Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Лестница в историю

Журнал "Казань", № 3, 2012 На казанской улице Горького, рядом с Лядским садом, находится необычный дом начала двадцатого века. Он выделяется широкой проездной аркой, ведущей в замкнутый двор. Подобные дворы-колодцы чаще всего можно встретить в Петербурге. Но в конце девятнадцатого - начале двадцатого века, в эпоху бурного развития капитализма, такие...

Журнал "Казань", № 3, 2012
На казанской улице Горького, рядом с Лядским садом,
находится необычный дом начала двадцатого века.
Он выделяется широкой проездной аркой, ведущей в замкнутый двор.
Подобные дворы-колодцы чаще всего можно встретить в Петербурге.

Но в конце девятнадцатого - начале двадцатого века, в эпоху бурного развития капитализма, такие дома были распространены по всей Российской империи. Земля становится дорогой, застройка уплотняется. Собственники старались извлечь как можно больше прибыли из участков, поэтому застраивали их по периметру. Возникает новый тип жилья - доходный дом. По правде говоря, доходные дома существовали и раньше, но пик их развития пришёлся на начало двадцатого века.

К такому виду жилья и относился дом И. А. Сурина на Большой Лядской улице (ныне Горького, 26). Иван Андреевич (его инициалы находятся на обоих аттиках над ризалитами) купил участок с двухэтажным каменным домом в 1911 году, а в следующем начал его перестраивать. По проекту инженера-архитектора В. А. Трифонова возвели двухэтажные корпуса и надстроили главный дом и существующие службы. Соорудили новую систему отопления - калориферную. Фасад декорировали по последней моде - в стиле модерн с элементами эклектики: лепнина из вьющихся растительных лент, цветы, переливающиеся глазурированные плитки. Не сохранились металлические въездные ворота, хорошо дополнявшие облик здания.

Как и положено любому доходному жилью, в доме Сурина находились многокомнатные съёмные квартиры с двумя входами - один на парадной, другой на чёрной лестнице. Вторая использовалась горничными, кухарками, обслуживающим персоналом дома. С неё мы сразу попадаем на кухню квартиры с полом из метлахской плитки, кладовой и встроенным шкафом. Далее длинный коридор, в который выходит множество дверей. Это - ванная, санузел, спальни. В части дома, выходящей на Горького, расположены парадные комнаты - кабинет, гостиная, столовая, прихожая, хозяйская спальня.

Декоративное оформление этой части квартиры более сложное и продуманное. Лепнина потолков имитирует переплетения цветочных веток - роз, подсолнухов, ромашек, плодов крыжовника и смородины. Высокие двупольные двери в стиле «чистого» модерна выполнены по чертежам из книги «Архитектурные детали» П. Д. Барановского.

Не менее хороша и парадная лестница, которой пользовались жильцы и их гости. За порядок здесь отвечал швейцар, он встречал и провожал господ, выполнял мелкие поручения. Считалось, что парадная лестница - лицо доходного дома, по её виду можно было оценить уровень квартиры, обеспеченность проживающих здесь людей. В доме Сурина ей также придано большое значение. Входя в резные деревянные двери, мы попадаем в обширный холл с мозаичной лестницей. Она отделена от основного пространства аркой, верхние скруглённые углы которой украшены маскаронами в виде головы девушки в цветочном венке. Основной мотив декора - подсолнух. Его цветы и листья присутствуют и в лепнине, и в изгибах лестничной решётки. Полы выложены чёрно-белой плиткой.

Однако некогда богатая парадная пришла в упадок с началом революции. Хозяин дома, Иван Андреевич Сурин, уехал в Америку вместе с женой, где он и умер и похоронен на Сербском кладбище Сан Франциско. Его имущество национализировали, квартиры переоборудовали под коммуналки.

В примечательном доме обитали в разные годы многие казанцы, известные и не очень. Сейчас в нём живёт, скажем, Ляля Михайловна Кальюранд, замечательный художник и педагог, которой бесконечно благодарны ученики.

В конце двадцатых в комнаты на первом этаже, выходящие окнами на Горького, въехал Василий Васильевич Егерев
с семьёй. В то время он заведовал кафедрой Казанского института инженеров коммунального строительства, был автором более двадцати работ по архитектуре и строительству. В квартире номер два Егерев жил вплоть до своей смерти в 1956 году.

Его внучка Татьяна Владимировна Власова с семьёй до сих пор живёт в той же квартире, у них сохранилась мебель и личные вещи Василия Васильевича. Это было одним из самых удивительных открытий для нас, студентов архитектурно-строительного университета, участников движения «Красный щит». Ведь Егерев стоял у истоков образования архитектурной школы Казани. Он воспитал целое поколение советских инженеров и архитекторов, при этом не прекращая научной и исследовательской работы.

Вклад Егерева в изучение архитектуры и вообще прошлого Казани очень велик. Всю жизнь Василий Васильевич собирал чертежи, рукописи, изображения, относящиеся к истории нашего города. Множество зданий он осмотрел, отснял и обмерил лично. Книги из своей богатой библиотеки Егерев завещал строительному институту, а коллекции документов хранятся в архивах Казани и Москвы. Большинство современных исследований, как и работ советского времени по архитектуре края, основано на его книгах, статьях и диссертации «Казанские архитекторы второй половины XVIII века и первой половины XIX века», которую он не успел защитить. Даже в сложные для русской и всей отечественной культуры тридцатые годы Егерев пытался спасти церкви, монастыри, дворянские усадьбы от сносов и разграбления.

Взгляды Егерева близки нам, молодым казанцам, мы также стараемся сохранить то, что нам дорого, защитить город, к которому привыкли и который не хотим терять. Поэтому память о деле Василия Васильевича для нас неразрывно связана с Казанью, её улицами и зданиями, и прежде всего с домом, где он жил. Лишь недавно этому несомненному объекту культурного наследия был присвоен официальный статус памятника, а в ближайшее время с помощью руководства архитектурно строительного университета мы надеемся установить на фасаде дома мемориальную доску, свидетельствующую о проживании здесь выдающегося казанца.
И, возможно, когда-нибудь в нашем городе появится музей архитектуры, о котором так мечтал Василий Васильевич.

Горбунова Анастасия Николаевна - студентка шестого курса Казанского архитектурно-строительного университета.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев