Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Казмаш: история развития

Авиастрой: как всё начиналось В начале 1932 года по решению правительства начала разворачиваться подготовка к строи­тель­­ству завода № 124 в Казани.

Проектирование новостройки поручили институту по проектированию авиационных заводов (Гипронииавиапром), который ещё в конце 1931 года приступил к изыскательскими работам. Во всех районах респуб­лики готовили каменщиков, плотников, жестянщиков, дюральщиков… Вскоре на стройплощадках появились бригады рабочих казанских заводов и фабрик, крестьяне из ближайших деревень, сотни колхозников, приглашённых из районов Татарии.

Кадры строителей пополнялись за счёт прибывших из Белоруссии и Украины крестьян, которые приехали с семьями, лошадьми, повозками, инструментом и домашним скарбом. Стремление к индивидуальному ведению хозяйства накладывало отпечаток на их образ жизни. «Грабари», как их потом стали называть, селились главным образом вблизи оврагов. Жилище грабаря представляло собой полуземлянку, за ней - помещение для лошади, коровы, свиней. Именно грабари, наряду с местными крестьянами, стали основными поставщиками молока, мяса, яиц для авиастроителей. Грабарский посёлок располагался между ТЭЦ‑2 и силикатным заводом. Густо было усеяны грабарскими насыпушками склоны оврага между Соцгородом и посёлком Свердлова, несколько позже возник посёлок в районе водозабора.

В каком‑то смысле грабарями (по крайней мере, по происхождению) были и братья Николай и Андриан Ельцины (отец и дядя первого президента России), которые с декабря 1932 года работали на строи­тель­­стве авиазавода. Братья были хорошими плотниками, и вскоре Николай Игнатьевич стал бригадиром, а его брат Андриан - звеньевым. Николай Ельцин вместе с женой Клавдией и полуторагодовалым сыном Борисом, как и все семьи строителей, жил в барачном посёлке. Через год братья Ельцины попали в поле зрения оперуполномоченного местного ОГПУ, поскольку не очень‑то и скрывали своё недовольство некоторыми порядками на стройке. В апреле 1934 года Николая и Андриана Ельциных арестовали за контрреволюционную пропаганду. Маленького Борю с мамой на три года приютила казанская семья, отец с дядей в это время находились в исправительно‑трудовых лагерях. Вот таким далеко не радужным было знакомство с Ка­занью то­гда совсем юного Бориса Николаевича Ельцина.

В середине 1932 года на караваевских землях работали около два­­дцати тысяч человек. Штаб строи­тель­­ства расположился в здании бывшей духовной семинарии (ныне улица Декабристов, 172). Впоследствии оно получило название «старое Управление». По полям Караваево и окраине Казани разъезжали геодезисты, распределяли участки под строи­тель­­ство.

Группа рабочих-строителей вместе с пионерами в доме отдыха «Голубое озеро». 1934

Далеко не лёгким делом было строи­тель­­ства водозабора. Не имели ещё в Казани опыта возведения таких уходящих глубоко под воду башен, именуемых «криб». Установку и монтаж криба закончили к концу 1935 года. Затем полным ходом сооружали первый и второй подъёмы, прокладывали водопроводы, строили служебные и жилые корпуса, котельную. Водозабор заработал в 1937 году.

На строи­тель­­стве водозабора прорабом работал Алексей Павлович Чкалов - брат знаменитого лётчика‑испытателя Валерия Павловича Чкалова.

Он возглавлял бригаду бетонщиков, которая сооружала криб.

В 1933 году начал работать хлебзавод № 2. Строительство главного корпуса снабжалось водой из прилегающих болот, озёр. На строи­тель­­ство авиагиганта были переброшены по договору из Горького иностранные рабочие. Вслед за закладкой завода стали сооружаться железнодорожные и трамвайные пути, шоссейные дороги, разрабатывались карьеры.

Начали строить бараки - жильё для рабочих. Коровники фермы № 2 приспособили под общежития. В них поселили свыше пяти тысяч человек. В распоряжение руководства Казмашстроя предоставили городские гостиницы «Франция», «Бристоль», «Совет», «Сибирские номера». Также строились каркасные дома в посёлке инженерно‑технических работников (сейчас район парка Урицкого.)

В большом доме купца Фролова открыли поликлинику, а в доме меховщика Дикушева - детские ясли.

В развёртывании строи­тель­­ства авиакомбината большую роль сыграл Пётр Иванович Баранов, начальник главного управления авиационной промышленности, заместитель Наркомтяжпрома. Начальником строи­тель­­ства Казмашстроя был Кузьма Дмитриевич Кузнецов, позднее ставший директором Авиакомбината.

В 1932 году были основаны Казанский авиационный институт и авиационный техникум. Сразу же открывается и филиал института в Караваево, в нём рабфак с русской и татарской группами.

Приступили к застройке стандартного посёлка кирпичными одно­­этаж­ными домами барачного типа и деревянными каркасными двух­­этаж­ными домами. То­гда же завод получил имя Серго Орджоникидзе, посёлок ИТР - имя Урицкого, стандартный посёлок - имя Свердлова и Соцгород - имя Серго Орджоники­дзе, а ферма № 2 стала посёлком имени Воровского.

Широким фронтом возводилось жильё. Сто пятьдесят деревянных домов барачного типа расположились недалеко от управления и возле села Сухая река. Они так и именовались «Сухореченские бараки».

В 1934 году был построен спортивный комплекс с деревянными трибунами, футбольным полем, беговыми дорожками. Ближе к 1939 году на стадионе появился спортивный зал.

Ударная бригада монтажников в Соцгороде.

В конце 1937 года в Соцгороде приняли новосёлов первые дома по улице Лядова, заканчивалось строитель­­ство школы № 36. Строился большой дом № 9. В посёлке Свердлова заселили сто пятьдесят бараков, возводились рубленые дома, строился клуб строителей. Был со­здан трампарк № 3.

В 1937 году комсомольцы и заводская молодёжь начали закладывать парк «Крылья Советов». В 1942 году его засадили деревьями. В парке вблизи стадиона соорудили парашютную вышку. Её рабочая площадка была на высоте шестьдесят метров.

Ко­гда построили здание для Дома связи (сейчас здесь Казанский молодёжный центр имени Гайдара), клубная работа сосредоточивалась на первом этаже. Позже к зданию была сделана пристройка, в которой оборудовали зрительный зал, сцену и киноустановку. А через несколько лет, ко­гда поч­товому отделению и телеграфу представили другое помещение, здесь полновластным хозяином стал клуб имени Серго Орджоникидзе. Этим же именем до слияния двух заводов в январе 1941 года назывался парк культуры и отдыха, заводская многотиражная газета именовалась «Орджоникидзовец», и даже дом № 5 на Белинского был образцовым домом «Орджоникидзовец».

В 1935 году построили асфальтированную трассу между городом и заводоуправлением, асфальтированные дороги в посёлках имени Орджоникидзе - Соцгород, Урицкого и Свердлова.

В 1937 году большим событием в жизни коллектива завода стал пуск первой турбины ТЭЦ‑2 мощностью два­­дцать пять тысяч киловатт. Появилась своя электроэнергия для нужд производства и населения района.

В 1942 году было закончено строи­тель­­ство пио­нерского лагеря «Голубое озеро».

Но дальнейшим планам энтузиастов-строителей не суждено было сбыться...

А завтра была война

Фашисты были на подступах к Москве, ко­гда правительство страны решило эвакуировать в тыл многие предприятия оборонной промышленности, в том числе Московский авиационный завод № 22.

Эвакуация огромного завода даже в мирное время непростая задача, а во время вой­ны сделать это в сто раз трудней: на счету каждый паровоз, каждый железнодорожный вагон. Для переброски завода в Ка­зань потребовалось три тысячи вагонов. Переброска заняла около двух месяцев.

Ферма № 2, приспособленная под барак для рабочих.

До нового года в Ка­зань прибыли свыше три­­дцати двух тысяч москвичей. Люди размещались в эвакопунктах: киноте­атрах, Кремле, ТЮЗе, ряде клубов Казани. В декабре 1941 года произошло слияние двух заводов. В небывало короткий срок коллектив установил на новых площадях станки, оснастку, приспособления и стал активно выдавать продукцию. Казанский авиационный завод № 22 начал изготавливать самолёты Пе‑2 и Пе‑8. Главным конструктором самолётов был Владимир Михайлович Петляков. Директором завода назначили генерал‑майора Василия Андреевича Окулова.

Зима того года была суровой. В отдельные дни мороз доходил до минус пятидесяти градусов. Больше половины заводчан жили в десяти‑четырна­­дцати километрах от цехов, трамваи работали плохо, и часто шли на завод и обратно пешком. В главном корпусе завода стояла минусовая температура, работали зимой не раздеваясь.

С первого дня вой­ны завод перешёл на круглосуточный режим работы. Рабочие не выходили из цехов до тех пор, пока не сдадут суточных заданий, а спе­циа­листы вообще находились на казарменном положении. Только так можно было добиться увеличения выпуска продукции. Каждые сутки завод выпускал по десять‑двена­­дцать Пе‑2.

Десятки рабочих начали овладевать смежными профессиями, включились в движение многостаночников. На заводе появились рабочие, выполнявшие план на тысячу процентов - так называемые тысячники. Небывалый размах приобрело и стахановское движение.

Начиная с 1942 года завода из года в год выполнял и перевыполнял государственный план. В 1944 году за один день выпускалось в два раза больше Пе‑2, чем перед войной.

Завод помогал фронту не только боевыми самолётами. Как и по всей стране, работники завода сдавали в фонд обороны личные сбережения. Заводчане заботились о раненых в госпиталях, семьях фронтовиков. Уже во второй половине 1941 года в фонд обороны на заводе было собрано свыше двух миллионов руб­лей, в следующем году эта цифра увеличилась вдвое. Деньги решили использовать на со­здание и оснащение боевой эскадрильи.

В первомайские дни 1943 года на казанском аэродроме выстроились полки 202‑й бомбардировочной авиадивизии. Труженики Татарии собрали на боевое оснащение авиации десятки миллионов руб­лей и передали этой дивизии сто два самолёта Пе‑2.

В 1941 - 1945 годах завод выпустил свыше десяти тысяч самолётов. Казанская машина стала основным бомбардировщиком наших Военно‑воздушных сил. Лётчики любили «пешку» за высокие скоростные и маневренные качества, мощное вооружение и удивительную живучесть.

Пе‑2 и Пе‑8 громили врага под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, участвовали во всех наступательных операциях наших войск вплоть до штурма Берлина.

Заводской джаз-оркестр. 1938

За время вой­ны завод стал неузнаваемым: выпуск продукции перемахнул далеко за довоенный уровень. Было пущено сорок поточных линий. К маю 1945 года коллектив завода с честью выполнил свои обязательства. Героические дела тружеников тыла перекликались с героизмом воинов на фронте.

Большой вклад в разгром врага внесли лётчики‑испытатели, такие как Александр Гри­горь­евич Васильченко, Александр Силуянович Пальчиков, Николай Николаевич Аржанов, Тихон Лукьянович Рябченко, давшие путёвку в жизнь многим тысячам бомбардировщикам. Лётчики гордо говорили: «Наша Пешка выдвигается в Ферзи».

За боевые заслуги на фронтах Великой Оте­че­ственной вой­ны двена­­дцать работников завода были удостоены звания Героя Советского Союза, а коллектив завода в 1945 году награждён вторым орденом -Красного Знамени за образцовое выполнение задания правительства по производству боевых самолётов. На вечное хранение заводу было передано переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР, оно хранится в музее трудовой славы.

Послевоенный подъём

Послевоенный период в истории всей страны связан с восстановлением сельскохозяйственного и промышленного производства. Непростая и одновременно значительная веха в жизни и деятельности Казанского авиа­ционного завода имени С. П. Горбунова связана с дальним бомбардировщиком Ту‑4. Для организации его выпуска потребовалась коренная перестройка всего завода: со­здание новых цехов, производственных мастерских, перемещение более 2500 единиц оборудования.

Серийное производство самолётов Ту‑4 послужило фундаментом для со­здания в пятидесятые годы уникального по своим лётно‑техническим характеристикам и долголетию самолёта Ту‑16.

В 1958 году Государственный комитет по авиа­ционной технике при Совете Министров СССР возглавил Пётр Ва­силь­евич Дементьев. Если раньше ведомство основное внимание уделяло выпуску боевых машин, то теперь в отрасли был взят курс на производство гражданских самолётов. Казанские самолётостроители получили от госкомитета задание на изготовление самолетов Ту‑104Б.

Всё это время заводчане успевали и учиться в вечерней школе, и побеждать в различных спортивных соревнованиях, и строить жильё.

В 1946 году комсомольцы завода по своей инициативе переоборудовали столовую № 10, находившуюся в юнгородке, под школу рабочей молодёжи с присвоением ей № 11. По приказу министерства авиа­ционной промышленности от 18 февраля 1947 года на заводе был открыт филиал Казанского авиа­ционного техникума, который в первые годы размещался в левом крыле заводоуправления. Весной началось строи­тель­ство индивидуальных домов для работников завода. В этом же году в Соцгороде был сдан детский сад № 121 на сто детей.

В 1946 году в Соцгороде построили летний киноте­атр на шестьсот мест, а в заводском парке впервые зажглись огни новогодней ёлки. В 1948 году в Казани начала действовать троллейбусная линия между городом и Ленинским районом, всего ходило шесть троллейбусов.

В 1960 году было закончено строи­тель­ство Дворца культуры имени Ленина. Сооружали дворец методом народной стройки. Каждую неделю организовывались субботники, в которых участвовали коллективы всех цехов и отделов, руководители завода.

В 1967 году началось строи­тель­ство заводской базы отдыха «Бережок», были построены три­дцать домиков, столовая на сто сорок мест. Полностью газифицирован заводской посёлок «Северный». В посёлке имени Свердлова построили и заселили стоквартирный жилой дом.

Завод изменяет район

Осенью 1973 года директором завода назначается Виталий Егорович Копылов. Он не только оправдал доверие правительства, но и заслужил искреннее уважение коллектива. Вскоре авиастроители по достоинству оценили масштабное видение нового руководителя, его редкую природную интуицию. При «красном директоре», как называли Копылова, началось грандиозное жилищное строи­тель­­ство для работников завода - жителей Ленинского (ныне Авиастрои­тель­­ного) района Казани. Предприятие ежегодно вводило в строй до три­­дцати тысяч квадратных метров благоустроенного жилья. Были построены собственный домострои­тель­­ный комбинат и железобетонный мост через железную дорогу в районе авторынка в Авиастрои­тель­­ном районе (сейчас наш домострои­тель­­ный комбинат работает на казанский метрострой, мост тоже по‑прежнему эксплуатируется).

В результате открылись два с лишним десятка дошкольных учреждений (ни одно предприятие города таким количеством похвастаться не могло!), школа, учебно‑курсовой комбинат, поликлиника (то­гда по приказу Копылова закупили аппаратуру УЗИ, в числе первых в городе!), профилакторий, больница. С 1974 по 1993 год сдали в эксплуатацию одинна­­дцать магазинов, четыре административно‑бытовых объекта, построили почту и аптеку, два клуба для вне­школьной работы с детьми. В 1983 году завод построил первое высотное здание в Казани - шестна­­дцати­­этаж­ный жилой дом на улице Лукина.

При Копылове начался плановый капитальный ремонт старого жилья в рабочих посёлках с подключением строи­тель­­ных и ремонтных цехов завода. Ремонт продлил срок службы жилья до его сноса. Впоследствии на месте старых домов выросли прекрасные много­­этаж­ные здания.

Фото и информация предоставлены музеем Казанского авиационного завода имени С. П. Горбунова - филиала ПАО «Туполев».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев