0°C
USD 78,86 ₽
  • 15 октября 2020 - 12:31
    Осенняя Казань А вы знаете, где в нашем городе есть такое необычное место?
    675
    0
    0
Реклама
Архив новостей

Аптека на Проломной

Журнал "Казань", № 6, 2012

Казанская сага Бренингов - теперь на экране

Судьбы иных людей - настоящая находка для пера сочинителя. Знакомясь с историей знаменитой династии аптекарей и музыкантов Бренингов, невольно ловишь себя на мысли: не здесь ли новый «казанский роман» дремлет? Так думалось мне и во время просмотра документального фильма «Аптека на Проломной» кинокомпании «Белый лист», премьера которого прошла в апреле в кинотеатре «Мир».

Итак, Аптека Бренинга, или Старая Проломная аптека, как мы читаем на снимке начала XX века. Здание на углу улиц Баумана и Университетской с затейливыми каменными фронтонами, часами и круглыми окошками хорошо знакомо многим поколениям казанцев. Более полутора веков хлопают его двери, через которые входят и выходят люди, но не все знают о том, что именно здесь некогда располагалось небольшое частное предприятие, стоявшее у истоков сегодняшней местной фармацевтики. Основателем его стал приехавший в середине позапрошлого века из Саратова в Казань немец Иоханнес Бренинг. Проработав некоторое время в аптеке своего соплеменника Грахе, получив образование провизора, при участии друга и благодетеля, подполковника почтовой службы Платона Ивановича Граве, он начал собственное аптечное дело. Прусские прилежание и целеустремлённость быстро привели его к процветанию. Твёрдо став на ноги, Иоханнес женился на гувернантке из Ревеля, по романтической случайности носившей имя Иоханна. В их браке родилось четверо детей, из которых выжили двое. После смерти отца семейства аптечное дело продолжил сын Арнольд. При нём Аптека стала лучшей в городе…

Историю знаменитой фамилии со­здатели фильма решили поведать весьма нетривиальным способом. По задумке авторов сценария и режиссёра (Наталья Горшкова и Сергей Яковлев) о своих предках в интервью радиожурналисту, которого сыграл замечательный звукорежиссёр картины Игорь Сиденко, рассказывает внучка Арнольда Ивановича Бренинга казанский музыкант и педагог Татьяна Арнольдовна Бренинг. Их диалог из студии транслируется по всему городу, в том числе звучит и из динамиков на улице Баумана, бывшей Проломной, где и разворачивались в своё время события, отражённые в картине.

В историю города Арнольд Иванович Бренинг - центральный её персонаж - вошёл не только как незаурядный учёный и успешный предприниматель. Бесценным наследием для потомков и сограждан стал его фотоархив. Арнольд Иванович запечатлел немало видов Казани и её окрестностей начала XX века, значимые события города и губернии, своих друзей и современников, среди которых были люди далеко не безызвестные. Богатое собрание фотографий до сегодняшнего дня чудом сберегли потомки Арнольда Ивановича, репрессированного в 1937 году. К сожалению, злая и дурная «традиция» новейшей истории страны не обошла стороной семью Бренингов. Нашёлся бы человек, а уж «дело» для него найдётся,- было циничной политикой новой власти, поставившей целью раскрытие «заговоров». Поводом для ареста Арнольда Ивановича стали снимки трёх пленных австрийских солдат, работавших в Аптеке в годы Первой мировой, а также фотографии офицеров русской армии времён японской войны. Его обвинили в связях с белогвардейцами, шпионаже и пропаганде фашизма и расстреляли. Тогда же вместе с Бренингом забрали будущего академика Александра Ерминингельдовича Арбузова, которого всё же удалось вытащить из застенков НКВД. Во время войны старший сын Бренинга, названный в честь отца Арнольдом, был отправлен на шесть лет в трудовой лагерь. Младшему сыну, талантливому скрипачу Рудольфу Бренингу долго не давали поступить в консерваторию. Старшей дочери Ольге повезло в этом плане несколько больше - она сразу получила высшее музыкальное образование…

Несмотря на весь трагизм семейной саги известных казанских немцев, фильм «Аптека на Проломной» совершенно избавлен от тона каких бы то ни было обид и исторических обвинений. Повествование в нём больше напоминает просмотр семейного альбома. Недаром он-то и появляется в самом начале картины, когда Татьяна Бренинг приходит в современную фотолабораторию, чтобы оцифровать старые фотографии. «Пожалуйста, без ретуши»,- подчёркивает при этом она. Так же «без ретуши» - искренне и деликатно передана в фильме атмосфера времени. Режиссер ленты не пошёл по пути реконструкции, герои в ней показаны словно сквозь дымку. С помощью монтажа и компьютерных эффектов их век соединяется на экране с нашей обыденностью, сквозь силуэты сегодняшней Казани проступают черты города, запечатлённого в прошлом удивительным фотолетописцем - Арнольдом Бренингом. Воплотили идею автора фильма оператор Михаил Горобчук и монтажёр Владислав Марков.

Немало в фильме светлых и лиричных моментов. Например, история встречи Арнольда Ивановича с будущей супругой, Ольгой Фёдоровной Афанасьевой-Вильде (в их образах дебютировали мастер по свету Ринат Шигапов и один из авторов сценария Наталья Горшкова). Трое детей любящей четы, как уже говорилось, прожили непростую жизнь, но всё же осуществили желание родителей - стали профессиональными музыкантами, беззаветно посвятив жизнь призванию. Арнольд Бренинг, композитор и пианист, был профессором Саратовской консерватории, Рудольф Бренинг более полувека преподавал в Казанском музыкальном училище, Ольга Бренинг была одним из лучших концертмейстеров Казанской консерватории. Их мечты и вера оказались, в конце концов, сильнее обстоятельств. Поэтому одной из героинь ленты, и отнюдь не второго плана, является Музыка. Бах, Мендельсон, Альбинони, а также сочинения самих Бренингов стали живым дополнением к волнительному повествованию о судьбе их семьи.

Финал фильма смотрится почти фантастично. Вообразите, что может испытать обыватель, забежавший в знакомую аптеку за каким-нибудь аспирином, где его встречает оркестр молодых барышень, исполняющий торжественную оду?.. Удивительно, правда? Да и то, что радиоэфир на Баумана вместо актуальной рекламы вещает нам нечто из разряда архивных преданий - совсем уж нереально, разве что в кино возможно…

И - вместо постскриптума - по поводу того, что же возможно в кино. Фильм о знаменитой казанской династии снят при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. С одной стороны, это радует - объёмы федеральных субсидий, тендеров и грантов на неигровые проекты растут с каждым годом и превосходят суммы средств, выделяемых по конкурсу республикой. Справедливости ради стоит сказать, что положительные перемены наметились и в татарстанском кинематографе. Однако количество неигровых проектов, запускаемых на республиканские средства, увы, не утешает - в этом году их всего шесть…

Энтузиазм местных продюсеров-подвижников, каковым является, на мой взгляд, директор кинокомпании «Белый лист» Алина Ризванова, необходимо поддерживать именно на местном уровне. Сегодня для того, чтобы «пробить» одну заявку на федеральном уровне, согласно приказу Министерства культуры России, необходимо перечислить немалый денежный залог по каждому поданному проекту - так называемое «обес­печение заявки». Эта задача опять-таки ложится на плечи продюсера. Залог, конечно, потом возвращается, но само добывание этой части средств отнимает время и силы, которые можно было бы потратить на разработку новых идей, поиск авторов и режиссёров, написание творческих заявок будущих проектов. И это при том, что в сложившейся системе проката будущий продукт едва ли окупит затраты на его создание, не говоря уже о прибыли. В чём-то такая деятельность созвучна кредо самих Бренингов: жили и работали не для корысти или собственного обогащения, но для блага человечества. Но ведь для того, чтобы запечатлеть для будущих поколений историю славного прошлого, работать и творить-то приходится в реалиях настоящего. А тут уж не спрячешься ни за какие самые высокие слова.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: