Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Дар аксёновской магии

Журнал "Казань", № 8, 2012 Виктор Николаевич Тростников - физик, математик, религиозный философ. Преподавал высшую математику в вузах Москвы и Ленинграда. С Василием Аксёновым познакомился и подружился во время подготовки альманаха «Метрополь». В 1980-м за участие в «Метрополе» был уволен с работы. Переквалифицировался в сторожа, чернорабочего, каменщика, прораба. Продолжал печататься...

Журнал "Казань", № 8, 2012

Виктор Николаевич Тростников - физик, математик, религиозный философ. Преподавал высшую математику в вузах Москвы и Ленинграда.

С Василием Аксёновым познакомился и подружился во время подготовки альманаха «Метрополь». В 1980-м за участие в «Метрополе» был уволен с работы. Переквалифицировался в сторожа, чернорабочего, каменщика, прораба. Продолжал печататься в самиздате и за рубежом. В начале девяностых гостил у Аксёновых в Вашингтоне.

Эссе В. Н. Тростникова о В. П. Аксёнове написано специально для выставки в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына.

Неправда, что большое видится только на расстоянии. Два больших достоинства Василия Аксёнова особенно ярко открывали себя окружающим именно при его жизни; сейчас они как раз забываются. Одно из них было внешним, другое внутренним. В юбилейный год хочется о них вспомнить.

Внешнее достоинство Аксёнова я охарактеризовал бы словом «аристократизм», понимаемом в самом высоком смысле. Неизвестно, откуда он взялся у сына далеко не аристократичных родителей, выросшего в блатной среде Колымы, но он присутствовал в нём в такой мере, какая украсила бы потомка Рюриковичей. В нём не было и капли высокомерия, он с каждым говорил как с равным, но каждый ощущал в нём нечто такое, что совершенно исключало запанибратское с ним общение. Возможно, причиной здесь было то, что он очень мягко вёл разговор, сразу поднимая его на философский уровень, находя в любой заурядности что-то интересное, из-за чего собеседник невольно проникался к нему уважением.

Внутренним достоинством Василия Аксёнова был, конечно, его писательский талант. Как профессионал, я могу свидетельствовать, что он был прозаиком от Бога, обладающим тем, чему не научат ни в каких литинститутах,- способностью придумать такое сочетание слов, при прочтении которого в душе возникает нечто далеко выходящее за рамки смысла этих слов - что-то родное, когда-то близкое, а теперь ушедшее. Это некая магия, и дар такой магии даётся единицам, которые и есть настоящие писатели. На мой взгляд, аксёновский магизм сильнее всего ощущается в небольшой повести «В поисках жанра». Литературоведы как-то не обратили на неё внимания, а это подлинный шедевр.

Не могут литературоведы разгадать и тот парадокс, относящийся к Аксёнову, что всё своё настоящее он написал в советскую эпоху, когда кругом царила марксистско-ленинская ложь, и ничего настоящего, вроде бы, не могло быть опубликовано. Уехав в Америку и освободившись от партийной цензуры, Аксёнов ничего талантливого уже не написал. Что с ним там произошло - это с его аналитическим умом лучше всего объяснил бы он сам, но теперь об этом его уже не спросишь.

Музей Дома русского зарубежья. Фото из коллекции В. П. Аксёнова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев