детская драматургия».
- Здорово, что проводится такой конкурс! - считает Альбина Абсалямова.- Для автора очень важно иметь возможность быть услышанным - даже если твоё произведение на этот раз и не окажется в числе лучших. С интересом читала работы, присланные на конкурс. Хочется узнать, что и как сейчас пишут. И не где‑то, а прямо здесь, в Казани. Свои пьесы отправлять страшно! Но и этот шаг нужно сделать…
На конкурс прислали пьесы со всех уголков России, а среди местных авторов его поддержали Мансур Гилязов, Рузаль Мухаметшин, Ркаил Зайдулла, Ильгиз Зай­ниев, Альбина Абсалямова, Алёна Каримова, Михаил Меркушин и многие другие драматурги.
Председателем отборочной комиссии был заведующий литературно‑драматургической частью Камаловского театра, театральный критик Нияз Игламов, в комиссию входили помощник художественного руководителя Качаловского театра по литературной части, заслуженный работник культуры Республики Татарстан Диляра Хусаинова, кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы Казанского федерального университета Елена Шевченко.
Комиссия отобрала пьесы, которые были допущены ко второму и третьему этапу (читки, эскизы). Читки проходили на площадке творческой лаборатории «Угол». Это - уникальный способ презентации публике драматургического текста. Ещё не полноценный спектакль, даже не эскиз, но и не простое чтение пьесы автором или актёрами по ролям. Читки режиссируются, и некоторые постановщики добились весьма внушительных успехов на этом поприще. Читка - особый тип актёрского существования, когда при минимуме сценического оформления, ограниченном перемещении в пространстве речевой характерностью рождается действие, возникают характеры, обретаются актуальные смыслы. В какой‑то степени, но лишь отчасти, читка напоминает финал застольного периода репетиций перед выходом на сцену. И вместе с тем читка - вполне законченная форма театрального действия. Иногда единственная доступная форма представления новой драмы аудитории. Сами драматурги, особенно делающие первые шаги в профессии, также в процессе читок обнаруживают много полезного для себя, обретают ценный опыт режиссёрского и актёрского воплощения собственных текстов. Это переоценить невозможно. А многие читки вполне обоснованно претендуют на статус произведений искусства и дают колоссальный творческий стимул для участников. В том числе и для зрителей. Читка - не узкоспециальный проект, не внутренняя кухня театра, но и зрелище, которое собирает вокруг себя адептов и неофитов, пользуется активным зрительским спросом. Зрители живо участвуют в обсуждении пьес, высказывают свои мнения, что ещё больше укрепляет мосты между сценой и залом, формирует слой просвещённой публики.
В декабре будут осуществлены режиссёрские эскизы лучших пьес конкурса. Художественный руководитель Юлия Захарова и генеральный директор Центра «Первый» Анастасия Радвогина предполагают показать зрителям программу на этапе читок, но что в неё будет входить пока держится в секрете.
- Создание Центра - потрясающее событие для всей республики,- уверен Рузаль Мухаметшин.- У нас немало умных и талантливых людей, которые вполне могли бы стать неплохими драматургами. Просто для большинства таких людей, не совсем, может быть, уверенных в своих силах, не совсем понимающих суть драматического жанра, театр может казаться чем‑то недоступным. То же можно сказать о режиссёрах. К счастью, Центр берётся восполнить эту пустоту между театром и, скажем, потенциальным драматургом, пытается стать связующим звеном.
Для меня особенно радостно то, что первые проекты (надеюсь, не последние) Центра билингвальны. Это расширяет горизонты. Татарский драматург может встретиться с русским режиссёром, и так далее… То есть, у всей талантливой молодёжи (и не только) республики, несмотря на национальные, языковые и прочие различия, есть прекрасное место встречи и обсуждения самых различных идей. Здорово же!
- Для нас очень важно найти новые имена в драматургии Татарстана, стимулировать уже состоявшихся авторов к дальнейшему творчеству! Поэтому работа Центра на следующий год предполагает образовательную программу, в которой будут мастер‑классы, семинары, драматургическая лаборатория,- рассказали художественный руководитель Юлия Захарова и генеральный директор Центра «Первый» Анастасия Радвогина.- И, конечно же, нам хочется, чтобы лучшие тексты не прошли незамеченными для театров.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: