+18°C
USD 77,17 ₽
Реклама
Архив новостей

Двигатель для МиГов

Похожий на BMW‑003 двигатель во всём СССР был лишь один. Воздушный реактивный двигатель успел сделать до вой­ны инженер Архип Люлька. Но испытывать его не пришлось: Люлька остался в блокированном Ленинграде. И если бы о нём не вспо­мнил авиаконструктор Болховитинов, то великий конструктор и изобретатель Люлька мог погибнуть. Инженера вывезли из Ленинграда вместе с сотрудниками его КБ и доставили к Болховитинову в Билимбай. Но двигатель остался закопанным в Ленинграде.

Завод № 16 выпускал в годы вой­ны моторы ВК‑105 для Пе‑2. Их производство было поставлено на поток. Конечно же, был отдел Валентина Петровича Глушко в ОКБ завода, разработавший жидкостный реактивный двигатель‑ускоритель для Пе‑2. Однако выпускался этот двигатель опытно. А заводу предстояло в очень короткие сроки начать выпускать серийно воздушно‑реактивный двигатель.

Летом 1945 года отдел Глушко стал редеть. В августе уехал в Москву Королёв, да и сам Глушко вскоре тоже покинул Ка­зань в неизвестном направлении. Кто то­гда знал, что отправились они в Германию на ракетные заводы…

А на заводе в ОКБ вдруг стали появляться немецкие спе­циа­листы. Во всяком случае, такие сведения есть в книге Ю. Воронкова, В. Зрелова, Ю, Михельса, С. Кувшинова «Германские авиационные спе­циа­листы в СССР», изданной в 1996 году при содействии Самарского государственного аэрокосмического университета.

Пауль Эрнст Ценке прибыл в СССР в июле 1945 года. Фридрих Пауль Эбершульц, Фриц Фриц Фрезе, Бодо Карл Иордан и Альфред Йозеф Шихт были привезены в СССР в августе. Карл Герман Кастенс прибыл в сентябре. Последним в октябре появился руководитель проекта Христиан Рудольф Манфред. Раньше всех из этой бригады немецких двигателистов на территории СССР оказался инженер‑переводчик Михаил Викторович Майер, уроженец Петербурга - его прибытие обозначено февралём 1944 года.

Вся бригада немецких инженеров жила неподалёку от завода в Соцгороде в трёх квартирах дома № 9 по улице Социалистической.

В квартире № 9 жили инженер‑расчётчик Фриц Фриц Фрезе, инженер‑конструктор Карл Герман Кастенс и инженер‑расчётчик Альфред Йозеф Шихт. Квартиру № 11 занимали Манфред Рудольф Христиан и инженер‑конструктор Пауль Эрнст Ценке. В квартире № 12 жили инженер‑испытатель Фридрих Пауль Эбершульц, инженер‑экспериментатор Бодо Карл Иордан и Михаил Викторович Майер.

Положение их было мало похоже на положение военнопленных. Однако семьи «казанских» немцев оставались в Германии.

Семья Манфреда Христиана оставалась в Берлине, в американском секторе оккупации. У Фридриха Эбершульца семья была в городе Брауншвейг в английской зоне, у Альфреда Шихта - в Бюдигене, в земле Гессен, в американской зоне оккупации. Семья Бодо Иордана находилась в городе Келлингхузе в английской зоне, Карла Кастенса - в городе Бад Рейнской области тоже в английской зоне. У Майера, русского немца, семья была в Мангейме в американской зоне. В советской зоне оккупации семьи были лишь у двоих: Пауля Ценке в городе Вельгаст и Фрица Фрезе в городе Гейлингенштадт.

Бригада немецких инженеров из восьми человек оформилась на 16‑м заводе осенью 1945 года. Инженер Манфред Рудольф Христиан был назначен руководителем проекта и заместителем главного конструктора Сергея Колосова. Собирали этих спе­циа­листов, скорее всего, по лагерям военнопленных на территории Германии.

Уже к началу 1946 года Казанский моторострои­тель­ный завод № 16 стал выпускать реактивные двигатели РД‑20. Так у нас стали называться бывшие немецкие двигатели BMW‑003. Их начали устанавливать на один из первых серийных советских реактивных самолётов МиГ‑9. Первый полёт этот самолет совершил 24 апреля 1946 года, а 1 мая 1947 года эскадрильи реактивных МиГ‑9 и Як‑15 участвовали в воздушной части парада на Красной площади.

Васина Тать­яна Гри­горь­евна - историк, крае­вед, пуб­лицист.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: