Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

Кул Гали: наследие и современность

Музыкальный текст

«Кысса-и Йусуф» это ещё и музыкальный, напевный текст. Сама структура поэмы предполагает, что её хочется не просто читать, но и напевать. Благодаря этому «Сказание о Йусуфе» быстро превратилось в көйле китап — книгу, которая читается напевом. В татарской традиции таких книг (речь не про фольклор, а именно авторские тексты) было несколько.

Свои мелодии были, например, у книг религиозно-художественного характера «Бакырган», «Мухаммадия», «Бәдәвам».
В этом месте следует остановиться и поправиться. Нет, для многих поколений наших предков книга о Йусуфе — это, в первую очередь, история, озвученная бабушками и дедушками. Не каждый лично листал хрупкие страницы рукописных «кысса». Но каждый слушал то, как «поётся» книга. Читая дрожащим голосом строфы Кул Гали, они передавали многовековую традицию следования книжному слову, впитывали ценности, столь важные для татарского народа. К сожаленью, сегодня мы почти утеряли цепочку передачи знания через «поющие книги». Но никогда не поздно вернуться к опыту предков: можно собираться в кругу семьи и читать отрывки из великой книги, обсуждать приключения Йусуфа и его братьев, учиться любить, ценить жизнь и наслаждаться близостью с родными.
О чём же была эта книга? Тонкости политики и управления государством, признаки благочестия, любовь к Богу, приключения и злоключения, восхваление чистой любви, долгожданный хэппи‑энд — всё это есть в «Йусу­фе». Мне же кажется, что главное в истории, рассказанной Кул Гали, — это призыв оставаться верным себе и своему народу:

Ведь алмаз — камень, камень 
не всякий — алмаз.
И не всякий осмыслит 
достоинство враз.
И глупец не оценит стихов этих 
ценность,
Ну а умный, послушав, поймёт 
сей рассказ.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев