В октябрьском номере журнала «Казань» Адель ХАИРОВ рассказал о печатях и знаках татарской истории
Стены одной из комнат музея татарского учёного и просветителя Каюма Насыри украсили яркие постеры с изображением личных печатей — «тугра» и родовых ханских знаков — «тамга». Это одна из выставок, проходящих в этом известном «татарском доме» — городской усадьбе с закрытым двориком, которых раньше в Старотатарской слободе было множество. Сейчас бревенчатый дом — памятник татарского деревянного зодчества XIX века — стоит в одиночестве, со всех сторон стиснутый бетонными строениями, что кажется символичным.
Тугра «Габде-ль-Каюм бин Габде-н-Насыр», реконструированная согласно канонам арабской каллиграфии. Тугра с личной печати Габделькаюма Насыри.
Художник-каллиграф Рамиль Насыбуллов, основатель и директор
Центра арабской каллиграфии
при Российском исламском институте.
Дом с лечебным садом
Когда-то на этом месте стоял двухэтажный дом, в котором жил Каюм Насыри. По сохранившимся документальным материалам, он был восстановлен на своём исконном месте. Была сохранена внутренняя планировка и воссоздана комната, где жил и работал татарский учёный-просветитель. В основе экспозиции прижизненные издания учёного, его рукописи, фотографии. Наиболее ценными среди экспонатов являются: учебник для медресе по логике, переписанный рукой Насыри, на некоторых страницах которого имеется личная печать учёного; его часы-хронометр, трость и сундук. Во дворе музея разбит живописный сад, созданный по материалам книги Каюма Насыри «Цветы и травы» о лекарственных растениях, произрастающих в Поволжье.
Знаковая выставка
Тугра — это персональная печать правителя, знатного человека, учёного. Тамга — родовой знак (тавро) хана с его именем и титулом, которым помечались имущество, табуны лошадей и отары овец. Тамгой скреплялись обязательства, записанные на свитках. Наибольшее распространение тамга получила в Османской империи, где ставилась на всех государственных бумагах, иногда также на монетах и воротах мечетей.
Представленные на выставке тугры были сделаны на основе личных печатей, которые вырезались на камнях, кости, хрустале или твёрдых породах дерева, художником Рамилем Насыбулловым, основателем и директором Центра арабской каллиграфии при Российском исламском институте. Он считается одним из авторитетных последователей классической школы арабской каллиграфии. Мастер воссоздал личные печати Каюма Насыри (1825–1902), Шигабутдина Марджани (1818–1889), учёного-богослова Ризы Фахретдина (1859–1936), золотоордынского поэта Сайф-и Сараи (XIV век) и других.
Рамиль Насыбуллов рассказал о происхождении татарских тугр и тонкостях каллиграфических стилей:
— Тугры и тамги — это пришедшие к татарам с булгарских времён (а может, даже и раньше) знаки. Подобные печати использовались ещё во времена пророка Мухаммеда. В эпоху Золотой Орды у татарского народа искусство печатей было на достаточно высоком уровне, поэтому каждую тамгу можно рассматривать как произведение искусства. Как правило, тамги имелись у аристократии, писателей, учёных, зажиточных людей, которые ставили их в качестве личной печати или подписи.
В тамгах, воссозданных Рамилем Насыбулловым, использована классическая орнаментация в стиле «хатаи» (от слова «Китай»). В его работах можно заметить общую черту — наличие куполообразных элементов каллиграфии в стиле «болыт» («облако»).
Тугра «Габдулла Мухамматгариф улы Тукай»,
сделанная в стиле тугр, использовавшихся
на личных печатях Ш. Марджани и К. Насыри.
Искусство каллиграфии
Отточенное движение виртуозной руки мастера-каллиграфа, и вот на белом пространстве листа появляется первая буква. Действие завораживает. Каллиграф колдует над бумагой. В его руке такой же калям, который держали писцы, мудрецы и поэты Древних Булгар и ханской Казани. Калям с капелькой туши на кончике, пролетая над чистым полем, оставляет за собой стебли тонких линий. Извиваясь, они обрастают листьями и цветами и превращаются в райские сады Джаннат.
Мастер-класс каллиграфии. Рамиль Насыбуллов с помощью каляма демонстрирует древнюю технику арабского письма.
Всем желающим художник
пишет их имена на арабском
и ставит печати.
Не мог обойти вниманием эту знаковую выставку художник-каллиграф и мастер шамаилей Наджип Наккаш, с которого в 1990‑е годы и началось возрождение каллиграфии в Татарстане. Этому искусству он учился у самого Баки Урманче!
— Рамиль Насыбуллов возрождает забытую у нас классическую арабскую каллиграфию и поднимает её на новый уровень, — сказал Наккаш. — Отучившись в Турции у авторитетных учителей, он показывает и делится своими знаниями в Татарстане, обучает студентов в Исламском институте, старается воспитать достойных мастеров каллиграфии. Татары владели арабской каллиграфией в высокой степени, но после революции были вынуждены забыть её на семьдесят лет.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев