Лица Победы (Стихи)
Журнал "Казань", № 5, 2015 Поэт Евгений Евтушенко начал печататься рано. Первое стихотворение было опубликовано в газете «Советский спорт», когда ему исполнилось всего пятнадцать лет. По сути, возраст его поэтической биографии совпадает с юбилеем Великой Победы. Война занимает в творчестве Евтушенко особое место - ведь его детство и отрочество совпали...
Журнал "Казань", № 5, 2015
Поэт Евгений Евтушенко начал печататься рано. Первое стихотворение было опубликовано в газете «Советский спорт», когда ему исполнилось всего пятнадцать лет.
По сути, возраст его поэтической биографии совпадает с юбилеем Великой Победы.
Война занимает в творчестве Евтушенко особое место - ведь его детство и отрочество совпали с военной порой.
Он не сражался в партизанском отряде, не был сыном полка, не жил на оккупированной фашистами территории.
Но, живя в далёкой от фронтов Сибири, ощущал - как и все - незримое присутствие войны, её тяжёлый далёкий гул. Сводки Информбюро, проводы молодых ребят на фронт, полуголодная тыловая жизнь, инвалиды, вернувшиеся домой, заплаканные лица женщин, получивших похоронки - всё это вошло в детское сердце и осталось в нём навсегда.
Два его стиха о войне известны во всём мире. Оба стали музыкой - песня Эдуарда Колмановского «Хотят ли русские войны» и 13‑я симфония Дмитрия Шостаковича
«Бабий яр» звучат, не теряя своей актуальности.
Другие стихи о войне также несут в себе личные переживания и мысли поэта. Да иначе и быть не может, поскольку, как и вся поэзия Евгения Евтушенко, они вдохновлены самой жизнью и судьбой.
Эдуард ТРЕСКИН
Свадьбы
А. Межирову
О, свадьбы в дни военные!
Обманчивый уют,
слова неоткровенные
о том, что не убьют...
Дорогой зимней, снежною,
сквозь ветер, бьющий зло,
лечу на свадьбу спешную
в соседнее село.
Походочкой расслабленной,
с чёлочкой на лбу
вхожу,
плясун прославленный,
в гудящую избу.
Наряженный,
взволнованный,
среди друзей,
родных,
сидит мобилизованный
растерянный жених.
Сидит
с невестой - Верою.
А через пару дней
шинель наденет серую,
на фронт поедет в ней.
Землёй чужой,
не местною,
с винтовкою пойдёт,
под пулею немецкою,
быть может, упадёт.
В стакане брага пенная,
но пить её невмочь.
Быть может, ночь их первая -
последняя их ночь.
Глядит он опечаленно
и - болью всей души
мне через стол отчаянно:
«А ну давай, пляши!»
Забыли все о выпитом,
все смотрят на меня,
и вот иду я с вывертом,
подковками звеня.
То выдам дробь,
то по полу
носки проволоку.
Свищу,
в ладоши хлопаю,
взлетаю к потолку.
Летят по стенкам лозунги,
что Гитлеру капут,
а у невесты
слёзыньки
горючие
текут.
Уже я измочаленный,
уже едва дышу...
«Пляши!..» -
кричат отчаянно,
и я опять пляшу...
Ступни как деревянные,
когда вернусь домой,
но с новой свадьбы
пьяные
являются за мной.
Едва отпущен матерью,
на свадьбы вновь гляжу
и вновь у самой скатерти
вприсядочку хожу.
Невесте горько плачется,
стоят в слезах друзья.
Мне страшно.
Мне не пляшется,
но не плясать -
нельзя.
Мёд
Я расскажу вам быль про мёд.
Пусть кой-кого она проймёт,
пусть кто-то вроде не поймёт,
что разговор о нём идёт.
Итак, я расскажу про мёд.
В том страшном, в сорок первом, в Чистополе,
где голодало всё и мёрзло,
на снег базарный бочку выставили -
двадцативёдерную! - мёда!
Был продавец из этой сволочи,
что наживается на горе,
и горе выстроилось в очередь,
простое, горькое, нагое.
Он не деньгами брал, а кофтами,
часами или же отрезами.
Рука купеческая с кольцами
гнушалась явными отрепьями.
Он вещи на свету рассматривал.
Художник старый на ботинках
одной рукой шнурки разматывал,
другой - протягивал бутылку.
Глядел, как мёд тягуче цедится,
глядел согбенно и безропотно
и с мёдом - с этой вечной ценностью -
по снегу шёл в носках заштопанных.
Вокруг со взглядами стеклянными
солдат и офицеров жёны
стояли с банками, стаканами,
стояли немо, напряжённо.
И девочка прозрачной ручкой
в каком-то странном полусне
тянула крохотную рюмочку
с колечком маминым на дне.
Но - сани заскрипели мощно.
На спинке расписные розы.
И, важный лоб сановно морща,
сошёл с них некто, грузный, рослый.
Большой, торжественный, как в раме,
без тени жалости малейшей:
«Всю бочку. Заплачу коврами.
Давай сюда её, милейший.
Договоримся там, на месте.
А ну-ка пособите, братцы...»
И укатили они вместе.
Они всегда договорятся.
Стояла очередь угрюмая,
ни в чём как будто не участвуя.
Колечко, выпавши из рюмочки,
упало в след саней умчавшихся...
Далёк тот сорок первый год,
год отступлений и невзгод,
но жив он, медолюбец тот,
и сладко до сих пор живёт.
Когда к трибуне он несёт
самоуверенный живот,
когда он смотрит на часы
и гладит сытые усы,
я вспоминаю этот год,
я вспоминаю этот мёд.
Тот мёд тогда как будто сам
по этим - этим - тёк усам.
С них никогда он не сотрёт
прилипший к ним навеки мёд!
Матч СССР-ФРГ 1955 год.
Репортаж из прошлого века
Вдруг вспомнились
трупы по снежным полям,
бомбёжки и взорванные кариатиды.
Матч с немцами. Кассы ломают. Бедлам.
Простившие родине все их обиды,
катили болеть за неё инвалиды -
войною разрезанные пополам,
ещё не сосланные на Валаам,
историей выброшенные в хлам -
и мрачно цедили: «У, фрицы! У, гниды!
За нами Москва! Проиграть -
это срам!».
Хрущёв, ожидавший в Москву Аденауэра,
в тоске озирался по сторонам:
«Такое нам не распихать по углам…
Эх, мне бы сейчас
фронтовые сто грамм!».
Незримые струпья от ран отдирая,
катили с медалями и орденами,
обрубки войны к стадиону «Динамо» -
в единственный действующий храм,
тогда заменявший религию нам.
Катили и прямо, и наискосок,
как бюсты героев,
кому не пристало
на досках подшипниковых пьедесталов
прихлёбывать, скажем, берёзовый сок
из фронтовых алюминьевых фляжек,
а тянет хлебнуть поскорей, без оттяжек,
лишь то, без чего и футбол был бы тяжек:
напиток барачный, по цвету табачный,
отнюдь не бутылочный,
по вкусу обмылочный,
и может, опилочный -
из табуретов
Страны Советов,
непобедимейший самогон,
который можно,
его отведав,
подзакусить рукавом, сапогом.
И может, египетские пирамиды,
чуть вздрогнув, услышали где-то в песках,
как с грохотом катят в Москве инвалиды
с татуировками на руках.
Увидела даже статуя Либерти -
за фронт припоздавший второй со стыдом,
как грозно движутся инвалиды те -
виденьем отмщения
на стадион.
Билетов не смели спросить контролёрши,
глаза от непрошенных слёз не протёрши,
быть может, со вдовьей печалью своей.
И парни-солдатики,
выказав навыки,
всех инвалидов
подняли на руки,
их усадив попрямей,
побравей,
самого первого ряда первей.
А инвалиды,
как на поверке,-
все наготове держали фанерки
с надписью прыгающей «Бей фрицев!»,
снова в траншеи готовые врыться,
будто на линии фронта лежат,
каждый друг к другу предсмертно прижат.
У них словно нет половины души -
их жёны разбомблены и малыши.
И что же им с ненавистью поделать,
если у них - полдуши
и полтела?
Ещё все трибуны были негромки,
но Боря Татушин,
пробившись по кромке,
пас Паршину дал.
Тот от радости вмиг
мяч вбухнул в ворота,
сам бухнулся в них.
Так счёт был открыт,
и в неистовом гвалте
прошло озаренье по тысячам лиц,
когда Колю Паршина
поднял Фриц Вальтер*,
реабилитировав имя «Фриц».
Фриц дружбой -
не злостью за гол отплатил ему,
он руку пожал с уваженьем ему,
и -
инвалиды зааплодировали
бывшему пленному своему!
Но все мы вдруг сгорбились, постарели,
когда вездесущий тот самый Фриц,
носящий фамилию пистолета,
нам гол запулил, завершая свой «блиц».
Когда нам и гол второй засадили,
наш тренер почувствовал холод Сибири,
и аплодисментов не слышались звуки,
как будто нам всем отсекли даже руки.
И вдруг самый смелый из инвалидов
вздохнул, восхищение горькое выдав:
«Я, братцы,
скажу вам по праву танкиста -
ведь здорово немцы играют и чисто...».
И хлопнул разок, всех других огорошив,
в свои, обожжённые в танке ладоши,
и кореш в тельняшке подхлопывать стал,
качая поскрипывающий пьедестал.
И смылись все мстительные мыслёнки
(все с вами мы чище от чистой игры),
и чувствуя это, Ильин и Маслёнкин
вчистую забили красавцы-голы.
Теперь в инвалидах была перемена -
они бы фанерки свои об колена
сломали,
да не было этих колен,
но всё-таки призрак войны околел.
Нет стран, чья история - лишь безвиновье,
но будет когда-нибудь и безвойновье,
и я этот матч вам на память дарю.
Кто там говорит, что надеждам всем крышка?
По-моему, я - тот же русский мальчишка,
и я как свидетель всем вам говорю,
что брезжило
братство всех наций в зачатке -
когда молодой ещё Яшин перчатки
отдал как просто вратарь вратарю.
Фриц Вальтер, вы где?
Что ж мы пиво пьём розно?
Я с этого матча усвоил серьёзно -
дать руку кому-то не может быть поздно.
А счёт стал 3:2.
В нашу всё-таки пользу.
Но выигрыш общий неразделим.
Вы знаете, немцы, кто лучшие гиды?
Кто соединил две Германии вам?
Вернитесь в тот матч и увидите там.
Кончаются войны не жестом Фемиды,
а только когда, забывая обиды,
войну убивают в себе инвалиды,
войною разрезанные пополам.
Сватовство
В Сибири когда-то был на первый
взгляд варварский, но мудрый обычай.
Во время сватовства невеста должна
была вымыть ноги жениху, а после
выпить эту воду. Лишь в этом случае
невеста считалась достойной, чтобы
её взяли в жёны.
Сорок первого года жених,
на войну уезжавший назавтра в теплушке,
был посажен зиминской роднёй
на поскрипывающий табурет,
и торчали шевровых фартовых сапог
ещё новые бледные ушки
над загибом блатных голенищ,
на которых играл золотой керосиновый свет.
Сорок первого года невеста вошла
с тяжеленным расписанным розами тазом,
где, тихонько дымясь,
колыхалась тревожно вода,
и стянула она с жениха сапоги,
обе рученьки ваксой запачкала разом,
размотала портянки, и делала всё без стыда.
А потом окунула она его ноги босые
в мальчишеских цыпках
так, что, вздрогнув невольно, вода через край
на цветной половик пролилась,
и погладила ноги водой с бабьей нежностью
пальцев девчоночьих зыбких,
за алмазом алмаз в таз роняя из глаз.
На коленях стояла она
перед будущим мужем убитым,
обмывая его наперёд,
чтобы если погиб - то обмытым,
ну, а кончики пальцев её так ласкали
любой у него на ногах волосок,
словно пальцы крестьянки -
на поле любой колосок.
И сидел её будущий муж -
ни живой и ни мёртвый.
Мыла ноги ему,
а щеками и чубом стал мокрый.
Так прошиб его пот,
что вспотели слезами глаза,
и заплакали родичи и образа.
И когда наклонилась невеста,
чтоб выпить с любимого воду,-
он вскочил, её поднял рывком,
усадил её, словно жену,
на колени встал сам, с неё сдёрнул
цветастые чёсанки с ходу,
в таз пихнул её ноги, трясясь,
как в ознобном жару.
Как он мыл её ноги - по пальчику,
по ноготочку!
Как ранетки лодыжек
в ладонях дрожащих катал!
Как он мыл её! Будто свою же
ещё не рождённую дочку,
чьим отцом после собственной гибели
будущей стал!
А потом поднял таз и припал - аж эмаль
захрустела под впившимися зубами
и на шее кадык заплясал -
так он пил эту чашу до дна,
и текла по лицу, по груди, трепеща,
как прозрачное, самое чистое знамя,
с ног любимых вода, с ног любимых вода...
Лицо Победы
У Победы лицо не девчоночье,
а оно как могильный ком.
У Победы лицо не точёное,
А очерченное штыком.
У Победы лицо нарыдавшееся.
Лоб её, как в траншеях бугор.
У Победы лицо настрадавшееся -
Ольги Фёдоровны Берггольц.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев