Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Настоящий талант Василий Андреев‑Бурлак и номера Михайлова

На улице Лобачевского наискосок от здания Казанского научного центра Российской академии наук стоит довольно старый дом с мемориальной доской. Это дом № 3, бывшие Михайловские номера. Дом был выстроен в первой половине XIX века протоиереем Воскресенского собора, возвышавшегося на другом конце переулка, Иорданским.

На улице Лобачевского наискосок от здания Казанского научного центра Российской академии наук стоит довольно старый дом с мемориальной доской. Это дом № 3, бывшие Михайловские номера.
Дом был выстроен в первой половине XIX века протоиереем Воскресенского собора, возвышавшегося на другом конце переулка, Иорданским. В 1869 году Иорданский был переведён на службу в другой приход и дом продал купцу Герасиму Михайлову. Записав дом за женой Анастасией Ивановной, купец начал обустраивать свои владения и первым делом соорудил забор, отделявший дом от погоста Воскресенского собора, прихватив при этом часть церковной землицы, которую воскресенский староста безуспешно пытался было отсудить. Затем во дворе дома выстроили каменный флигель в два этажа, стек­лянную галерею, служившую, очевидно, теп­лицей для выращивания свежих овощей. Во флигеле и в самом доме устроили меблированные комнаты для постояльцев. При доме была питейная лавка, а в 1875 году Анастасии Ивановне выдали свидетельство на право открыть в своём доме трактир. Хотя фактически трактир существовал уже в 1874 году, и располагался он, видимо, в полуподвальном этаже, выходящем на улицу Черноозёрскую. По качеству услуг «номера Михайлова» относились к второразрядным и стоили, следовательно, не так дорого, по близости своей к университету и те­атру и по наличию собственного ресторана удобны были и артистам, и студентам.
Всё это вспоминала Анастасия Степановна Михайлова — дочь купца.
Дом на углу улиц Лобачевского и Черноозёрской, известный по всем казанским путеводителям, вошёл в историю и таким памятным событием, о котором 11 мая 1888 года сообщил «Казанский биржевой листок»: «…вчера в 6 часов вечера в номерах Михайлова скончался известный даровитый артист В. Н. Андреев‑Бурлак…».
Василий Николаевич (настоящая фамилия Андреев) родился 1 января 1843 года в Симбирске, а умер 10 мая 1888 года в Казани. Происходил он из дворян Симбирской губернии и первоначальное образование получил в Симбирской гимназии, а затем слушал лекции в Казанском университете, в котором курса, однако, не окончил.

Василий Андреев‑Бурлак


С 1853 служил в коммерческом флоте на Волге в течение нескольких навигаций: помощником капитана, капитаном на пароходе «Бурлак». В ту пору на Волге было три капитана по фамилии Андреев. Во избежание путаницы их звали по именам пароходов: Андреев‑Велизарий, Андреев‑Ольга и Андреев‑Бурлак. Сохранились легенды о том, что уже то­гда молодой волжский капитан восхищал команду и пассажиров парохода своими тут же сочиняемыми юмористическими рассказами. Выступал он с импровизациями и на любительских вечерах в Симбирске. Впоследствии Андреев‑Бурлак стал записывать свои импровизации, и в 1882 году вышла небольшая книжка его рассказов под заглавием «На Волге». Но рассказывал Андреев‑Бурлак лучше, чем писал.
О том, как Андреев сделался актёром, повествует легенда. Ввалился однажды на пароход какой‑то купчина, вдребезги пьяный. Стал буянить, бить зеркала, посуду. Буфетному хозяйству грозила гибель. Буфетчик и официанты не знали, что делать. Вдруг врывается в кают‑компанию капитан и кричит: «Пожар! Спасайся, кто может!» Купчина вскочил, побежал, но споткнулся и грохнулся. Его подняли, отнесли в каюту, положили на койку. Проснувшись утром, купец пошёл к капитану, положил руку ему на плечо и сказал, пристально поглядев в глаза: «Поступай в актёры, большие деньги получать будешь». Капитан послушался купца и пошёл в актёры.
Об этом рассказывал в концертных выступ­лениях сам Бурлак. Он же, вероятно, и сочинил весь этот рассказ. Но в последнем есть, возможно, и зерно правды: пойти на сцену и стать профессио­нальным актёром Бурлака побудил, вероятно, растущий успех его импровизаций. Ему было то­гда два­дцать пять лет.
Дебютировал Андреев‑Бурлак в Симбирском теа­тре в роли Ваньки‑Стикса в оперетте «Орфей в аду» в 1866 году. А в 1868 году начал службу актёром в труппе Вальяно в Ростове‑на‑Дону.
В качестве провинциального актёра Андрееву‑Бурлаку пришлось объехать чуть не всю Россию.
Вначале — комедийный актёр, склонный к импровизации и фарсовым приёмам игры, Андреев пришёл затем к реализму школы Александра Евстафьевича Мартынова. Сочетал характерность с глубоким психологизмом в разработке темы «маленького человека», раздавленного окружающей действительностью. Рассказывал он удивительно просто, без лишних жестов и усиленной мимики. Впоследствии, став знаменитым актёром и не менее знаменитым рассказчиком, мастером художественного чтения, Андреев‑Бурлак не раз читал перед Львом Толстым. «Вот настоящий талант. Простота‑то какая!» — говорил Толстой. Простота, неопровержимая правдивость, убедительность, сила этого художника произвели глубокое впечатление на юного Горького. Восхищённый выразительным чтением Бурлака, Репин написал его порт­рет в костюме и гриме сумасшедшего Поприщина («Записки сумасшедшего» Гоголя). Толстой, Горький, Репин… В школе русского реализма, прославленной творчеством этих гигантов, актёр Андреев‑Бурлак занимал не последнее место.

Дом № 3 
по улице Лобачевского (бывшие номера Михайлова)


Настоящим другом Бурлака был спокойный, уравновешенный Модест Иванович Писарев. Они познакомились давно, ещё в Симбирске, ко­гда оба только что вступили на те­атральное поприще. То­гда же в Симбирске служила начинающая Полина Антипьевна Стрепетова, впоследствии вышедшая замуж за Модеста Ивановича Писарева. Вместе с актёром Писаревым Андреев‑Бурлак участвовал в 1800 году в со­здании Пушкинского те­атра Анны Алексеевны Бренко — первого частного те­атра в Москве, в 1883 году вместе с Писаревым организовал «Первое товарищество русских актёров». Первый спектакль артисты Товарищества дали в Казани 12 мая 1883 года. Играли «Лес» А. Н. Островского. Имена Писарева, Андреева‑Бурлака и Гламы‑Мещерской «привлекли такую массу пуб­лики, что те­атр буквально ломился, даже ставились приставные стулья»,— сообщали «Казанские губернские ведомости».
Наряду с артистической деятельностью Андреев‑Бурлак получил известность как автор рассказов, часть которых вышла в 1881 году в Петербурге под названием «На Волге». Писательская деятельность Андреева‑Бурлака неразрывно связана с актёрской. Основанные на устных рассказах, его произведения с середины семидесятых годов пуб­ликовались в «Русской мысли», «Живописном обозрении», «Московском листке». Лучшие его роли: Счастливцев («Лес» Островского), Расплюев («Свадьба Кречинского» Сухово‑Кобылина), Иудушка Головлёв (по роману Салтыкова‑Щедрина «Господа Головлёвы»). Андреев часто исполнял в концертах фрагменты прозаических произведений Гоголя, Достоевского и других писателей; его лучшая работа — «Записки сумасшедшего» Гоголя.
Андреев‑Бурлак умер в Казани, приехав сюда для выступ­ления в спектакле вместе с группой московских актёров. Ему было всего сорок пять лет. Он умер в пору творческой зрелости. Но печальные тени не идут к его образу, сохранившемуся для потомства. Слишком много было в нём веры в жизнь, в будущее своей Родины, в будущее русского те­атра.

Секретова Надежда Александровна — историк, старший преподаватель Казанского федерального университета и Федеральной академии туризма и спорта, председатель Гильдии экскурсоводов Казани.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев