Чёрное и белое
Журнал "Казань", № 4, 2011 Правда сильнее лжи на целую вечность. Ложь сильнее правды на жгучий кусочек свинца. В конце восьмидесятых я провёл целое лето в архивах КГБ. Занимался делами репрессированных татарских писателей. Потом выпустил об этом книгу на татарском языке. В те месяцы я чувствовал себя неважно. Портилось настроение,...
Журнал "Казань", № 4, 2011
Правда сильнее лжи на целую вечность.
Ложь сильнее правды на жгучий кусочек свинца.
В конце восьмидесятых я провёл целое лето в архивах КГБ. Занимался делами репрессированных татарских писателей. Потом выпустил об этом книгу на татарском языке.
В те месяцы я чувствовал себя неважно.
Портилось настроение, кололо в груди. Пропадали аппетит и сон. Но что все эти неприятности по сравнению с тем, что испытали ОНИ?!
ОБЫДЕННОСТЬ
Пытаюсь припомнить, что же поразило меня больше всего? Пытки, которым подвергали заключённых? Чудовищность обвинений - шпионаж, вредительство, террор, заговор против Советской власти и лично товарища Сталина? Лживость и надуманность этих обвинений? И это - тоже.
Но больше всего, пожалуй, обыденность, будничность «напряжённой работы» по перемалыванию лучшей части населения. Протоколы писали на листах, вырванных из школьных тетрадей. В амбарных книгах с надписями дебет-кредит… А иной раз и на оборотной стороне обоев - с бумагой, видимо, была напряжёнка. Писали с орфографическими ошибками, с нелепыми сокращениями (а/c - антисоветский, к/р - контрреволюционный, ЧСИР - член семьи изменника Родины, ВМН - высшая мера наказания, ЧСВН - член семьи врага народа, БН - буржуазный националист).
Для ускоренного ведения дел тексты постановлений о предъявлении обвинений печатали типографским способом. Обвинения почти для всех были стандартными. Мол, такой-то «является членом действовавшей в Татарии правотроцкистской, националистической контрреволюционной организации, ставившей своей целью свержение Советской власти, совершение террористических актов в отношении руководителей ВКП(б) и Советского правительства и проведение подрывной вредительской работы в хозяйственно-политической жизни страны».
Больше всего меня поразили пришитые к тому или иному «Делу» пожелтевшие бумажки, напоминающие почтовую квитанцию. Основной текст напечатан типографским способом, и только ФИО вписывались от руки. Таковы справки о приведении в исполнение приговора к ВМН.
Всё делалось по форме - обвинительные заключения, постановления на арест, протоколы допросов и судебных заседаний. Комар носу не подточит. А по существу - полное беззаконие, попрание элементарных прав личности, средневековый произвол…
Читайте полностью в свежем номере журнала!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев