Авиастрой — наша жизнь
Гузалия ГАЙСИНА Сколько бы мы ни взрослели, каких бы высот ни достигали, у каждого в сердце сохраняются самые приятные воспоминания из далёкого детства. Для кого‑то это тёплые мамины или бабушкины руки, пахнущие свежим хлебом, для кого‑то - стремительно приближающееся небо, в которое его подбросили отцовские руки, а для кого‑то -...
Сотрудники «Казанского Гипронииавиапрома» тесно связаны с Авиастроительным районом, Соцгородом и его заводами, гигантами советского периода. Многие из нас выросли и живут здесь, у многих живы детские воспоминания об аттракционах или катке в парке «Крылья Советов», новогодних ёлках в ДК имени Ленина, мороженом в металлических вазочках с волшебно‑вкусным сиропом, вафельных трубочках с кремом или холодной воде из автомата…
Институт, созданный для проектирования объектов этих будущих гигантов в военном 1941 году, до сих пор участвует во многих проектах реконструкции и нового строительства - корпусов авиастроительного, моторостроительного и вертолётного заводов и, конечно же, жилых кварталов Авиастроя.
Соцгород, посёлок имени Серго Орджоникидзе, как он первоначально назывался, был создан для проживания и досуга работников строившихся заводов. Он появился по комплексному единому плану соцгородов: жилые дома‑сталинки, Дворец культуры также сталинской архитектуры, стадион, парк и школы, детские сады, прочие объекты инфраструктуры. Это одна из первых крупных казанских послереволюционных жилых застроек, возникших не ради экономии и не для срочного разрешения жилищного кризиса.
И сегодня эта поистине историческая застройка впечатляет своей архитектурной масштабностью, решением объёмов жилых домов, их соразмерной высотностью. Человек ощущает себя частью этой среды, он не придавлен каменными громадинами.
Соцгород интересен тем, что сохранились и здания, и планировочная структура жилых кварталов. Это концентрат сталинской архитектуры в Казани: изящные эркеры, уходящие ввысь шпили со звёздами, лепнина… Конечно же, множество скверов, включая парк «Крылья Советов», органично вписанных в генплан, многочисленные арки в протяжённых фасадах домов, открывающие обзор и усиливающие ощущение свободы и целостности восприятия застройки. Да, можно увидеть в Соцгороде некую статичность, монотонность застройки советской эпохи, но это признанный высокий образец культурного и архитектурного качества.
Именно комплексность и высокая плотность застройки практически не позволили вести в микрорайоне дальнейшее строительство, и он значительно лучше других частей города сохранил свой целостный образ. Как сказала главный архитектор Казани Татьяна Георгиевна Прокофьева, это очень редкий случай, когда можно сберечь полноценный архитектурный и градостроительный ансамбль определённой эпохи. Именно поэтому мэрия предложила включить Соцгород в список достопримечательных мест Казани.
По проектам «Гипронииавиапрома» (СПБ‑6) в 1945 - 1948 годах был построен квартал № 2 Соцгорода, причём первенец квартала - жилой дом на пятьдесят четыре квартиры заселили в победные майские дни 1945 года. Уже тогда отмечали своеобразие облика квартала как «подлинного творчества советских зодчих».
Потом уже Казанский филиал «Гипронииавиапрома» по заказу авиационного и моторостроительного объединений создал ряд проектов домов и детских садов для улиц Белинского и Лядова, проекты застройки первого и второго микрорайонов с жилыми домами, школами и детскими садами, жилых застроек улиц Трамвайной, Павлова, Ленинградской, Максимова, Симонова.
Проекты заводоуправлений, профтехучилища и общежитий, медсанчасти и корпусов городской больницы № 12, профилактория моторостроительного объединения, районных сетей энергоснабжения, реконструкции стадиона «Рубин»… Невозможно перечислить всё, что мы разработали за семьдесят семь лет, и прежде всего - для Авиастроя.
В 2015 году, посвящённом в Татарстане обновлению и благоустройству парков и садов, институт безвозмездно спроектировал реконструкцию парка «Крылья Советов».
Это один из старейших в Казани парков. Его заложили в 1939 году как центральный парк Авиастроительного района. Главные ворота, стадион и малые архитектурные формы построили уже после Великой Отечественной войны. Тогда же посадили и большую часть деревьев. При входе в парк горожан и туристов встречают скульптуры героев того времени - альпиниста, колхозницы, учительницы и, конечно же, лётчика. До войны на территории парка находилась вышка для прыжков с парашютом высотой около сорока метров. Сейчас на её месте - спортивная школа футбольного клуба «Рубин».
{gallery}gaysina{/gallery}
В 2015 году реализовали первую очередь работ. Максимально сохранив сложившуюся планировочную структуру, реконструировали твёрдые покрытия аллей и площади перед Дворцом культуры имени Ленина. Для тротуаров использовали асфальтобетон, бетонную плитку. Реконструирован Северный вход в парк, отреставрированы памятники‑бюсты и памятник Владимиру Ильичу Ленину. Исторически сложившимся аллеям присвоены названия - аллея Славы труда, аллея Авиастроителей, аллея Вертолетостроителей, аллея Памяти, аллея Мечтателей… Сформирована спортивно‑игровая зона с тренажёрами и спортплощадками.
В следующем году пришла пора второй очереди реконструкции парка. В нём появились новые летняя эстрада с площадкой на двести пятьдесят зрительских мест, танцплощадка (совмещённая с площадкой для йоги), детская площадка. А ещё - площадка для выгула собак, прогулочная аллея. лужайки для пикников и игр на траве, площадка для воркаута. Обновили Восточные ворота.
Все площадки оборудовали малыми архитектурными формами, подобранными в едином стиле. Вдоль улицы Дементьева поставили ограждение по образцу существующего.
Не остался без внимания института и Дворец культуры имени Ленина. Проект реконструкции исторического здания этого культурно‑досугового комплекса мы создавали не один раз, и, наконец, в нынешнем году он приобрёл обновлённый вид.
В конце второго десятилетия XXI века группа компаний «Казанский Гипронииавиапром» сумела сохранить в качестве приоритета своё главное предназначение - содействие модернизации технической и технологической базы предприятий авиационной промышленности и оборонно‑промышленного комплекса России.
Сейчас по проектам Казанского «Гипронииавиапрома» на Казанском авиационном заводе завершается работа на объектах аэродромной базы для модернизации и ремонта самолётов ТУ‑22М3 и ТУ‑160. Для воссоздания на Казанском авиационном заводе производства модернизированного ТУ‑160М2 институт выполнил и защитил в «Главгосэкспертизе» девять проектов реконструкции основных производств.
Компания получила генеральный подряд на выполнение на авиационном заводе строительно‑монтажных работ и поставку технологического оборудования по четырём проектам.
Во всех проектах применялись технологии информационного моделирования (BIM), включая лазерное сканирование конструкций существующих корпусов. Для эффективного управления строительством используется 5D‑модель объекта (трёхмерная геометрическая модель, включающая параметры времени и финансовых ресурсов, как плановых, так и фактических).
Воссоздание материально‑технической базы Казанского авиационного завода позволит многие годы надёжно производить новейшие самолёты дальней авиации.
Несмотря на любые трудности, у руководства и специалистов нашего института всегда были и будут амбициозные планы освоения нового пространства в проектировании. И они неизменно успешно выполняются! Созданные на базе предприятия инжиниринговая компания и сервисный центр поставляют на промышленные объекты гальваническое, испытательное и металлообрабатывающее оборудование, реализовав при этом принципы импортозамещения, ведут комплексное сервисное обслуживание, включая монтаж и пусконаладочные работы.
У группы компаний «Казанский «Гипронииавиапром» стабильная репутация надёжного партнёра, подтверждённая многочисленными наградами. Мы уверены в своём будущем, потому что мы его проектируем!
Гайсина Гузалия Табризовна - главный инженер проектов группы компаний «Казанский Гипронииавиапром».
Адрес: 420127, Казань, ул. Дементьева , 1.
Тел. (843) 571-95-48, факс: (843) 571-96-56,
www.gap-rt.ru, e-mail: root@gap-rt.ru
Фото группы компаний «Гипронииавиапром» (Ольга Борисова).
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев