Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Морская сага фон Эссенов

В Казани в Музее Е. А. Боратынского прошла выставка «Морская династия фон Эссенов». Главными её героями стали адмирал Николай Оттович фон Эссен (1860–1915) и лейтенант Раймонд Фёдорович фон Эссен (1888–1931). Выставка была посвящена 325-летию Военно-морского флота России.

В Казани в Музее Е. А. Боратынского прошла выставка «Морская династия фон Эссенов». Главными её героями стали адмирал Николай Оттович фон Эссен (1860–1915) и лейтенант Раймонд Фёдорович фон Эссен (1888–1931). Выставка была посвящена 325-летию Военно-морского флота России.

 

Фон Эссены сыграли заметную роль в военно-морском деле Отечества. В начале Первой мировой войны Балтийский флот под командованием Николая Оттовича фон Эссена защитил Петроград от атак германских боевых судов. Раймонд фон Эссен, морской лётчик Черноморского флота, в то время командовал корабельным отрядом авиации.

О малоизвестных страницах истории Российского флота рассказали уникальные семейные реликвии династии фон Эссенов — фотографии, документы, личные вещи.

Семья куратора экспозиции Николая Алексеевича фон Эссена, внучатого племянника Николая Оттовича фон Эссена, почти три десятилетия, начиная с 1990-х, проживала в Казани. Его отец, Алексей Григорьевич фон Эссен, активно участвовал в её общественной жизни, был предводителем современного Казанского дворянства, членом Совета национально-культурной автономии немцев Татарстана.

Специально для «водного» номера журнала «Казань» Николай Алексеевич фон Эссен составил «морскую» родословную своей семьи.

 

Рыцари, гардемарины, Крузенштерн

История фон Эссенов теряется в глубине веков. Первое упоминание о них относится ко второй половине XVI века. Представители рода, ведущего начало от Томаса фон Эссена, в большинстве своём были военными. Кто-то служил в коннице, кто-то в пехоте. Многие отличились на гражданской службе. Отдельно в нашем роду стоят моряки.

Отто фон Коцебу. 
Графика. Автор — Николай Алексеевич фон Эссен.

Первым из них был Густав ­Иоганн фон Эссен, который начинал свою службу во флоте ещё при Петре I. Лейтенантом в ранге майора он командовал в Ревеле брандвахтой. В 1740 году под его командой ходила императорская яхта.

Его племянник Отто Вильгельм, а по-русски — Отто Васильевич, второй в роду моряк, прославился в войне со Швецией. В Эландском сражении проявил себя как инициативный командир, приняв командование 74-пушечного фрегата «Мстислав».

Сын его родной сестры, Отто фон Коцебу, в 15 лет становится юнгой-добровольцем и участвует в первом русском кругосветном плавании (1803–1806) на парусном шлюпе «Надежда» под командованием Адама фон Крузенштерна, в русской традиции Ивана Фёдоровича (кстати, тоже дальнего родственника фон Эссенов). Позже он отправится в путешествие вокруг света на бриге «Рюрик» (1815–1818), откроет и даст имя 399 островам в Тихом океане, заливу Коцебу к юго-востоку от Берингова пролива и архипелагу Румянцева. В 1823 году Отто фон Коцебу назначают командиром 24-пушечного шлюпа «Предприятие», на борту которого он совершит третью «кругосветку». Эти плавания вокруг Земли сотрут с его карты множество белых пятен, а книги фон Коцебу, переведённые на главные языки мира, докажут, что есть в России люди, способные отстаивать приоритет России в исследовании океанских просторов.

Райнхольд Николай фон Эссен. 
Графика. Автор — Николай Алексеевич фон Эссен.

Быть может, именно этими книгами зачитывался и молодой Райнхольд Николай фон Эссен, в 1850 году поступивший в Морской корпус. В 1855-м он уже гардемарин. В это время начинается Крымская война, вопреки своему названию развернувшаяся на многих театрах военных действий, в том числе на Камчатке и Балтике. Роман Васильевич фон Эссен, как стали именовать Райнхольда по русской традиции, принимает участие в обороне Кронштадта от англичан.

 

Адмирал Императорского флота

Самая яркая фигура из всей морской династии фон Эссенов — командующий Балтфлотом Императорского флота адмирал Николай Оттович фон Эссен. Будущий адмирал и выдающийся флотоводец был назван в честь дяди-моряка, Райнхольда фон Эссена, чьим вторым именем было Николай. Скорее всего, именно он благословил племянника на выбор в пользу Российского флота, в то время как другие его братья пошли по отцовской стезе и выбрали правоведение.

Адмирал Николай фон Эссен. 
Графика. Автор — Николай Алексеевич фон Эссен.

В 1881 году Николай Оттович окончил Морское училище с отличием — его имя было занесено на Мраморную доску, в звании гардемарина совершил двухлетнее заграничное плавание на броненосном фрегате «Герцог Эдинбургский». В 1886-м мичманом прослушал курс лекций на механическом отделении Николаевской морской академии. Избрав военной специальностью системы вооружения корабля, поступил на учёбу в Артиллерийский офицерский класс, который окончил в 1891-м.

До 1900 года Николай Оттович служил в Средиземноморской эскадре в разных должностях на разных военных кораблях. В 1899 году за отличия по службе ему был присвоен чин капитана 2-го ранга.

Поворотным моментом в судьбе Николая Оттовича стало назначение его командиром новейшего крейсера «Новик», который он перевёл в Порт-Артур в состав эскадры Тихого океана, и начавшаяся вскоре Русско-Японская война. С первых же дней войны крейсер активно участвовал в боевых действиях. Утром 27 января 1904 года, после внезапного нападения японского флота, фон Эссен вывел «Новик» в море на разведку, обнаружил превосходящие силы противника и атаковал крейсер «Якумо». Последующие дни командир и его экипаж проявили высокое воинское мастерство и героизм, показали пример выполнения долга, что оценил сам прибывший в Порт-Артур вице-адмирал Степан Осипович Макаров.

«Макаров, приехавший накануне, потребовал нас всех к себе и был особенно любезен со мной, сказав про моё судно: «Le brave «Novik», и вчера, съезжая после рекогносцировки, ещё раз благодарил меня и всех», — писал в своём письме супруге Николай Оттович. За боевые заслуги его наградили золотой саблей с надписью «За храбрость».

Лейтенант Раймонд фон Эссен. 
Графика. Автор —  Марк Шуб.

Затем капитана 2-го ранга Николая Оттовича фон Эссена назначают командиром эскадренного броненосца «Севастополь», который несколько раз вступал в бой с врагом, участвовал в попытке прорыва эскадры во Владивосток, дважды подрывался на минах. В бухте Белый Волк корабль подвергся многочисленным атакам японских миноносцев, что вывело его из строя. Но, несмотря на повреждения, командир смог обеспечить активное использование корабельной артиллерии против сухопутных и морских целей.

Когда 19 декабря 1904 года началось уничтожение кораблей эскадры, «Севастополь», единственный из всех, стараниями бывшего командира (Николай Оттович служил в это время уже начальником Ляотешанского отдела обороны) отбуксировали для затопления на большую глубину. Именно это обстоятельство не позволило занявшим впоследствии Порт-Артур японцам использовать броненосец в своих целях.

Николай Оттович побывал и в японском плену, находясь в котором сделал важные выводы по горячим следам войны.

С 1905 года он заведует стратегической частью военно-морского учёного отдела Главного морского штаба, командует 20 флотским экипажем, затем — строящимся в Англии броненосным крейсером «Рюрик». С 1906 года контрадмирал Николай Оттович фон Эссен стал начальником отряда минных крейсеров Балтийского флота. На этом посту он «нашёл благородное поприще для проведения на деле тех своих выводов, к которым ему пришлось прийти собственным горьким опытом в 1904 году». Огромными усилиями Николай Оттович добился коренной перестройки деятельности всех учреждений, поставив их на службу потребностям военных моряков.

Балтийский флот встретил начало Первой мировой войны под командованием адмирала Николая Оттовича фон Эссена в полной готовности к отражению нападения противника. В 1914–1915 годах корабли провели блестяще организованные активные минные постановки в южной Балтике на германских коммуникациях, успешно действовали в море.

Умер Николай Оттович фон Эссен в Ревеле 7 мая 1915 года от воспаления лёгких, на капитанском мостике он оставался до последнего. Его тело было доставлено в Санкт-Петербург на эсминце «Пограничник» и 15 мая захоронено на кладбище Новодевичьего монастыря.

 

Подводник и лётчик

Сын Николая Оттовича Антоний пошёл по стопам отца. Окончил в 1908 году в чине мичмана Морской корпус, служил на крейсере «Адмирал Макаров», где прошёл путь от вахтенного офицера до старшего штурмана. Как любого молодого человека, его манило всё новое и современное, а значит и опасное. С декабря 1914-го Антоний фон Эссен прикомандировывается к флотилии британских подводных лодок, действовавших на Балтийском море совместно с Российским флотом, совершает боевые походы на английской лодке Е-9. В январе 1917-го получает под свою команду подводную лодку АГ-14 — «Американский Голланд» — один из самых многочисленных классов подводных лодок в период Первой мировой войны. Ещё в самом её начале было понятно, что основная тяжесть ляжет на субмарины, которые начинали играть всё большую роль. Но мало кто предполагал, что ждёт флот, да и всю Россию в ближайшие годы.

Памятную закладную доску на церемонии закладки фрегата «Адмирал фон Эссен» 
прикручивают брат и сестра Майя и Николай фон Эссены.

В 1917-м значительную часть надводного флота парализовали революционные бесчинства, только подлодки оставались управляемыми и строго следовали приказам морского руководства. Их главная задача состояла в прекращении поставок железной руды из Швеции в Германию. Год для подводного флота оказался роковым — за это время пять субмарин не вернулись в базы. 18 сентября в свой последний поход отправилась подлодка Антония фон Эссена.

В 2003 году у острова ГотскаСанден (Швеция) обнаружили лодку русского балтийского флота АГ-14 времён Первой мировой. С этого момента в биографии старшего лейтенанта, единственного сына знаменитого адмирала Николая Оттовича фон Эссена, рядом с годом рождения — 1888-м, появился и год его смерти — 1917-й.

Ещё один знаковый член нашего рода с морской выправкой — Раймонд Фёдорович фон Эссен. История не сохранила достоверных сведений, почему Раймонд стал именно моряком и тем более морским лётчиком. Но одно можно утверждать точно: выбор морской авиации в качестве применения своих сил и навыков на пользу ­Отечества — это вдвойне геройский поступок.

Во времена Первой мировой морская авиация была крайне опасным видом Вооружённых сил. Первых морских лётчиков, да и в целом лётчиков, можно было сравнить с самоубийцами. Таким же отчаянным смельчаком был и Раймонд фон Эссен. В 1916 году он впервые в истории русского флота провёл авиабомбардировку вражеских позиций на территории Турции. После революции и «Русского исхода» из Крыма ему было предначертано скитаться до самой смерти и найти последнее пристанище на кладбище в далёком Нью-Йорке.

 

Новый фрегат. История продолжается

В июне 2016 года более десятка федеральных телеканалов сообщили о передаче в Калининграде Военно-морскому флоту России нового военного корабля — фрегата «Адмирал Эссен». Сегодня судно несёт службу в составе Черноморского флота. Своё боевое крещение «Адмирал Эссен» прошёл во время операции в Сирии, нанося удары по позициям террористов крылатыми ракетами «Калибр» из акватории Средиземного моря.

В течение пяти лет представители рода фон Эссенов участвовали в основных этапах жизни и строительства корабля. Осенью 2014 года фрегат спускали на воду. Это — важное и торжественное мероприятие. Именно тогда о борт корабля разбивают традиционную бутылку шампанского, что всегда делает женщина, которая становится крёстной матерью судна. Такая честь выпала моей сестре, Майе Алексеевне фон Эссен. На тот момент — старшей медицинской сестре Казанской городской больницы скорой помощи № 2 (ныне — медсанчасть КФУ. — Прим. ред.).

Не раз мы вместе с моим отцом организовывали выставки и другие просветительские мероприятия, посвящённые истории России и российского дворянства, а также соревнования на кубок адмирала фон Эссена. Отец всегда подавал пример бережного отношения к истории рода. Именно с его благословения ещё в 2019 году я задумал организовать выставку о моряках династии фон Эссенов. Такая возможность представилась только в 2020 году, в год 160-летия Николая Оттовича фон Эссена в содружестве с Музеем Морского флота в Москве. К сожалению, до момента открытия выставки папа не дожил, но она стала для меня данью памяти его личности и знаком благодарности ему. В нынешнем году мы показали выставку казанцам. Выставка постепенно обрастает своей историей. Она становится чем-то живым. Приходят посетители, среди гостей оказываются люди, чьи предки служили на Балтфлоте под командованием Николая Оттовича фон Эссена. Например, жительница Казани Нина Александровна Антонова, внучка Михаила Афанасьевича Заболотского, матроса Русского Императорского Флота, старшего группы рулевых подводной лодки «Окунь» передала копию фотографии деда с Георгиевским крестом четвёртой степени, а также копию приказа о награждении экипажа подводной лодки, подписанный Николаем Оттовичем фон Эссеном. Она очень просила, чтобы эти реликвии обязательно увидели Калининград и главную базу Балтфлота. Вот так рождаются новые связи и пересечения. Так история династии становится историей России.

В дальнейшем выставку ожидают Кронштадт и Калининград. Возможно, в будущем на основе этой экспозиции подготовим новую, рассказывающую о вкладе российских немцев-моряков в дело защиты нашей общей Родины.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев