Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Дар библиофилов родной Казани

Журнал "Казань", 3 9, 2015 Коллекция Ивана Алексеевича Второва Основу многих крупнейших отечественных библиотек, открытых до 1917 года, составляют частные книжные собрания. Много значили и пожертвования. Нередко книги дарили представители местной интеллигенции, земские деятели, члены городской думы. В основу Казанской городской публичной (общественной) библиотеки легло собрание книг Ивана Алексеевича Второва,...

Журнал "Казань", 3 9, 2015
Коллекция Ивана Алексеевича Второва
Основу многих крупнейших отечественных библиотек, открытых до 1917 года, составляют частные книжные собрания. Много значили и пожертвования. Нередко книги дарили представители местной интеллигенции, земские деятели, члены городской думы.
В основу Казанской городской публичной (общественной) библиотеки легло собрание книг Ивана Алексеевича Второва, известного в Поволжье библиофила и краеведа, одного из образованнейших людей своего времени, судьи и предводителя дворянства в Самаре. После смерти Ивана Алексеевича его сын Николай Иванович, литератор, археолог и этнограф, переезжая в 1844 году на службу в Петербург, передал семейную библиотеку городу для организации публичной библиотеки. Поэтому её долго называли «Второвской».
Чтение было любимым занятием Ивана Алексеевича Второва. Он понимал значение книги и ценил её как важнейший источник знания и образования. Постоянно следя за развитием литературы и журналистики, Иван Алексеевич в течение всей своей жизни приобретал книги, среди которых попадались более или менее редкие. И составил себе довольно обширную библиотеку. Этот заядлый библиофил объездил многие города России, столичные и различные поволжские, везде посещал книжные лавки и приобретал книги на огромные для бедного канцеляриста суммы. Ради экономии денег сам и переплетал купленные книги, которые тогда выпускались в мягкой бумажной обложке.
23 июля 1793 года на небольшом баркасе из Симбирска Иван Алексеевич поплыл вниз по Волге в Казань. Увиденное привело его в такое восхищение, что он тут же у берега, сидя в лодке, набросал
какие‑то заметки карандашом. В Казань он прибыл 26 июля. Архитектура города привела Второва в восторг. Здесь он посетил казанские святыни, осмотрел достопримечательности древнего города и, конечно же, продолжал покупать книги. В дневнике появилась запись: «Расстался я с Казанью, расстался с людьми милыми и чувствительными! Блаженная Казань!».
«1812 года, января 10 числа, приехал я в Казань»,- написал Второв о следующем своём посещении города в «Воспоминаниях». Тогда он прожил здесь всего две недели. После неоднократно приезжал в столь притягательный для него город. «Летом и весною любовался прелестными окрестностями Казани, осматривал монастыри, древности Кремля и разные здания, особенно университет казанский». А далее И. А. Второв продолжает: «Приезжая нередко в Казань, я пользовался учёными беседами просвещённых профессоров университета и бывал на их лекциях, бывал и на литературных вечерах Александры Андреевны Фукс,- продолжает Иван Алексеевич.- Здесь воспитывались двое детей моих. Я полюбил город и его почтенное общество, переехал и сам на житьё в Казань».
В 1834 году Иван Алексеевич выходит в отставку и 3 мая 1835 года переезжает из Самары в Казань на постоянное место жительства. В Казани он купил дом на Поповой Горе (ныне улица Тельмана). Библиотека занимала в нём особую комнату. Она была уставлена сверху до низу полками, прогнувшимися под тяжестью книг. В ней привлекали внимание богатое собрание изданий французских классиков, произведения русской словесности. Этими замечательными книгами пользовались не только люди старшего поколения, но и казанская образованная молодёжь.
Иван Алексеевич очень дорожил своей библиотекой. Как он переживал 24 августа 1842 года, в день девятого, самого большого, страшного и разрушительного пожара в Казани! Ему пришлось спасать библиотеку вместе с имуществом от огня, поскольку горели дома, соседние с его жилищем. Все книги вынесли из дома, погрузили на подводы и вывезли на Николаевскую площадь (на месте Ленинского сада), а затем упаковали в девятнадцать кулей и отправили на время за Казанку в пригородное имение дочери Ивана Алексеевича Е. И. Темниковой‑Белянки.
Собрание книг Второва было довольно значительным - девятьсот три названия в 1908 томах на момент передачи. Но библиотека в течение двадцати лет существовала лишь на бумаге, книги долго не находили себе приюта, их перевозили с одного учреждения в другое. А Николай Иванович Второв все два десятилетия продолжал присылать книги для библиотеки.
В 1864 году Николай Иванович, ставший к тому времени вице‑директором хозяйственного департамента Министерства внутренних дел, напомнил Казанскому губернатору о пожертвовании двадцатилетней давности. Слово Второва‑сына было теперь авторитетным и весомым, поэтому срочно нашли деньги на устройство библиотеки. И наконец‑то она открылась!
Двери библиотеки распахнулись для жителей Казани 10 (24) января 1865 года. Городской голова Павел Александрович Прибытков известил об этом Николая Ивановича Второва и попросил его, согласно постановлению городского общества, прислать свой портрет, чтобы поместить в читальном зале библиотеки. Однако Николай Иванович ответил: будет справедливо, если в биб­лио­теке повесят портрет его отца как основателя, собирателя и первого владельца пожертвованных книг. Очень быстро художник Иван Николаевич Крамской выполнил заказ своего друга Николая Ивановича Второва, и уже вскоре портрет Ивана Алексеевича Второва украшал одну из комнат библиотеки.
Книжная коллекция уникальна по своему составу: здесь издания по изящной словесности, языкознанию, русской и всеобщей истории, географии, статистике, естественным, математическим и медицинским, юридическим и политическим наукам. Есть книги о путешествиях, по философии и педагогике, богословию, разные брошюры, речи, листки, периодические издания, книги на иностранных языках.
Хронологические границы коллекции книг Второва - 1734 - 1865 годы. Самые «старинные» книги - «Описание о Японе, содержащее в себе три части, то есть: известие о Японе и о вине гонения на христиан, история о гонении христиан в Японе и последование странствия Генрика Гагенара» Ф. Карона 1734 года, «Краткое руководство к познанию простых и сложных машин…» 1738 года, «Краткое описание всех случаев, касающихся до Азова, от создания сего города до возвращения оного под Российскую державу» 1738 года.
Наиболее интересен в коллекции, пожалуй, раздел беллетристики. Здесь сочинения Ломоносова, Сумарокова, Державина, Фонвизина, князя Долгорукова, Радищева, Карамзина, Булгарина, Жуковского, Пушкина, Давыдова, Шиллера и других известных авторов.
Много трудов по истории и географии. Среди них «Повествователь древностей Российских…» Новикова, «Всеобщая древняя и новая история» аббата Милота в тринадцати томах, «Древняя Российская история…» Ломоносова, «История государства Российского» Карамзина, «Новый и полный географический словарь русского государства…» Максимовича, топографические и физико‑экономические описания губерний и наместничеств, в том числе «Путешествие по разным провинциям Российской империи» Палласа, работы Рычкова.
Достойное место в библиотеке Второва занимают сочинения по философии и логике, в том числе знаменитые «Философские предложения» Козельского, «Сокращенная история философии от начала мира до нынешних времен» в переводе с французского Колокольникова, «Философские уединенные прогулки…» Руссо, «Рассуждение о добродетели» и «Три книги о должностях…» Цицерона.
Есть книги, связанные со служебной деятельностью Второвых, в том числе «Свод законов Российской империи» 1835 года и пятнадцатитомный «Памятник из законов…» отца и сына Фёдора и Александра Правиковых.
Первоначально считалось, что фонд Второва составляют издания, на которых стоит владельческий штамп «Из книг Второва». Их оказалось сравнительно немного. Кропотливая работа позволила обнаружить книги из Второвской библиотеки и без штампа. Во избежание дальнейших недоразумений решили и на эти издания проставить штамп «Из книг Второва». Однако на полное восстановление Второвского фонда надежды мало. Возможно, какие‑то книги ушли безвозвратно, а какие‑то ещё таятся в недрах книгохранилищ Национальной библиотеки, библиотеки Казанского университета и других книгохранилищ. Ведь в 1929 году основной фонд Казанской городской публичной библиотеки был передан в Научную библиотеку Казанского университета. Через несколько лет ещё около ста тысяч наиболее ценных изданий книг снова были переданы туда же. По какому принципу библиотеки потом разъединились, неизвестно. В результате в фондах Национальной библиотеки почти не сохранились местные периодические издания первой половины ХIХ века, хотя раньше были их полные комплекты. За свои полтора века библиотека несколько раз переезжала, в результате дореволюционные издания плохо сохранились, а часть фонда утеряна навсегда.
Се­го­дня библиотека Второва насчитывает 1071 на­звание, 1714 томов книг и брошюр, периодических и продолжающихся изданий. Это выдающаяся библиофильская коллекция, универсальная по содержанию, на три четверти состоящая из старопечатных книг.
Юнусова Рушания Камилевна - заведующая сектором отдела рукописей и редких книг библиотеки.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев