Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Прокалить народ "медленным огнём культуры" намерены два музея под одной крышей

Журнал "Казань", № 7, 2014 Кажется, не так давно прогулки-экскурсии президента по исторической Казани положили начало долгожданному ремонту и реконструкции некоторых из них. И вот уже один из старейших и известнейших музеев города готовится обживать обновлённые залы. Вся история Литературно-мемориального музея Алексея Максимовича Горького в Казани - свидетельство его особого...

Журнал "Казань", № 7, 2014

Кажется, не так давно прогулки-экскурсии президента по исторической Казани положили начало долгожданному ремонту и реконструкции некоторых из них.

И вот уже один из старейших и известнейших музеев города готовится обживать обновлённые залы.

Вся история Литературно-мемориального музея Алексея Максимовича Горького в Казани - свидетельство его особого предназначения в культурном пространстве нашего города и республики. Причудливое переплетение судеб и событий в стенах музея сформировало его неповторимый облик. Музей жил и изменялся вместе с обществом. Что музей сможет дать ему сейчас, чем наполнит свои стены? Конечно же, культурой, развивающейся и обогащающейся. «Народ должен быть прокалён и очищен от рабства, вскормлённого в нём, медленным огнём культуры» - эти горьковские строки и сегодня звучат как манифест.

Рассказать доступно, без пафоса и конъюнктуры о вечных истинах, представленных творческим наследием Горького и Шаляпина - вот главная цель музея.

Более семидесяти лет он был одним из ведущих культурных центров города, объединял творческих людей и творческие инициативы. В девяностые годы прошлого века, когда хаос и разлад в общественно-политической жизни отразились и на культуре, музей продолжал традиции, заложенные предшественниками. Имя Шаляпина находилось тогда в забвении, а Горького как символ социалистической эпохи ругали, отрицали значение этих имён в истории и культуре России. Директор музея Альфия Амировна Тутаева, сотрудники объединили в отстаивании истины лучшие научные силы города и республики, сотрудничали с ведущими исследователями творчества Горького и Шаляпина. В музее стала возрождаться особая культурная среда - сообщество сподвижников.

Традиции сподвижничества как феномен, особенно характерный для русской интеллигенции, заложила один из первых директоров музея Мария Николаевна Елизарова, привлекая людей неравнодушных, альтруистов по своей природе. И сейчас музей ожидает не просто «посетителей», а активных творческих личностей.

Обновление музея не предполагает создание чего‑то принципиально нового. Нет! Традиция - основа, на которой «надстраиваются» разного рода новшества. Музей будет «пролетарским» - то есть для народа и о выходцах из народа, Горьком и Шаляпине. А «народ» - всё многообразие культурных групп, которые должен объединить музей, привлечь как сподвижников. Мы хотим видеть в музее интеллигенцию, творческую молодёжь, приверженцев разных субкультур, подростков с девиантным поведением - самых разных людей! В этом нашем желании очевидно горьковское влияние - идеальное представление о новом человеке, свободном, творческом, высоконравственном.

Горький и Шаляпин - люди, которые «сделали сами себя». Благодаря силе духа они перебороли обстоятельства и сумели подняться на вершину мировой славы. Поэтому и великий артист, и великий писатель станут примерами при формировании в музее «главного посетителя» - сподвижника.

Особенно важно сохранить неразрывный, исторически и уже символически сложившийся тандем Горького и Шаляпина в едином комплексе музея. Экспозиция отразит многообразие и противоречия в судьбе и творчестве Горького и Шаляпина, чьи судьбы пересекались и были связаны с Казанью. Для Шаляпина Казань - родина, «прекраснейший из всех городов мира», для Горького - «духовная родина». Оба прошли здесь первые «университеты», рано познали вкус заработанного куска хлеба, и оба испытывали непреодолимую потребность в самореализации, стремлении подняться с самого «дна».

Экспозиция обновленного музея будет состоять из двух разделов: один расскажет о жизненном и творческом пути Горького, второй - о Шаляпине и Казани.

Сердце музея - подвал-пекарня, в которой работал будущий писатель, куда, как и прежде, будут заглядывать с особым волнением, воссоздавая воображением разговоры Алексея Пешкова и его сотоварищей, героев будущих произведений.

В разделе, посвящённом Шаляпину, более отчётливо прозвучит тема Казани. Он будет повествовать о дружбе, творческом союзе Горького и Шаляпина, логически продолжая предыдущий раздел. Мы расскажем о семье, юных годах будущего артиста, проведённых на казанской земле, о приездах сюда позднее, включая 1912 год, когда он в последний раз побывал в Казани, собирая сведения для своей будущей автобиографии.

Невозможно говорить о Шаляпине в Казани и не упомянуть о его первых потрясениях: впервые услышанной в исполнении матери народной песне, церковной музыке, красочном балагане Якова Мамонова и, конечно, театре, который «свёл с ума, сделал почти невменяемым». Театральная жизнь города, Казанский городской театр, актёры, антрепренёры - эти темы органически вписаны в общую канву шаляпинской экспозиции. В инсталляциях «Творческая лаборатория артиста» с помощью новейших мультимедийных средств посетители увидят процесс рождения образов и галерею оперных ролей.

Залы музея соединят в оформлении традиции и современность. Внимание посетителей будет сосредоточено на музейных предметах. В разделе горьковской экспозиции художественным образом будет «слово писателя» - текст, явленный в книгах, авторских рукописях, росписи стен залов. Лейтмотивами горьковского раздела станут тема Волги, символа национального характера, образа, проходящего через всё творчество Горького, и прижизненное издание самой главной для музея книги Горького - повести «Мои университеты».

А в шаляпинском разделе главным образом станет, конечно, «театр»: это и атрибуты театральной жизни, уникальные вещи, представляющие актёрскую среду, и стилизация под театральное пространство, и звучание голоса великого певца.

Проект экспозиции создали сотрудники музея и члены творческой группы «Смена» под руководством одного из ведущих казанских художников Ильгизара Хасанова. Футурист по призванию, «многостаночник», работающий в различных направлениях, использующий всевозможные техники, он сразу загорелся идеей со­здания «нового» музея. При этом Ильгизар Хасанов считает, что никакие новшества и внешние эффекты не должны заслонить главное - экспонат, свидетельство времени, вещь, к которой прикасались руки давно ушедших от нас дорогих людей.

Концепция и художественный проект экспозиции были единогласно одобрены после общественного обсуждения в одну из знаменательных для нашего музея дат, в день рождения Шаляпина в рамках ежегодной программы «Приношение Шаляпину». Экспозиция «Шаляпин и Казань», научно обоснованная, с оригинальным художественным решением, должна стать полноценным музеем Шаляпина наряду с музеем Горького в едином пространстве комплекса литературно-мемориального музея. Это будут два музея под одной крышей: таковы масштаб экспозиций, содержание и объём демонстрируемого раритетного материала.

К сожалению, бум создания мемориальных музеев в восьмидесятые-девяностые годы прошлого века нередко подменял ценность самого музейного экспоната. Музеи, посвящённые выдающимся деятелям, открывались повсюду, и зачастую уникальные мемории заменялась характерными для времени вещами, а непрофессиональное атрибутирование предметов приводило и к фальсификации истории.

Подлинность и значимость горьковского и шаляпинского фондов музея не вызывает сомнений. Ведь огромную роль в их комплектовании сыграли жена Горького Екатерина Павловна Пешкова и старшая дочь Шаляпина Ирина Фёдоровна. Благодаря дочери артиста с 1940‑х годов начинает формироваться шаляпинская коллекция. В ней восемьдесят семь подлинных предметов, принадлежавших нашему великому земляку, и около четырёх тысяч подлинных предметов эпохи. Есть материалы из собраний известнейших исследователей, летописцев и биографов Шаляпина: Сергея Владимировича Гольц­мана, Юрия Фёдоровича Котлярова, Виктора Ивановича Гармаша, свидетельства истории Казанского городского театра, иконография ролей Шаляпина, граммофонные пластинки, обширные фотоматериалы, клавиры и многое другое.

Эти культурные богатства и увидят посетители музея. Единственной сокровищницы, где два титана русской культуры вновь обнимутся на своей родине, казанской земле.

Гаврилова Марианна Фридриховна - директор Литературно-мемориального музея А. М. Горького.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев