+3°C
USD 77,77 ₽
  • 15 октября 2020 - 12:31
    Осенняя Казань А вы знаете, где в нашем городе есть такое необычное место?
    277
    0
    0
Реклама
Архив новостей

О чудном граде Казани ракетное сказание

 

Журнал "Казань", № 5-6, 2013

Одним из символов ХХ столетия стала космонавтика, основой и «движущей» силой которой является ракетная техника. Казань непосредственно связана с этой техникой.

Одна из наиболее вероятных причин названия города Казань определяется татарским словом «казан», что в переводе означает «котёл». Как известно, в XVIII веке котёл стал основным элементом первого теплового двигателя человечества - парового. Расширяя границы этого слова (камера сгорания) на все тепловые двигатели, в том числе и ракетные, можно уверенно говорить, что уже история сотни лет назад определила - быть Казани связанной с ракетной техникой.

Архитектура города наполнена сверкающими куполами церквей и заострёнными минаретами мечетей, напоминающих космические устремлённые к небу корабли. Чего только стоит «летающая тарелка» цирка, построенная в 1967 году и имеющая самый космический образ. Новая мечеть Кул Шариф на территории Кремля окончательно завершила его космическую архитектуру - Кремль стал напоминать космодром.

Один из самых красивых храмов Казани - собор Петра и Павла был построен в честь приезда в Казань в 1722 году Петра I. Где-то в этот период Пётр Великий открывает первое на Руси ракетное заведение. В 1758 го­ду по инициативе Ломоносова в Казани распахнула двери Первая мужская гимназия. Она стала базой для создания Казанского университета, который по праву можно считать колыбелью российского высшего образования и науки. Несомненно, что только «неземное» мышление Лобачевского помогло ему отказаться от «земной» эвклидовой геометрии и создать новую геометрическую теорию, коренным образом изменившую представление о природе пространства. Телескоп университетской астрономической обсерватории ещё больше приблизил наш город к космосу.

В 1932 году на базе аэродинамического отделения университета открывается Казанский авиационный институт. Примечательно, что он расположился именно в здании Первой мужской гимназии. Вот уж действительно - «всё возвращается на круги своя». На первых порах институт готовил кадры для авиации. Но как только он окреп, круг научных интересов стал распространяться далеко за пределы Земли и её атмосферы - в космос.

Многие предприятия города и республики выполняли и продолжают сейчас выполнять заказы на ракетно‑космическую технику. Это ракетные двигатели, сложнейшая автоматика и электроника и другая продукция, работающая на космическую оборону страны и гражданское освоение космоса. И в этой части у нас богатая история. В 1788 году в Казани появился казённый (пороховой) завод. В 1893 году Менделеев успешно работал над созданием бездымного пороха на Бондюжском заводе на Каме (сейчас город Менделеевск). В современной ракетной технике твёрдое топ­ливо - порох занимает важное место. Какая энергия заключена в нём, наши земляки смогли убедиться 14 августа 1917 года, когда взрыв на пороховом заводе унёс сотни жизней, а снаряды, хранимые на его складах, были разбросаны по всей Казани. Время от времени эти находки ещё до последнего времени попадались при земляных работах. Причины «казанской катастрофы», так в России назвали это ужасное событие, остались невыясненными. А может быть, это было предупреждение «сверху» о тех потрясениях, которые ожидали страну в XX веке?

Но самая главная составляющая в любой области, в том числе и ракетной технике - это люди. Три улицы Казани не случайно названы в честь мировых столпов космонавтики: Циолковского, Королёва и Глушко. Основоположник теории освоения космического пространства Циолковский никогда в нашем городе не был, но учёные университета поддерживали с ним тесную связь, он регулярно высылал в Казань свои периодически появлявшиеся труды, имеющие мировое значение.

Сергей Павлович Королёв и Валентин Петрович Глушко оказались в Казани в период Великой Отечественной войны не по своей воле. Как многие думающие и талантливые люди того времени, они попали под каток репрессий тридцатых годов. К счастью, карательная машина их не раздавила, а только отодвинула за решётку и приказала трудиться «За Родину, за Сталина». Но таким людям не надо приказывать. Даже за решёткой творческий труд, связанный с созданием ракетной техники, для них являлся высшей благодатью. В конструкторском бюро (на языке учёных-заключённых просто «шарашка») Глушко и Королёв создают и проводят испытания вспомогательного жидкостного ракетного двигателя РД-1, который устанавливался на пикирующем бомбардировщике Петлякова.

В 1944 году Глушко и Королёв получают статус свободных людей. В Казанском авиационном институте создаётся первая в стране кафедра реактивных двигателей, которую возглавляет Глушко.

Королёв и Глушко, уехав из Казани в 1946 году, становятся во главе всего ракетного дела в СССР: Сергей Павлович - главный конструктор ракетных систем, а Валентин Петрович - создатель ракетных двигателей сначала для баллистических ракет стратегического назначения, а затем и для космических систем. С именами этих людей связаны все первые космические достижения человечества: первый искусственный спутник Земли, первый лунный спутник, полёт Юрия Гагарина и многое другое.

А кафедра в Казани продолжала действовать. В институте в области ракетной техники в тот период успешно работает профессор А. В. Болгарский. Его ученик Вячеслав Евгеньевич Алемасов развёртывает тесное сотрудничество с многими из ведущих предприятий, связанных с ракетной отраслью, в том числе с Научно‑ис­следовательским институтом тепловых процессов. ­НИИТП - принятое тогда иносказание, это головной ракетный институт. В Казани с конца 1950-х годов напряжённо работает по ракетной тематике конструкторское бюро «Союз» во главе с лауреатом Ленинской премии П. Ф. Зубцом. Выпускники ракетных специальностей, которые появляются уже на всех факультетах КАИ, нарасхват.

Несмотря на полный «зелёный свет» новым специальностям, ощущается нехватка литературы и методик обучения. Алемасов начинает формировать курс теории ракетных двигателей, обогащая методику собственными научными разработками.

Термодинамический расчёт ракетных двигателей требует огромного объёма вычислительных операций. Тогдашние методики по существу находились на грани науки и искусства. Огромные коллективы сотрудников, работая в несколько смен на арифмометрах, прокручивали расчётную информацию. Малейшая ошибка в расчётах могла иметь самые тяжёлые последствия. Сотрудничество Вячеслава Евгеньевича с Научно‑ис­следовательским институтом тепловых процессов позволило сформулировать новые задачи в области термодинамического расчёта, удаётся перейти к универсальным методам, в результате увеличились полнота и точность информации, сократились сроки её получения. В той ракетной гонке, которая развернулась между СССР и США, вопрос времени стоял на одном из первых мест. Зарождавшиеся электрон­но‑вычислительные машины были новым инструментом, сделавшим по существу революцию в расчётных исследованиях.

Эти работы, проводившиеся при активном участии учеников В. Е. Алемасова А. П. Тишина и А. Ф. Дрегалина, были встречены с большим интересом, вызвали заказы. Создаётся коллектив, способный вести исследования в больших масштабах, обеспечивать перевод термодинамических расчётов на промышленную основу.

«Храброе неведение» казанского провинциала Алемасова на фоне авторитетных учёных страны из области научной переходит и в издательскую - в «Оборонгизе» в 1962 году выходит его книга «Теория ракетных двигателей» тиражом двенадцать тысяч экземпляров. Опубликованная работа оказалась одним из первых научных и учебных пособий в стране в этой области. Книга становится настольной для студентов, конструкторов и учёных. Издательство выпускает второй тираж книги, ещё семь тысяч двести экземпляров. В 1964 году автор книги становится доктором наук.

Работа коллектива, возглавляемого Алемасовым, далеко перерастает рамки обычных хоздоговорных отношений и готовит почву для создания в 1963 году отраслевой лаборатории.

Ракетная техника бурно развивается, поэтому Алемасов продолжает заниматься совершенствованием своего курса «Теория ракетных двигателей». Дрегалин и Тишин вносят «свежую струю» в эту работу, и выходит второе издание книги в соавторстве с этими молодыми учёными, позднее ещё два издания. С 1971 года В. Е. Алемасов в соавторстве с А. Ф. Дрегалиным, А. П. Тишиным, В. А. Худяковым, В. А. Костиным под редакцией В. П. Глушко начинают издавать в Академии наук СССР десятитомный справочник по термодинамическим и теплофизическим свойствам продуктов сгорания. Уникальный справочник спешно переводят в США и Израиле.

 

На тридцатилетие первой в стране кафедры реактивных двигателей в КАИ в 1975 году съезжается весь цвет советского ракетостроения во главе с Глушко, который к этому времени стал одним из первых лиц в отечественной космонавтике - Генеральным конструктором.

Вячеслав Евгеньевич избирается членом‑кор­респондентом Международной академии астронавтики, а в 1984 году - членом-корреспондентом Академии наук СССР.

Общепризнано, что созданные в нашей стране жидкостные ракетные двигатели остаются самыми лучшими в мире, несмотря на все перипетии, которые испытала Россия за последние полтора десятилетия. Вклад Алемасова и его научной школы в эти результаты очень весом. Апогеем советского ракетостроения становится создание ракетно-космической системы «Энергия‑Буран». Под руководством главного конструктора универсальной ракеты-носителя «Энергия» выпускника КАИ Бориса Ивановича Губанова 15 ноября 1988 года выполняется успешный орбитальный полёт в автоматическом режиме космического самолёта «Буран».

О грандиозности программы «Энергия-Буран» можно говорить много. Приведу только один эпизод, рассказанный выпускником КАИ С. И. Юношевым, возглавлявшим в то время Главное управление Министерства среднего машиностроения. Он непосредственно участвовал в подготовке этой системы. Когда происходила сдача многокилометровой посадочной полосы для воздушно‑космического самолёта «Буран», после всех традиционных процедур оценки состояния построенного объекта было проведено незапланированное испытание. На капот автомобиля «Волга» поставили налитый до краёв стакан. Председатель приёмной комиссии приказал развить скорость сто километров в час. Проехали на этой скорости всю полосу. Ни одной капли из стакана не пролилось…

Управление многоразовой космической системой, как и всеми космическими кораблями и станциями, велось из ЦУПа, который с 1984 по 2009 год возглавлял выпускник КАИ лауреат Государственной премии Владимир Иванович Лобачёв.

В 1991 году Алемасов получает вторую Государственную премию, а год спустя избирается действительным членом Российской академии наук.

В 1987 году Алемасов переходит работать в Академию наук СССР, вскоре возглавив Казанский филиал. Но связь с альма-матер не прерывается.

Девяностые годы прошлого столетия были тяжёлыми не только для страны, но и для её ракетной техники. Разрезаются и идут под пресс новейшие ракеты и системы. Неофициальный лозунг разоружения «Штык в землю!» академик Алемасов воспринимает своеобразно - «Ракеты в землю!». С основной частью своего творческого коллектива он активизирует работы по теплофизическим методам извлечения высоковязких нефтей и природного битума, начатые ещё в 1970-х годах. Модифицированный ракетный двигатель, опущенный в скважину, обеспечивает необходимые тепловые режимы для вытеснения на поверхность ценных углеводородов. Эти работы сейчас успешно ведутся на нефтяных промыслах Татарстана.

…Из окна домашнего рабочего кабинета академика открывался красивый вид на дворец генерала Сандецкого. Рабочий стол - на том же самом месте, где стоял стол профессора Георгия Сергеевича Жирицкого. Романтический модерн дворца, его внутренняя энергетика от произведений изобразительных искусств настраивали на творчество. Вячеслав Евгеньевич сделал очень много, ведь он знал, как «наполнить смыслом каждое мгновенье, часов и дней неумолимый бег…».

Кретов Анатолий Степанович - профессор Казанского государственного технического университета имени А. Н. Туполева (КАИ).

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: