Небесный тихоход
Биплан У-2, выпускавшийся казанскими авиастроителями — настоящая легенда, воспетая в песнях и кинематографе. 60 пилотов, воевавших на этом самолёте, стали Героями Советского Союза.
Каждый, кто оказывается в фондах Национального музея, непременно задаётся вопросом — как сюда умудрились затащить самолёт? Обстоятельств переезда биплана сейчас не помнят даже музейные старожилы, но факт остаётся фактом — самолёт У-2 стоит на втором этаже бывшего Гостиного двора.
Казанская история У-2 началась в августе 1941 года, когда ленинградский завод был эвакуирован в столицу Татарии. Вскоре здесь был налажен выпуск машины У-2 конструкции Н. Н. Поликарпова. В Казани за годы войны сделали 11 552 таких самолёта.
Самолёты эти были далеко не военные, они предназначались для первоначального обучения в лётных школах и аэроклубах. Едва ли не все советские лётчики того времени начинали именно на таких бипланах. Самолёт называли «школьной партой». Другие прозвища: «этажерка», «кукурузник», «мул», «небесный тихоход», «рус фанер» появятся позже, в годы войны, когда учебный самолёт переделают под боевой. Внешне маленькие, неказистые, именно эти аэропланы сыграли важную роль в истории военной авиации страны.
Во время Великой Отечественной войны машину запустили в серийное производство в качестве лёгкого бомбардировщика.
Крайняя простота этого биплана и стала его главным преимуществом. У-2 «прощал» пилоту многие ошибки, и за штурвал можно было посадить даже неопытного лётчика. Благодаря тихоходности биплан мог летать на сверхмалых высотах, где среди верхушек деревьев был просто незаметен для пилотов люфтваффе.
Именно на нём летали знаменитые «Ночные ведьмы» (легендарный женский 46-й авиационный полк). Немцы, вначале презрительно называвшие русский самолёт «рус фанер», прозвали отважных лётчиц «ночными ведьмами», за уничтожение каждого самолёта Гитлер установил специальную награду.
Среди «Ночных ведьм» была и наша землячка, Герой Советского Союза Магуба Сыртланова. В годы войны она совершила 780 боевых вылетов.
Самолёт, со временем получивший название ПО-2 в честь своего конструктора Николая Поликарпова, стал многоцелевым.
До конца войны казанские авиастроители выпустили более 11 000 бомбардировщиков ПО-2, внёсших огромный вклад в общую Победу.
Фото Юлии Калининой
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев