Чистота — половина веры
Духовная и материальная культура населения исламизированной Булгарии формировалась и развивалась под мощным влиянием Востока. Ярким элементом архитектуры средневекового Биляра являются кирпичные бани. Идея общественной бани не была новой для Биляра, её, смешав византийские термы и арабские традиции очищения, через Ближний Восток и Среднюю Азию привнесла Римская империя.
Тахара — ключ к молитве
В исламе уделяется огромное внимание чистоте и гигиене. Каждая книга по мусульманскому праву начинается с раздела «Тахара» (очищение). Ведь именно очищение является ключом к молитве, поклонению. В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Чистота — это половина веры».
Для получения более полного и объективного представления о мусульманском городе необходим максимальный учёт конкретных исторических данных со всех регионов средневекового исламского мира, в том числе и Волжской Булгарии домонгольского времени. Значительный вклад в изучение архитектурных традиций того времени внесли А. Х. Халиков, С. С. Айдаров, Ф. Ш. Хузин, Р. Ф. Шарифуллин, Ф. М. Забирова, Х. Г. Надырова, Э. Д. Зиливинская и др.
По одной из версий, средневековый Биляр — один из крупнейших городов в Восточной Европе — основан в первой четверти Х века, скорее, в 922 году, т. е. в год приезда в Булгарию Багдадского посольства. Напомним, в письме булгарского правителя к халифу Муктадиру в числе прочих была просьба прислать к нему мастеров-строителей. Скорее всего, эта просьба была выполнена. По этому поводу между булгарским правителем Джафаром ибн Абдаллахом и Ахмедом ибн Фадланом состоялся разговор, в ходе которого эмир выразил готовность «построить крепость на свои собственные средства, на серебро и золото».
Почти Багдад
По мнению исследователей, возникновение кирпичной архитектуры в городах Волжской Булгарии относится к Х веку, скорее, к первой его половине, и сложилась она при непосредственном воздействии ближневосточной и среднеазиатской архитектурных школ.
По своей планировке домонгольский Биляр напоминает средневековый Багдад, который первоначально был круглым в плане и состоял из двух частей: резиденции в центре города и окружавших её торгово-ремесленных кварталов. Основными материалами для строительства в Биляре являлись дерево и кирпич. Камень использовался редко, так как в долине реки Малый Черемшан нет выходов качественного природного камня, пригодного для крупного строительства. Однако для строительства главной — Соборной мечети, несмотря на затратность доставки, был использован привозной камень, что косвенно свидетельствует о значимости этого объекта.
Конечно, пришлые мастера‑строители не могли точно копировать свои архитектурные формы и строительные приёмы в условиях Булгарии. Они вынуждены были считаться как с более суровыми климатическими условиями края, так и с местными традициями.
Бани как декларация
В архитектуре исламского мира строительству бань с давних времён придавалось особое значение. Необходимые для исполнения большого омовения, бани/хаммамы стали важным компонентом религиозной, общественной и частной жизни мусульман и всегда считались одним из самых существенных благ городского жизнеустройства. Помимо ритуальных, гигиенических и целебных целей, они служили местом встреч, бесед, отдыха.
Уже к началу IХ–X веков о широком распространении бань в исламском мире (в большей части Багдадского халифата, Персии, Средней Азии и на Кавказе) сообщают арабо-персидские письменные источники.
В Волго-Камском регионе археологами руины ранних кирпичных бань восточного типа были выявлены на территории Билярского, Суварского, Красносюндюковского, Больше-Тубинского, Хулашского городищ, а также Муромского городка. Их появление и распространение связано с провозглашением ислама государственной религией Волжской Булгарии в 922 году.
В Биляре, где находился домонгольский центр северной ойкумены исламского мира и известны остатки самой древней и большой мечети Восточной Европы, общественным баням придавался глубокий религиозный смысл. Строительство бань для населения являлось декларацией идей ислама и мусульманского образа жизни. Как правило, бани обычно возводились при мечетях и внутри жилых кварталов. Помимо религиозных традиций, не последнюю роль играли санитарные (предотвращение эпидемий) и противопожарные (использование в строительстве бань огнеупорных материалов — кирпича и камня) требования. Возможно, общественные бани являлись вакуфным имуществом, прибыль от которого шла на нужды общины махалли. По сведениям арабо-персидских авторов, числом и красотой бань определялась степень процветания мусульманского города.
Билярские кирпичные бани (илл. 1) домонгольского времени в основном небольших размеров (11х11 м, 10х12 м, 16х16 м), одно- и двухэтажные (?) квадратные или прямоугольные в плане, с подпольной системой отопления. Кладка стен осуществлялась из стандартных сырцовых, полусырцовых и обожжённых кирпичей квадратной формы (24–27х24–27х5 см), которые скреплялись илисто-глинистым раствором с небольшой примесью извести или алебастра. Здания имели подпольное, а иногда и внутристенное отопление горячим воздухом, который по каналам и дымогарным трубам распространялся от топки под котлами для нагрева воды. Возможные истоки этой системы А. Х. Халиков предлагал искать «в римско‑византийской архитектуре, где подпольная отопительная система типа гипокаустов вырабатывается ещё в римское время». Здания дошли до нас в руинированном виде, на уровне фундамента или цокольной части с фрагментами пола и стены первого этажа. Толщина наружных и несущих стен предполагает купольное перекрытие зданий.
Как было сказано выше, монументальностью отличается Соборная мечеть Биляра, площадь которой достигла почти 2500 кв. м. Практически одновременно с мечетью, примерно в 10 м от неё, строится кирпичное здание (раскоп XVII), которое первоначально интерпретировалось как богатый жилой дом, принадлежавший одному из представителей высшей духовной феодальной знати. В последние годы всё больше исследователей считают, что функциональное назначение кирпичного здания Х — начала ХIII веков — «дом феодала» — могло быть иным. Вероятно, это общественная баня, которую правильнее называть тахаратхана, где совершались ритуальные омовения перед посещением Соборной мечети и совершением намаза. Основная часть здания имела в плане квадрат размерами 11х11 м, разделённый крестообразной перегородкой на четыре части — комнаты площадью по 16 кв. м каждая. Для реконструкции общего облика здания (илл. 2, 3) важное значение имеют некоторые детали, выявленные в процессе вскрытия его наружной, северо-восточной стены, в середине которой располагался широкий двухпроёмный вход. По его бокам расчищены основания полуколонн-пилястров, на которых покоилась П-образная арка, обрамляющая вход. Пилястры имели прямоугольное основание, уступчато переходящее в полуколонны. «Такое оформление входа также характерно для ранних кирпичных зданий Средней Азии и Ирана».
Общественной баней также служило ещё одно кирпичное здание второй половины ХII — начала ХIII веков, руины которого были вскрыты в 200 м к северу от мечети (раскоп XXVII). К зданию размерами 10,4×11,6 м с юго-восточной стороны примыкал деревянный пристрой (3,2×4,5 м) с двухкамерной отопительной печью. Основываясь на анализе конструктивных особенностей исследованного объекта, Р. Ф. Шарифуллин пришёл к выводу о возможности считать юго-западную часть его «баней, состоявшей в начальный период из трёх отапливаемых помещений: предбанника, мыльни и горячей мыльни, к которой примыкала с юго-восточной стороны топочная пристройка с печью и платформой цистерны» (илл. 4).
Ещё одна общественная баня X–XII веков, считавшаяся ранее «караван-сараем» (раскоп XVI), была исследована за пределами внутреннего города Биляра недалеко от восточных ворот в урочище «форт». Здание, ориентированное углами по сторонам света, имело в плане форму прямоугольника 16,8×14,8 м. Здание включало в себя тринадцать комнат‑помещений, в пяти из которых выявлены дымоходные каналы, соединённые с топочной камерой, расположенной в северо-восточной его части (илл. 5). Стены основных помещений были оштукатурены и даже расписаны различными узорами коричневато-красной краской.
Из недавно исследованных (раскоп XLIV) является баня ХII — начала ХIII веков, располагавшаяся в 280 м к западу от Соборной мечети. Участок выделен по результатам дешифровки аэрофотосъёмки и геофизических исследований, показавших наличие крупной аномалии подквадратной формы, углами ориентированной по сторонам света, с примерными размерами 13х13,5 м. Раскопом изучена южная часть здания, которое представляет собой единую фундаментную часть кирпичного здания с остатками кирпичного цоколя. Оно представляет собой руины и отдельные фрагменты конструкций из кирпичной кладки, скрепленной илисто-известковым раствором. Среди завалов и прослоек, связанных с разрушением кирпичного здания, выделялись скопления известковой накипи — травертина, предположительно, отложившегося в ёмкостях для нагрева воды, куски штукатурки, фрагменты глиняных дымогарных и водопроводных труб. Целые формы кирпича-плинфы имели размеры 23х23х4,5 см и 26х26х5 см. На участках, где сохранилась кладка (до 25 рядов) (илл. 6), определилось, что она выложена «ложком» со смещением на ½ и ¼ из обожжённых (внешние ряды) и сырцовых (внутренние ряды) кирпичей. В юго-восточной части кирпичного здания после разбора завалов удалось зафиксировать конструктивные элементы здания: ёмкости для нагрева воды, стены, большую печь, а также системы отопительных каналов (илл. 7, 8). Исследование северной части здания отложено до принятия программы музеефикации.
Бесконечное множество
Таким образом, на сегодняшний день на территории Билярского городища известно четыре бани. Исходя из того, что средневековый Биляр являлся ярким отражением мусульманской городской культуры, бань, должно быть, десятки, предположительно, в каждом квартале. С учетом того, что на сегодня раскопами изучено 0,04 % города — нас ждут новые открытия.
Беря исторические аналогии, мы можем предположить, что обычно одна и та же баня/хаммам служила и мужчинам, и женщинам, но порознь. В дни или часы, отведённые для женщин, дверь бани завешивали ковром или тканью в знак запрета входа для мужчин. Соответственно, и обслуживающий персонал на это время был женским. Раздельные бани строили редко, ещё реже — здания с мужским и женским отделениями.
По заповеди Мухаммада, чистота является половиной веры, а тепло хаммама увеличивает плодовитость, приумножая исламских верующих. Всякие развлечения при банях, как театры, были строго запрещены, разрешались только массаж, беседы, настольные игры в шахматы и нарды.
В согласии с принципом исламской эстетики — планировка бани всегда подчинялась тем процедурам, которых требовали предписания религии и правила гигиены. Вне зависимости от отличий, порождаемых местными традициями и привносимых новыми эпохами, обряд посещения бани сводился к полному физическому очищению и внутреннему расслаблению, подготавливая верующего к очищению духовному. Это, в том числе, регулировалось обрядом гусль (полное омовение) — в исламе акт полного очищения тела путём ритуального омовения.
Время неумолимо вносило изменения в архитектуру бань/хаммамов, которые, как и другие общественные сооружения, отражали перемены в жизни мусульманского города и подчинялись общей смене вкусов и стилей. К сожалению, в Биляре этот процесс был прерван разрушением города войсками Батыя в 1236 году. Центр урбанизации уже золотоорынского времени перемещается в Болгар на Волге…
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев