Живописная анархия стилей — в октябрьском номере журнала «Казань» рассказал Адель Хаиров
В разговорах об архитектуре старой Казани обязательно прозвучит слово «эклектика». Под ним обычно подразумевают архитектурную мешанину или живописную анархию стилей. Со смотровой площадки колокольни Богоявления это разнообразие хорошо видно. Кажется, что на улицах города повстречались всевозможные стили прошлого и современные архитектурные проекты. Скорее это даже не встреча, а столкновение!
Избяная Казань
Когда-то ометьевские холмы с оврагами и буераками, застроенные бедными хибарками, находились за городской чертой. Места эти увековечил в своих воспоминаниях Фёдор Шаляпин: «Тёмным вечером осени я сижу на полатях у мельника Тихона Карповича, в деревне Ометовой, около Казани, за Суконной слободой».
Город разрастался, но так и не проглотив очередную деревню, обтёк Ометьево со всех сторон и побежал дальше. От примыкающего района частного сектора под названием Калуга (видимо, основанного переселенцами из этого города) остались лоскутки, а Ометьево стоит себе и в ус не дует. Сюда даже метро провели, станция в виде стеклянной капсулы, переброшенной от одного края оврага на другой, смотрится особенно футуристично на фоне избушек с резными наличниками, голубятнями и хлопающим на ветру бельём. Конечно, посёлок, оставшийся в центре Казани, меняется. В советские времена здесь появились несколько типовых девятиэтажек и хрущёвок, а в 90-е выросли коттеджи с башенками и флюгерами, но в глубине переулков ещё сохранились «патриархальные» уголки уходящей натуры, на фоне которых можно фильмы снимать или спектакли ставить про татарскую деревню. Удивляют таблички с экзотическими названиями улиц: Магаданская, Киевская, Студёная, Полярная, Плодовая, Газонная, Альпинистов, Потребительская, Марсовая. Кто‑то ведь сидел и придумывал?! Почему улицу назвали Магаданской? Может быть, там жили отсидевшие зэки? А на Потребительской поселились потребители? А на Марсовой — марсиане?.. И почему посёлок при въезде написан через «о», а на станции метро через «а». Сие загадка!
Одни краеведы говорят, что был такой булгарский хан Ахмет, от его имени и пошло название посёлка; другие утверждают, что Ометьево произошло от татарского слова «өмет» (надежда); третьи, что от русского «омёт» (скирд соломы). Вот такая запутанная история. (В № 7, 2024 своими версиями происхождения топонима делился историк Айрат Файзрахманов.)
Островки избяной Казани (жилой, не декоративной) ещё можно видеть вокруг Азимовской мечети, у татарского зирата в Новотатарской слободе, на горе вдоль улицы Тихомирнова. Сохранились они на улицах Низенькой и Овражной, на Хади Атласи (здесь даже уцелела колонка). Стоят заброшенные деревянные дома на Волкова, также остались кое-где избы на месте поглощённых городом деревень Савиново и Гривка. Если поискать, то «динозавров» деревянного зодчества в городе ещё много!
Коммуналка с пруссаками
Газетчик, впервые назвавший огромные жилые дома «человейниками», скорее всего, никогда не жил в коммуналке. Вот где была скученность! По утрам на одном квадратном метре у газовой плиты умещались три хозяйки с раскалёнными сковородками. Пока стояли в очереди в уборную, успевали прочесть вчерашнюю газету и разгадать кроссворд. В руках жильцы держали персональные стульчаки. Мужчины обычно не ругались и в коммунальных войнах участия не принимали. Они были под прикрытием больших женщин в засаленных халатах, которые убедительно играли сразу четыре роли: мамы, жены, домработницы и московской сторожевой.
Одна из последних в Казани классических коммуналок находилась в трёхэтажном доме Мартинсона, в комнатах-пеналах с одним окном бывших «Волжско-Камских номеров», и автору «посчастливилось» там снимать комнатушку по соседству с хозяином квартиры Васькой. Ровно один день я радовался новоселью. Из окна был виден университет, до филфака рукой подать. О чём ещё можно мечтать?! Но я не учёл, что придётся ранним утром штурмовать туалет и кран с холодной водой под злобные взгляды и окрики домохозяек; что рыжие пруссаки будут пролезать в приготовленные с вечера бутерброды и укладываться солдатиками между сыром и колбасой; что Васька будет подворовывать продукты и деньги; что…
Хватило меня на три месяца. Это были курсы выживания, после которых на жизнь уже смотришь иначе, а слово «комфорт» становится расплывчатым. Что это? Может, скамейка в парке, туалет в кустах и пирожок на вокзале?..
Стильные хрущёвки
Помню хрущёвки ещё новорождёнными. Чистенькие, сияющие окнами и новосёлами, которые расставляли мебель и не могли вбить гвоздь, чтобы повесить ковёр или зеркало — стены были железобетонные с речной галькой, зато хорошо проводили разнообразные житейские звуки.
Фасады в аккуратно расчерченную клеточку мерцали бутылочным стеклом, которое использовалось при заливке панелей. Вздёрнутые козырьки над входной дверью, ещё не застеклённые и не захламлённые коробками, трёхлитровыми банками и лыжами балконы… — всё это смотрелось стильно и современно.
Появилось свежее ощущение обновления жизни. Я не слышал, чтобы кто-то возмущался, что хрущёвки уродуют старую Казань. Время менялось, люди тоже. Никто не хотел жить в избушках и бараках, построенных зэками или пленными немцами. Всем хотелось комфорта. Низкие потолки, теснота? Какая ерунда! Главное, свои квадратные метры без соседей, своя ванная и свой туалет. Газ горит, вода журчит, к тому же из одного крана — холодная, из другого — горячая. Красота!
Первые хрущёвки появились в Казани в начале 1960-х на улицах Аделя Кутуя и Гвардейская. Однообразные панельные коробки без претензии на архитектуру! Торцы редких пятиэтажек украшались мозаикой. Так, на улице Красная Позиция был изображён красноармеец на посту, на Космонавтов — голова космонавта в скафандре и пролетающие над ним ракета и спутник.
Вместе с хрущёвками появилась новая мебель — лёгкая трёхногая из прессованных опилок. Без жалости выбрасывались на помойку бабушкины шкафы из массива и кованые сундуки, где хранилось прошлое. Просто в новой жизни всему этому не нашлось места. Вспоминаю, как брал интервью у дочери татарского классика Амирхана Еники и она всё жалела, что, подпав под влияние ветреной моды, избавилась от большого письменного стола с царапинами и чернильными пятнами, на котором отец писал свои повести и рассказы.
Один местный архитектор, рассуждая о плюсах и минусах хрущёвок, заметил, что «хрущёвки это архитектура народных масс» и «историческая застройка рядом не учитывалась, не ценилась». А как она могла цениться, если в «Интернационале» было прописано: «Мы наш, мы новый мир построим»?! Всё очень даже логично.
Авторы старого путеводителя по Казани за 1977 год приглашали немногочисленных тогда туристов посетить новые микрорайоны, чтобы полюбоваться на панельные коробки:
«Для архитектурного облика северных районов Казани характерны смелые инженерные решения, комплексная застройка жилых кварталов. Лик дореволюционного города лишь кое-где проглядывает сквозь решительные формы современной архитектуры. От прошлого остаётся только то, что имеет историческую и культурную ценность, помогает чувствовать аромат ушедших времён».
Помпезные «сталинки»
«Сталинки» и сегодня украшают город. Стоят-красуются роскошные советские дворцы в стиле сталинского барокко на перекрёстках, удивляя парадными арками, античными колоннами, цветочными гирляндами и пшеничными снопами на фасадах. Некоторые имели шпили, бельведер и палисадники с клумбами за оградой. На постаментах серого дома с башней на Назарбаева стояли ныне утраченные скульптуры физкультурников, а во дворе журчал струйками фонтан «33 богатыря», хотя богатырь там был один, шеломы остальных слегка показывались из воды (какая экономия стройматериалов!) В невидимом с дороги жёлтом доме на Маяковского, построенном в тиши сада «Эрмитаж», по ночам скрипели перьями классики татарской литературы. Весь фасад теперь завешан мемориальными досками.
«Сталинки» старались ставить на месте разрушенных храмов, чтоб свято место пусто не бывало. Внутри — высоченные потолки с лепниной, широченные комнаты. Здесь ощущаешь себя большим человеком! Хотя дворцы эти строились для рабочего класса и заселялись не только директорами и главными инженерами, но, прежде всего, передовиками производства и трудовыми династиями. Например, один из сталинских дворцов был построен на улице Кирова (ныне улица Татарстан) для рабочих валяльно-фетровой фабрики и в народе назывался «Татваленок». Все «сталинки» строились по индивидуальным проектам, и двух близнецов не найти. Похожие есть, одинаковых нет!
Элитки для элиты
Две девятиэтажки, облицованные песочной плиткой, стоят под голубыми елями в самом начале улицы Маяковского — в тихом, почти музейном местечке. Казанцы шептались, что здесь живут «те самые», и кивали в сторону Обкома партии. И это соответствовало действительности. В домах повышенной комфортности с просторными холлами, где стояли диванчики, с цветами и фикусами в подъездах, теннисным столом в фойе, охраной и консьержками, проживали непростые люди. Это были элитки для элиты!
В девятиэтажках на Маяковского обитали секретари Татарского обкома и Казанского горкома, председатель Верховного суда ТАССР, директора заводов, министры культуры, лесного хозяйства, топливной промышленности, начальники различных ведомств и управлений.
Одним из жителей элитки был Раис Беляев, первый секретарь Набережночелнинского горкома партии и секретарь Татарского обкома КПСС по идеологии. Построивший автогигант «КамАЗ» и город-сад Набережные Челны и за это дважды награждённый орденом Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.
В 1987 году Раис Киямович попал в немилость к первому секретарю Татарского обкома партии Гумеру Усманову. Началась травля в газетах. Ходили слухи, что дверные ручки у опального секретаря в квартире на Маяковского из чистого золота...
В каждом доме, в каждой квартире разыгрывается свой многоактный спектакль. Он идёт утомительно долго, так долго, что актёры успевают состариться. Жанр пьесы сложно определить, скорее это мелодрама с элементами комедии и трагедии. У одних больше веселья, у других — печали. Но начинается действие всегда одинаково — с радости новоселья, с ожидания новой жизни!
Фото Юлии Калининой
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев