Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

У девушки с кувшином, которой нет

Журнал "Казань", № 6, 2015 Когда в Лядском саду появились дети со старинными фото Казани на плёнках, вмонтированных в необычные фанерные изделия, восторгу собравшихся не было предела! Это были кормушки для птиц! Их развесили на деревьях, насыпали корм. Прогуливавшиеся в саду дети, а также их родители радовались и ждали, когда...

Журнал "Казань", № 6, 2015
Когда в Лядском саду появились дети со старинными фото Казани на плёнках, вмонтированных в необычные фанерные изделия, восторгу собравшихся не было предела! Это были кормушки для птиц! Их развесили на деревьях, насыпали корм. Прогуливавшиеся в саду дети, а также их родители радовались и ждали, когда прилетят те, кому вся эта красота была предназначена. Праздник!
Кормушка как машина времени
Объявление нынешнего года в Татарстане Годом парков и скверов послужило мощным толчком к переосмыслению существующих зелёных рекреационных пространств, обсуждению новых возможностей озеленения в республике. В Казани проводятся масштабные работы по реконструкции, восстановлению и благоустройству зелёных зон. Среди них есть особые исторические зелёные объекты - сады и скверы, некоторые из которых являются объектами культурного наследия. Каждый из них имеет свою историю, сохраняет неповторимую атмосферу.
К сожалению, современные городские парки похожи друг на друга как близнецы‑братья и больше напоминают площади: одинаково мощёные дорожки, посадки молодых деревьев. И даже в исторических садах во многом утрачен исторический символизм.
В сохранении и популяризации городских садов и парков с большой охотой участвует творческий коллектив архитектурно‑дизайнерской школы Казанского государственного архитектурно‑строительного университета «ДАШКА». Уже много лет дети вместе с преподавателями стремятся преобразовать общественные пространства города необычными арт‑объектами, используют городские пространства для проведения всевозможных акций и игр.
В архитектурном образовании немаловажную роль играет изучение исторических архитектурных форм, исчезающей деревянной архитектуры. Многие поколения архитекторов, художников, да и просто горожан черпали вдохновение в деревянных кварталах Казани, и утрату большей части деревянной застройки восприняли с болью. Чтобы сохранить хотя бы то, что осталось, необходимо действовать!
Вот почему в Международный день защиты детей коллектив архитектурно‑дизайнерской школы внёс свой вклад в благоустройство городских скверов. Под руководством преподавателей Диляры Рашидовны Галиакберовой, Степана Викторовича Новикова, Алексея Николаевича Москалёва, Виктории Александровны Строй подростки разработали необыкновенные кормушки сложной формы из фанеры и прозрачной плёнки с изображением утраченных объектов архитектуры и исторических видов города и парков. Каждое изображение уникально само по себе, а когда смотришь через прозрачную плёнку, кормушка становится просто машиной времени, которая погружает нас в прошлое! При этом она полностью отвечает требованиям наших пернатых собратьев, с лотками для корма и удобными для птиц деревянными участками.
Кормушки разместили практически во всех исторических местах отдыха города: в парке «Чёрное озеро», Центральном парке имени Горького (Русская Швейцария), саде «Эрмитаж», Ленинском садике. Увы, ни один из этих парков и садов не дошёл до нас в первозданном виде -постройки утрачены, планировочная структура изменена, зелёные зоны сокращены в несколько раз.
Особое внимание «ДАШКА» уделила Лядскому саду, в котором сто шесть лет назад проходили мероприятия, связанные с защитой и поддержкой детей! В июне 1909 года Лецкой садик днём служил местом для гуляния, подвижных игр и гимнастических упражнений детей. Игры были бесплатные, их организовали Общество борьбы с детской смертностью и семейно‑педагогический кружок.
Откуда есть пошёл Лядской сад
Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации «Бывший Лядской сад (Сад Лецкого), первая половина XIX - начало XX вв.» расположен в историческом центре Казани. Ему сто сорок шесть лет!
В развитии сада можно выделить четыре периода.
Первый из них - здесь изначально загородная территория, неровная, с остатками реликтового соснового бора. С момента утверждения регулярного плана Казани в 1768 году это был городской квартал под застройку. В конце XVIII века в нём располагался одноэтажный жилой дом генерал‑майора Алексея Петровича Лецкого.
В 1869 году здесь разбивается сад с регулярной планировочной структурой, высаживаются деревья. Это второй период развития сада. Он насыщается малыми архитектурными формами, в 1880 - 1890 в нём установили фонтан с бронзовой скульптурой девушки с кувшином в руках.
Сад получил прямоугольную форму, подчиняясь общей регулярной квартальной разбивке города, с трёх сторон его ограничили городские дороги, с четвёртой стороны он граничил с частными землевладениями.
В саду прогуливались, проводили культурно‑просветительные мероприятия, развлекались и веселились, здесь шла бойкая торговая. Имелись клозет, очень нужное сооружение, и два павильона для продажи прохладительных напитков.
Сад можно бы посещать бесплатно, поэтому в нём бывали горожане из всех слоёв населения.
В третий, советский период сад не очень изменился, но были утрачены здания и сооружения.
В 1949 - 1950 годах в саду установили бронзовый бюст Алексея Максимовича Горького, выполненный по проекту архитектора А. А. Любимова скульптором М. К. Аникушиным.
А в 1961 - 1962 здесь появилась будка газораспределительного пункта.
В 1962 году в саду ещё сохранялась чаша фонтана, но уже без скульптуры. В 1970 году в ходе капитальных работ в саду на месте прежнего фонтана установлен новый фонтан со скульптурой в виде шара‑яблока. В 1999 году бюст Горького перенесли из сада к обочине улицы Горького.
Четвёртый период - современное состояние сада до наших дней. Он получил регулярно‑пейзажную планировочную структуру.
В 2003 году была проведена глобальная реконструкция сада: размечены новые дорожки и клумбы, появились деревянные фигурки персонажей сказки «Белоснежка и семь гномов», которые можно увидеть при входе в садик со стороны улицы Щапова.
В 2004 году в саду установили памятник Гавриилу Романовичу Державину (скульптор М. М. Гасимов, архитектурный проект Р. М. Нургалеевой). Ещё в ночь накануне открытия он был под плёнкой, заканчивались работы, а днём возрождённый образ поэта открылся взорам благодарных казанцев.
В целом Лядской садик - типичный пример общественного городского сада конца XIX - начала XX века с характерной планировочной структурой, распространённой в России. Сад Лецкого с момента первоначальной разбивки имел регулярный характер, «звёздчатую» планировочную структуру с явно выраженным центром композиции - фонтаном со скульптурой и цветником. Даже после в целом сохранилась планировка сада, в нём живы старые деревья, формирующие аллеи.
Пока неизвестно, будет ли во время реставрационно‑восстановительных работ, которые планируются в саду, воссоздан утраченный фонтан. Но участники акции «ДАШКИ» на месте былого фонтана, расположенного в центре сада, попытались устранить историческую несправедливость! По предложению фотографа Владимира Зотова образ и форму фонтана воссоздали в виде композиции из фигур участников акции, которые выстроились в круг с композицией в центре, имитирующей утраченный подлинник, и изобразили движение и энергию, которые присущи фонтанам.
Так дети приобщаются к познанию истории нашего города, учатся любви и бережному отношению к природе.
Балабанова Юлия Петровна, кандидат архитектуры;
Новиков Степан Викторович, архитектор - преподаватели архитектурно‑дизайнерской школы «Дашка».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев