Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Музей Горького Эпоха и герои на пороге перемен

Журнал "Казань", № 9, 2012 Среди центральных улиц нашего города, всё больше «примеряющегося» к образу европейского мегаполиса, остались ещё тихие уголки, хранящие память о событиях и людях прошлого. Проходя мимо старых домов, невольно вглядываешься в их «лица»-фасады, смотришь в «усталые глаза» окон и пытаешься прочесть в них воспоминания о минувшем....

Журнал "Казань", № 9, 2012

Среди центральных улиц нашего города, всё больше «примеряющегося» к образу европейского мегаполиса, остались ещё тихие уголки, хранящие память о событиях и людях прошлого. Проходя мимо старых домов, невольно вглядываешься в их «лица»-фасады, смотришь в «усталые глаза» окон и пытаешься прочесть в них воспоминания о минувшем.

Одним из таких мест является Литературно-мемориальный музей Алексея Максимовича Горького.

«Летом 1886 года я, при содействии студента Кудрявцева и по договорённости с Алексеем Максимовичем, заарендовал подвальное помещение с пристройкой на Малой-Лядской улице, где до этого была пекарня, и купил за четыреста рублей от прежнего хозяина пекарни всю обстановку последней…» - вспоминал владелец булочной, где трудился молодой Алексей Пешков. Хозяина пекарни и будущего писателя связывали узы единомыслия, а доходы от скромного «предприятия» шли на поддержку революционно настроенной молодёжи. Своего рода фатальную роль в судьбе молодого Горького сыграла и сестра Деренкова Мария. По одной из версий, из-за неразделённой любви к ней он и пришёл стреляться на высокий берег Казанки…

Здание, где располагалась некогда та самая «пекарня душная умов», о которой писал поэт Евтушенко, практически не изменило своих очертаний, когда в 1940 году в нём открылся музей имени писателя - «буревестника революции». Место стало очагом притяжения знаковых личностей эпохи. В разные годы его посетили американский писатель Джеймс Олдридж, потомки Шаляпина Ирина Морфей-Шаляпина, Дассиа Робертсон, внучки Горького Марфа и Дарья и многие другие.

Само здание значительно преобразилось к 120-летию со дня рождения Горького, появился его пристрой, обновилась и расширилась экспозиция.

Ведущиеся теперь здесь реконструкция и реставрация обещают открыть новую страницу в летописи Музея и донести историю достойных предшественников до новых поколений. Автором проектной документации работ является государственное унитарное предприятие «Татинвестгражданпроект».

Среди своих собратьев-музеев он выделяется солидным «возрастом» (старейший литературный музей России и Татарстана!) и увлекательной историей, в которой причудливым образом переплелись судьбы Отечества и мировые судьбы. За семьдесят с лишним лет своей жизни музей стал точкой притяжения для многих выдающихся личностей - литераторов, художников, музыкантов, учёных. Но главное - соединил Память о двух титанах, символах русской культуры ХХ века - Горьком и Шаляпине.

Сходство их судеб поражает! И Горький, и Шаляпин - выходцы из народа, оба пережили множество трудностей и лишений, стали значительными фигурами в русской культуре, эмигрировали и тяжело переживали разлуку с Родиной. Оба являются квинтэссенцией русского национального характера, в котором заключены мощь и талант, противоречия и искания, трагизм и вера. Судьбы Алексея Максимовича и Фёдора Ивановича «пересеклись» и после их смерти. Но уже иначе - под сенью музея, история которого началась задолго до открытия.

Немного хроники

В 1920-40-е годы интерес к Горькому был огромен. В Казани при школе № 3 действовал кружок краеведов под руководством историка, ведущего «горьковеда» того времени Николая Фёдоровича Калинина. Участники кружка переписывались со знаменитым земляком и собирали бесценные сведения о его жизни в нашем городе, когда он был ещё помощником пекаря. Благодаря этому появился план Казани с пометками о местах пребывания здесь будущего писателя в конце восьмидесятых годов двадцатого века. «Горьковские» места определяли и уточняли с непосредственным участием Алексея Максимовича. Так на плане обозначился дом № 24 по улице Галактионовской, ныне дом № 10 по улице Горького, где в 1886-87 годы в пекарне Деренкова работал юный Алексей Пешков. Страницы «Моих университетов» и ряд произведений «казанского цикла» живописно повествуют о событиях и атмосфере того времени.

Ещё при жизни Горького появляются публикации воспоминаний казанцев о Горьком, в 1940 году Калинин издаёт книгу «А. М. Горький в Казани» на основе бесед с его современниками, старожилами города.

После смерти писателя музеи, призванные увековечить имя «буревестника революции», создаются по всей стране. 7 апреля 1938 года выходит постановление президиума горисполкома Казани: «…В доме № 24 по ул. Галактионовской устроить дом-музей, посвящённый казанскому периоду жизни А. М. Горького». Началась активная работа по созданию будущей экспозиции, стала формироваться фондовая коллекция. Дело поручили Центральному музею Татарии, курировал эту работу Николай Фёдорович Калинин. 12 марта 1940 года музей торжественно открыли. Вместе с ним открылась и новая страница в истории нашего города.

Первоначально музей располагался на площадях бывшего дома М. И. Беляева, в пристрое, где и находилась пекарня, а также в помещениях первого и второго этажей над ней.

В августе 1941 года директором музея стала Мария Николаевна Елизарова - личность уникальная и легендарная среди музейщиков, человек, благодаря которому рождалась слава музея и, как сказали бы сегодня, формировался его имидж.

В годы войны музей, несмотря на консервацию и эвакуацию его экспонатов в Центральный музей Татарии, продолжал работать: сотрудники выезжали с выставками и лекциями на предприятия и колхозы, в госпитали и школы. Они организовали сбор и пошив тёплых вещей для воинов. В середине 1942 года музей вернулся в своё помещение, была восстановлена и дополнена его экспозиция.

В послевоенное время к музею присоединили помещения близлежащих построек, появились новые экспозиционные площади, на которых в 1950-е годы развернулась панорама всей жизни и литературно‑об­щественной деятельности Горького. Стало возможным, наконец, ввести в экспозицию и новую тему - «Шаляпин в Казани».

Подобно живому организму, музей развивался, постоянно изменялся. Поэтому у каждого поколения казанцев - своё представление о музее Горького.

Новое время

В 1983 году музей стал филиалом Государственного объединённого музея ТАССР (ныне Национальный музей Республики Татарстан). В 1988 году была завершена масштабная реконструкция музея, построен новый корпус, прилегающий к основному зданию, полностью обновилась экспозиция. «Движителями» перемен стали тогдашний директор музея Г. А. Оноприенко, её заместитель С. А. Кравченко, авторы экспозиции музейные специалисты Р. Г. Гарифжанова, Л. Б. Белова, Ф. Ф. Мирзина, В. З. Давлетшина, И. В. Завьялова и другие. Научным руководителем коллектива единомышленников была С. И. Хасанова, автором художественного проекта - известный ленинградский художник Г. Г. Коган.

Музей заработал с новыми силами и новым вдохновением. Большой вклад в его развитие в разные годы внесли директора А. А. Тутаева и М. А. Таминдарова, руководители Государственного объединённого музея Л. Г. Валеева и Г. С. Муханов.

Прошедшие десятилетия жизни музея - целый пласт истории. Сколько замечательных литераторов обрели здесь свой второй дом! С момента создания в нём действует одно из старейших литературных объединений в России, здесь развиваются практически все творческие направления: литературные вечера, концерты, встречи, выставки.

30 октября 2011 года музей во время пешеходной экскурсии по историческому центру Казани посетил Президент Татарстана Рустам Минниханов. И в начале нынешнего года Правительство республики выделило средства на рес­таврацию здания музея, находившегося последнее десятилетие в аварийном состоянии.

Не случись этого, здание музея могло бы погибнуть. К счастью, теперь музей находится на пороге больших перемен.

Как очередная реконструкция изменит его облик?

Цифра возраста музея «72» вроде бы требует солидности, но Дому Горького мало подходит эпитет «степенный». В его стенах всегда витал дух молодости, чуждый условностей, безрассудный и бесстрашный. Может, оттого, что музей всегда разговаривал с посетителями с помощью своих «героев» - юных Горького и Шаляпина?

Мы думаем, что в реконструированном здании должно появиться больше объёма, воздуха, в убранстве - соединится значительность и простота, что поможет главному - восприятию музейного экспоната. Интригуя и завораживая посетителя за стеклянными дверями входа в экспозицию, его будет приглашать в увлекательное путешествие История.

Мы мечтаем, что за счёт новой стропильной системы наконец-то удастся увеличить высоту потолков Шаляпинской экспозиции: не может талант певца «умещаться» в тесном пространстве! Мечтаем и о фондохранилище со специализированным оборудованием. Надеемся, что в музее появится зимний сад, «второй свет» зрительно увеличит холл, а знаменитое литературное кафе «Бродячая собака» станет не просто имитацией знаменитого питерского заведения, но и отразит литературную жизнь Петербурга и Казани первой трети ХХ века.

Но самое интересное, надеемся, сможем показать в экспозициях Главных героев.

Шаляпин, как и положено, будет великолепен и роскошен: масштаб его таланта отразится в стилистике и фактуре оформления - пурпурном бархате и причудливой орнаментике эпохи модерна.

Алексея Пешкова покажем через призму восприятия его внутреннего мира, богатого разнообразными впечатлениями; зрелого Горького - в контексте эпохи, современников, судеб его литературных героев. Каким мы видим Горького сегодня? Актуально ли его творчество для современности? Вот те вопросы, на которые предстоит ответить при создании экспозиции. Отсюда и её название: «Писатель - эпоха - герой».

Главной должна стать, разумеется, казанская тема в судьбе и творчестве писателя. О последнем приезде Горького в Казань в августе 1928 года расскажем в разделе «Горький и Татария», который раскроет взаимоотношения писателя и национальных авторов.

Основными принципами работы музея станут интерактивность и аттрактивность, притягательность новой зрелищной экспозиции. Она будет погружать посетителя в атмосферу эпохи, создавать «эффект присутствия» во времени, а главное - заставлять думать, анализировать.

Но как найти баланс между традиционным подходом и инновациями? Для нас, музейщиков, важен диалог культур, в котором они взаимообогащаются, сохраняя свою неповторимость. Немалая роль в этом обоюдном влиянии принадлежит традиции. При всём стремлении идти в ногу со временем, с использованием новых технологий, преемственность традиций остаётся, как прежде, нашей основной задачей.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев