Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Незримый музей великого артиста

Журнал "Казань", №3, 2013 Малоизвестные страницы из жизни Фёдора Ивановича Шаляпина в Казани Маша Казалось бы, биография Шаляпина давно уже изучена и не сулит открытий. И всё же в ней ещё немало «белых пятен». В шаляпинской коллекции Национального культурного центра «Казань» хранятся четыре фотографии семейства протоиерея Гавриила Александровича Павловского -...

Журнал "Казань", №3, 2013

Малоизвестные страницы из жизни Фёдора Ивановича Шаляпина в Казани

Маша

Казалось бы, биография Шаляпина давно уже изучена и не сулит открытий. И всё же в ней ещё немало «белых пятен».

В шаляпинской коллекции Национального культурного центра «Казань» хранятся четыре фотографии семейства протоиерея Гавриила Александровича Павловского - настоятеля Духосошественской церкви в Казани, прихожанами которой была семья Шаляпиных.

Эти фотографии передала Центру петербургская писательница Ирина Борисовна Чижова - внучатая племянница Гавриила Александровича. При этом она рассказала семейное предание о «первой любви Шаляпина».

Однажды регент Духосошественской церкви привёл в церковный хор худенького мальчика лет тринадцати, который интересовался пением и сам с удовольствием распевал народные песни красивым дискантом. Мальчика звали Федей, он остался в детском хоре, в котором давно уже пели дочь и сын Павловского. Федя подружился со своим ровесником Володей и Машей, бывшей года на полтора старше. Их дружба скреплялась ещё и увлечением всех троих театром.

Павловский, человек демократичных взглядов и весьма просвещённый, приветил смышлёного, талантливого мальчугана, который частенько стал бывать в доме протоиерея в Суконной слободе. Много беседовал с главой семейства и всегда краснел, когда мимо проходила Маша, которую он находил очень красивой и говорил об этом другу Володе. Естественно, это очень не нравилось её матери Анне Сергеевне, женщине строгой и помнившей своё княжеское происхождение. Она, заметив из окна приближавшегося к дому Федю Шаляпина, посылала ему навстречу прислугу с медной копейкой в конверте и словами: «Господ нет дома».

Прошли годы. Шаляпин, став известным певцом, не раз приезжал на гастроли в Казань. В 1909 году он дал концерт в Дворянском собрании, о котором очень много восторженно писала казанская пресса. Фёдор Иванович пригласил Павловских на своё выступление, и на этом триумфальном концерте была Анна Сергеевна со своим внучатым племянником (отцом Ирины Борисовны).

Шаляпин навестил Павловских. Душевно вспоминали былое, Гавриила Александровича, которого уже не было в живых, говорили о Володе, жившем на Дальнем Востоке. Маша уехала с ним и стала сестрой милосердия в военном госпитале в Харбине, была не замужем, отказывала всем женихам.

Шаляпин сказал, что он часто обо всех думает, вспоминает Казань.

- А медные денежки в конверте не забыл? - как бы извиняясь, спросила Анна Сергеевна. Шаляпин простодушно ответил:

- Что вы, Анна Сергеевна, спасибо. Я на эти деньги в театр ходил!

Маша спустя годы стала монахиней.1

Ушковы и Шаляпин

И ещё одна интригующая история.

На улице Кремлёвской, до революции называвшейся Воскресенской, стоит великолепное здание, где располагается Национальная библиотека. Наверное, о таких говорил Осип Мандельштам: «Особняки, а не дома!». Действительно, оно вошло историю нашего города как особняк Зинаиды Ушковой.

Зинаида была дочерью профессора-медика Казанского Императорского Университета Николая Фёдоровича Высоцкого. В 1906 году она вышла замуж за инженера Алексея Константиновича Ушкова - потомственного почётного гражданина Казани, племянника главы фирмы «Пётр Ушков и Ко», владевшей многими химическими заводами России.

Молодая семья поселилась в только что построенном доме № 33 по улице Воскресенской, который был закреплён документами за Зинаидой Ушковой. В этом доме Ушковы вместе прожили три года. И всё это время здание достраивалось и перестраивалось вплоть до 1910 года, когда произошёл разрыв в их семье. Алексей Константинович уехал в своё подмосковное имение, а Зинаида Николаевна осталась жить в особняке до 1916 года, когда продала его Губернскому земству.

Важное обстоятельство: отец Алексея Константин Капитонович Ушков был женат вторым браком на Терезе Валентиновне Елухен, родной сестре второй жены Фёдора Ивановича Шаляпина - Марии Валентиновны Петцольд-Елухен. Не кровное, но очень близкое родство!

Возникает естественный вопрос: когда Шаляпин приезжал в Казань, посещал ли он своих новых близких родственников, живших на улице Воскресенской в роскошном особняке?

Прямых свидетельств этого нет. Но почему? Да потому, что их и не должно быть. Дело в том, что долгое время факт гражданского брака Фёдора Ивановича Шаляпина с казанской жительницей Марией Валентиновной Елухен-Петцольд оставался вне поля зрения исследователей его жизни.

Шаляпин познакомился с Марией Петцольд в январе 1906 года в Москве в доме музыкального критика Владимира Васильевича Стасова, и она, двадцатидвухлетняя вдова и мать двоих маленьких детей, стала спутницей его дальнейшей жизни. Он делил её между первой семьёй, жившей в Москве, в которой воспитывалось пятеро детей, и второй семьёй, поселившейся в Петербурге, где уже к 1912 году было четверо детей. (Иола Торнаги, первая жена Шаляпина, много лет не давала развода, вплоть до 1927 года.)

Мог ли Шаляпин афишировать свои отношения с родственниками гражданской жены и визиты к ним в печати, письмах к друзьям? Конечно, нет. Он бережно относился к чувствам и той, и другой женщины, которые были матерями его детей. И дети долгие годы не догадывались о существовании второй семьи отца.

Между тем Шаляпин тесно общался с новыми родственниками Ушковыми: со своей второй семьёй часто гостил в крымском Форосе - имении брата Алексея Ушкова Григория, здесь вместе с Максимом Горьким работал над первой автобиографической книгой «Страницы из моей жизни». В петербургской квартире Шаляпиных подолгу жила свояченица Марии Валентиновны Маргарита, тоже бывшая замужем за одним из Ушковых, гостила дочь Константина Капитоновича Ушкова и Терезы Елухен - Елена.

Было бы очень странно, если бы Шаляпин, приезжая в Казань неоднократно, не посетил своего пасынка Алексея Ушкова в доме на Воскресенской, не испытал, как его голос звучит в зале-гроте, славящемся и сегодня великолепной акустикой.

(А в гротах Шаляпин петь очень любил. Он пел и в гроте Нового Света в Крыму, и в гротах Финляндии с большим удовольствием.)

Очень возможно, что Шаляпин приезжал в Казань и с Марией Валентиновной. В городе её юности оставались родные могилы, и думается, вряд ли она могла отказаться от встречи с Казанью и знатными родственниками.

И то, что горничная Зинаиды Ушковой - Полина Хвостова после продажи особняка в 1916 году служила экономкой в петербургской квартире Шаляпиных, подтверждает близкое знакомство Шаляпиных с казанскими Ушковыми.

Очень много «случайностей»! Собранные воедино, они могут свидетельствовать о том, что особняк Ушковых в Казани, прекрасно сохранившийся памятник архитектуры начала двадцатого века и исторический памятник городского быта состоятельных жителей города, является ещё и бесценным мемориальным свидетельством неразрывной связи Шаляпина и Казани.

И если искать в родном городе Шаляпина здание для музея, о необходимости которого не умолкают разговоры уже более полувека, то более достойного и подходящего особняка не найти!

Здание отвечает всем музейным требованиям и актуальной во всём мире концепции аутентичности, то есть соединения современного музея и историко‑архитектурного памятника, что способствует процветанию и того, и другого как объектов культурного туризма.

1 См. публикацию И. Б. Чижовой «Первая любовь Ф. И. Шаляпина» в журнале «Казань», № 5-6, 2003.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев