Красота или Верность?
С сюжетом всё ясно. Но произведения средневековой литературы — это не просто интересные или поучительные рассказы. Кул Гали явно стремился донести до читателя важные для него, как для поэта и мыслителя, идеи.
Исследователи обращают внимание на проблему идеального правителя. Скорее всего, текст создавался для высокостатусной аудитории. Изначально его читали или слушали в первую очередь в ханских дворцах и домах знатных людей. В качестве назидания таким персонам автор описывает Йусуфа как справедливого правителя, «одинаково обращавшегося и с богатым, и с бедным». Возвышение невольника до царского статуса и сохранение внутреннего благочестия и чувства справедливости тоже было важным примером.
Впрочем, Йусуф «идеален» не только как правитель. В его лице в первую очередь транслируется образ «совершенного человека». Эта категория из суфийской философии обозначает человека, устремлённого к духовному совершенству, единению с Абсолютом и подлинному познанию Бога. Через Йусуфа показываются важные этапы этого пути: например, усмирение своей гордыни, стойкость и терпение, великодушие и верность. Снаружи Йусуф привлекает все создания вокруг себя невероятной красотой, но ещё более прекрасное ожидает того, кто имел честь познакомиться с его внутренним миром. Внешняя красота же — причина и источник испытаний героя: нужно и остерегаться неуместной гордости своим ликом, и спасаться от излишнего внимания других людей.
Для поэмы булгарского автора верность Йусуфа своему отцу имеет невероятную универсальную ценность. На самом деле, это одна из объединяющих тем произведения. Верность клятве, данному слову, интересам своего государства, племени и традициям, верность Богу — всё это находит символическое отражение в образе Йакуба, отца Йусуфа. Даже в ситуации попытки соблазнения героя Зулейхой Йусуф вспоминает о том, что, во‑первых, муж Зулейхи, вообще‑то, усыновил его и «может ли он изменить отцу?», а во-вторых, в напряжённый момент, когда Йусуф уже находился на грани соблазна и проявил слабость в виде улыбки, перед ним предстаёт образ своего настоящего отца, укоряющего и наставляющего его.
Наконец, что утешало татарский народ на протяжении всех веков — сабырлык (терпение). Йусуф обретает счастье в обоих мирах, потому что был верен своему слову и проявлял невероятное терпение и стойкость:
Если раб в положеньи тяжёлом где есть,
Покориться решению Бога коль сможет,
После мук для него и покой уже есть.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев