Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Бухенвальдский набат. Сейчас ещё больнее

Журнал «Казань», № 4, 2016 11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских лагерей. Именно в этот день, 11 апреля 1945 года, были освобождены узники лагеря Бухенвальд в Германии. Что значит очутиться во вражеском плену, когда Родина в огне? Каждая минута плена - это адские муки совести… Но и это...

Журнал «Казань», № 4, 2016

11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских лагерей. Именно в этот день, 11 апреля 1945 года, были освобождены узники лагеря Бухенвальд в Германии.
Что значит очутиться во вражеском плену, когда Родина в огне? Каждая минута плена - это адские муки совести… Но и это ещё не всё. Надо иметь мужество, чтобы встать на защиту своего достоинства. И если стеганут тебя резиновой плетью раз, другой… и ты не выдержишь - упадёшь, попробуй тогда подняться на ноги и сказать врагу в лицо, что ты ещё жив и готов продолжать борьбу!.. Ты будешь слабеть с каждым днём, и за сколько бы тысяч километров тебя не забросили, каждую минуту будь готов к побегу. И однажды ночью, раздирая тело в кровь, попробуй вырваться за колючие ограды, уйти от овчарок. Сумей укрыться в чужом краю, найти в себе силы схватиться с врагом.
И на случай, когда тебя настигнет вражеская пуля, будь готов принять смерть стоя.
Наби Даули. «Между жизнью и смертью»
Бухенвальд - один из крупнейших нацистских концлагерей. Официально был создан в 1937 году в окрестностях Веймара, однако заключённые появились здесь ещё в 1933-м, когда лагерь назывался Эттерсберг. Название «Бухенвальд» наряду с Освенцимом и Дахау стало нарицательным - его используют, когда говорят о Холокосте и вообще зверствах гитлеровского режима. Через ворота этого лагеря, работавшего под вывеской Jedem das Seine («Каждому своё»), за 1937-1945 годы прошли около 239000 человек. Много заключённых погибло уже во время строительства лагеря. Особенно много сгинуло в филиале Бухенвальда «Дора», где в подземных цехах изготовлялись самолёты-снаряды «Фау».
Одного из самых стойких членов сопротивления Альберта Кунца послали в лагерь «Дора», где производились ракеты. Он участвовал в организации там саботажа. С поступлением новых политзаключённых из оккупированных нацистами стран антифашисты разных национальностей создавали группы сопротивления. Из этих групп в июле 1943 года был создан Интернациональный лагерный комитет (Das Internationale Lagerkomitee), который под руководством коммуниста Вальтера Бартеля сопротивлялся нацистам. Комитет создали в больничном бараке, там проходили его тайные заседания. Позднее удалось создать Интернациональную военизированную организацию. 11 апреля 1945 года, когда к Бухенвальду приблизились американские войска, в нём вспыхнуло восстание. Заключённые сумели перехватить контроль над лагерем у отступавших эсэсовцев.
В 1958 году на территории лагеря был основан мемориальный комплекс «Бухенвальд».
Считается, что Бухенвальд - прототип концлагеря «Меллерн» в романе Эриха Марии Ремарка «Искра жизни». Бруно Апиц, немецкий писатель, бывший заключённый концлагеря, участник Сопротивления, написал роман об узниках Бухенвальда «Голый среди волков», который вышел в свет в 1958 году, был переведён на тридцать языков мира, экранизирован и сделал автора знаменитым. Бруно Апицу поставили памятник в Германии, его чтут как национального героя.
Через все ужасы Бухенвальда прошёл и наш с вами земляк, татарский писатель Наби Даули. И так же, как Альберт Кунц, находился в подземных лагерях Бухенвальда «Дора», так же, как и Бруно Апиц, в 1958 году выпустил книгу о лагерях Бухенвальда, о своём пребывании в этих покрытых чёрной мглой землях. Это роман «Между жизнью и смертью». Люди моего поколения, конечно, знают и не забывают это произведение. Выход его в свет потряс общество. До этой книги люди знали о фронте, о победах и поражениях, но мало кто задумывался о другой войне, о наших солдатах, попавших в плен. Наби Даули первым написал о концлагере, первым высветил события, о которых не принято было говорить. Это - изнанка сурового времени.
Удивительна судьба автора книги, моего отца Наби Даули. Его часто называют человеком-легендой. Среди татарских писателей только несколько человек были в немецком плену: Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Наби Даули. И только мой отец вернулся живым.
Он родился в 1910 году на берегу реки Черемшан, между двух древних городов волжских булгар, Болгара и Билярска, в деревне Милявша. В девять лет остался без родителей, которые умерли, и скитался по дорогам России. Время было смутное, шла гражданская война. В 1922 году его определили в детский дом в Царицыно (Волгоград). Через четыре года он поступает в художественный техникум. Об этой поре своей жизни он напишет в повести «Не могу не сказать». После техникума юный Набиулла уезжает на Донбасс и поступает работать на сталелитейный завод, плавит сталь. Но творческая натура не даёт покоя. Он пишет небольшие статьи в газету «Пролетар» и через некоторое время становится её редактором. Служит в Красной Армии на Дальнем Востоке.
Отслужив, приезжает в Казань, работает в газете «Яшь сталинчы». Издаёт сборники стихов, становится членом Союза писателей. По словам писателя Ахмета Юнусова, среди молодых писателей он считался самым талантливым.
Кажется, что судьба улыбается ему: любимая работа, популярность среди населения. Но наступает сорок первый год. 3 июля прошло общее собрание писателей Татарии. Однако Наби Даули отсутствовал: 24 июня он в числе самых первых добровольцев встал под ружьё командиром 58-го разведывательного батальона в составе 58-й стрелковой дивизии.
В августе 1941 года, через два месяца после начала войны, он попал в плен к фашистам под городом Оршей. Через двадцать дней попытался бежать. Полуголодный, оборванный и грязный, зашёл в тёплый уютный дом, где его накормили и обогрели. А потом хозяин сдал его фашистам. Он оказался немецким старостой.
Набиуллу жестоко избили и отправили в тюрьму в белорусский Борисов. Он находился в немецких белорусских лагерях до 1942 года, а затем попал вместе с другими военнопленными в лагеря смерти Бухенвальд‑Дора. В Германию отправляли в эти годы только тех, кто смог найти в себе силы сопротивляться фашистской власти. Наби Даули поплатился за то, что избил немецкого старосту. В Германии из Франкфурта‑на‑Майне его перевезли в лагерь, где арестовали за отклонение от работы и перевели в дармштадтскую тюрьму, в которой в день выдавали по две кружки воды и сто двадцать граммов хлебного суррогата с опилками. Затем снова отправили на разработку леса и вывоз камня на реке Майн.
В апреле 1945 года Набиулла и его товарищи Маковецкий и Жадан сбежали. Они смогли пробраться в один из покинутых домов и спрятаться на чердаке под соломенной крышей. Трое суток, истерзанные бесконечным немецким пленом, истязаниями, голодом и унижением, продержались в пограничном состоянии между жизнью и смертью. 11 апреля лагеря Бухенвальд-Дора были освобождены американскими войсками, и после карантина военнопленных передали советской стороне.
С конца апреля по 20 июня 1945 года Наби Даули служил красноармейцем 102-го мотострелкового полка. В ноябре он возвратился в Казань.
Родина встретила своего солдата молчанием. Наби Даули был лишён работы, жилья, внимания товарищей и семьи. Его произведения не издавались. Более восьми лет он скитался по чужим углам и работал то укладчиком трамвайных путей, то грузчиком в каком-нибудь магазине. А по ночам за ним приходили и отвозили на допросы в органы.
Нашла докладную записку начальнику контрразведки 3‑го батальона 102‑го полка: «Прежде, чем начать своё письмо, я считаю нужным сказать несколько слов о себе. Я, Давлетшин Набиулла Хасанович родился в бедной крестьянской семье­ в 1910 году, в Татарской Республике. До 1926 года воспитывался в детском доме в г. Сталинграде, там же и окончил художественный техникум и до 1932 г. работал в редакции газеты «Пролетар». В 1935 г. после демобилизации из рядов Красной Армии работал в издательстве «Красная Татария». 26 июня 1941 года был мобилизован на фронт. В плен попал 17‑го августа 1941 года в условиях окружения под Орша в Белоруссии. Тяжело писать самому о себе. Не хочу хвалиться о содержании моих произведений и моём поведении, вы можете узнать через союз писателей. Тяжело было в фашистском плене. Когда я вернулся на Родину решил написать книгу на татарском языке, зная, что у нас на татарском языке нет таких книг и эта работа, была бы очень полезна особенно для молодёжи. К этому мною были подготовлены рисунки из жизни плена. Зная, что на родной земле меня поймут и помогут в моей работе. Я взволнованно ожидал решения моей судьбы. Однако ожидания обманули меня. 10 октября был переведён на 2 категорию.
В плену я честно провёл свою тяжёлую жизнь. Томясь за проволокой, мучаясь голодом не изменял своей Родине. Многие мои товарищи служат в частях Красной Армии. Теперь я думаю, неужели оказался преступником среди своих друзей, попал во вторую категорию.
Да, действительно я также и не герой. К моему стыду не могу похвалиться. Очень рано оказался в плену. Но я прошу Вас выяснить моё положение через моих товарищей и дать мне возможность сделать то дело, с которым я Вас познакомил».
И только во времена хрущёвской «оттепели» отцу дали должность охранника на созданной тогда писательской даче «Лебяжье». Вот здесь, в лесной глуши, и появилось его первое послевоенное произведение «Между жизнью и смертью» на татарском языке. Четыре года он работал над этой автобиографической повестью. Она издавалась шесть раз тиражом миллион экземпляров, принесла ему успех и популярность. Очень многие читатели в письмах кланялись ему и благодарили. Отец написал продолжение - «Разрушенный бастион». Им написана большая поэма о Мусе Джалиле, многие другие произведения о войне. Книга «Между жизнью и смертью» для слепых была издана на азбуке Брайля.
Ораторские способности, сильная воля, энергия отца привлекали к нему многих. Ираклий Андроников, один из ведущих пушкинистов, не раз приглашал его на Пушкинские дни в Михайловское.
Творчество Наби Даули входит в школьную программу по татарской литературе. Он награждён тремя Почётными грамотами Верховного Совета Татарской АССР за плодотворную работу в литературе, Почётной грамотой МВД за воспитательную работу среди осуждённых. Ему вручили пять медалей участника Великой Отечественной войны. Среди наград отца - памятная медаль президиума Советского комитета ветеранов войны и Почётный знак Комитета, которого он удостоен посмертно как участник антифашистского Сопротивления в лагере смерти Бухенвальд.
Умер же писатель 18 мая 1989 года с горечью в сердце: тень плена у бывшего узника военных концентрационных лагерей не исчезла полностью. Через полгода после смерти отца семья получила известие о полной его реабилитации. Этот документ был подписан ещё в 1977 году. А медаль участника антифашистской освободительной борьбы была выслана семье с опозданием в тринадцать лет и спустя полгода после смерти Наби Даули. Она хранится в музее Национального культурного центра «Казань».
К сожалению, у нас в Казани нет даже мемориальной доски, посвящённой Наби Даули, не экранизирован его роман «Между жизнью и смертью». Есть улица, названная в его честь,- да только тупиковая, куда, как говорится, и зверь не бежит, и птица не летит.
Хотелось бы, чтобы и жители Татарстана, и гости, проезжая по Казани, слышали среди названий наших прекрасных улиц и улицу имени Наби Даули.
Давлетшина Гульфия Набиевна - научный сотрудник музея А. М. Горького, дочь Наби Даули.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев