Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Россия. Дачный вопрос

История «второго дома на природе» насчитывает несколько веков. Ещё древние римляне строили для отдыха себе виллы за пределами городов. Античная villa rustica — дальний предок всех типов дач — получит своё распространение в Италии, а затем и по всей Европе в эпоху позднего Ренессанса.

Фото Фариды Бикташ

От усадьбы до усадьбы

История «второго дома на природе» насчитывает несколько веков. Ещё древние римляне строили для отдыха себе виллы за пределами городов. Античная villa rustica — дальний предок всех типов дач — получит своё распространение в Италии, а затем и по всей Европе в эпоху позднего Ренессанса.

Российская дача берёт начало со времён Петра I. Ко второй половине XVIII века получают распространение «загородные дворы богатого городского сословья». Вместо домов, напоминающих крестьянские избы, возникают «каменные хоромы», появляются пруды для разведения рыбы, санцы, парники, а иногда и оранжереи.

Слово «дача» происходит от глагола «давать», и означало оно — «дарованная князем земля». Дачами до XIX века назывались земли, схожие с родовыми владениями и обустроенные по типу традиционной родовой усадьбы. На протяжении XIX века загородные резиденции всё чаще трансформировались в место для отдыха, такие дома стали называться дачами и становились объектами вложения купеческих доходов от заводов и мануфактур. Дачи пришли на смену разорившейся усадьбе, что описал в своей пьесе «Вишнёвый сад» А. П. Чехов. Кроме купцов и фабрикантов, их хозяевами становились представители интеллигенции разных чинов и мелкие служащие. В Москве и Петербурге начался «дачный бум». Весь XIX век идёт активное застраивание деревянными постройками пригородов, а газеты пестрят объявлениями о сдаче в аренду дач. То же можно было наблюдать и в Казани, пусть и в меньшем масштабе, нежели в столицах.

 

Дача в СССР

С приходом советской власти в 1917 году над мирной дачной жизнью нависают одна за другой угрозы: принимаются указы, декреты и законы о национализации земли, отменяется право частной собственности. Под волну муниципализации первыми попадают дачи в черте городов — их заселяют анархисты и рабочие. Неспокойно становится и в пригородах — бывшие барские дачи грабит и самовольно заселяет восторжествовавший люмпен. Да и вообще — не до дач теперь, граждане заняты строительством социализма.

Ситуация резко меняется после болезни Ленина, которого в 1920-е увозят в село Горки и размещают в бывшей усадьбе, которая служит по существу ему дачей. В те же годы принимается Декрет о домах отдыха, его цель — обеспечить рабочим и служащим страны Советов возможность восстановиться в течение их ежегодного отпуска. Декретом устанавливалось, что для этого должны быть использованы в первую очередь бывшие помещичьи усадьбы, загородные дачи и монастыри (которые часто имели загородные резиденции). Индивидуальные помещичьи и купеческие дачи превращаются в коллективные, при этом сохраняя своё первоначальное назначение.

Судьбу дач в советский период определяли власть и её политика. Первую характеристику дачным посёлкам можно прочесть в постановлении от 14 июня 1927 года, таковыми в нём признавались

«населённые пункты, расположенные вне городской черты и имеющие основным назначением обслуживание городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха, если притом сельское хозяйство является основным занятием не более чем для двадцати пяти процентов взрослого населения. <…> Дачные посёлки не утрачивают своего характера, если часть населения, не занимающаяся сельским хозяйством, постоянно проживает в них».

Благоустраивались такие посёлки согласно инструкции от НКВД, согласованной с наркоматами Здравоохранения, Земледелия и Юстиции.

Понятие индивидуальной дачи исчезло на корню. Дачи могли иметь только приближённые к правительству и выдающиеся научно‑технические и художественные деятели. Но и такая дача закреплялась за должностью и была временным местом отдыха, не принадлежащим семье. Так, после ходатайства Горького Сталину появляются писательские дачи в Переделкино. Подмосковные дачи художественной и научной интеллигенции были знаком больших привилегий, находились под контролем органов, а архитектурными и культурными традициями тяготели к дореволюционной русской даче.

В 1940-е годы в Подмосковье появляются «дачные кооперативы». Но советская власть строго контролировала проявление у граждан инстинктов собственника, пресекала появление излишков площадей, нетрудовых доходов и прочего. Один за другим появляются «разрешающие», а затем «ограничивающие» законодательные акты, появляются и «Уставы  дачно-строительного кооператива» и постановления о самовольном строительстве в дачных посёлках.

Отвергнутая в первые годы советской власти дача вновь становится атрибутом элиты. История демонстрирует цикличность: как и при Петре, дачу можно лишь заслужить. В случае лишения должности, её временный хозяин лишался всех привилегий, в том числе обладания дачей. Хозяйственные управления распределяли дачи высшим кадрам, то есть руководителям отделов: были правительственные «персональные» дачи, предназначенные для круглогодичного использования, «летние дачи» для ведущих работников правительственного аппарата, «комнаты» в летних домиках для клерков из администрации.

1917

Право частной собственности отменено «навсегда». Сделки с недвижимостью остановлены.

1921

Болезнь В. И. Ленина. До 1924 года он живёт в усадьбе (даче) в Горках.

1922

Городские участки для застройки предоставляются по договору не более 20 лет для деревянных домов и не более 49 лет — для каменных.

1923

Идёт выселение из муниципализированных дачевладений, люди лишаются рекреационного жилья. Исключение для тех, у кого дачи — единственное постоянное  жильё.

1927

Выходит постановление о дачных посёлках. Это территории, расположенные вне города, являющиеся местом летнего отдыха горожан.

1930

Появление «дач интеллигенции» и ведомственных дач.

1945

После войны проводится инвентаризация дачных посёлков.

1949

Стартуют коллективное и индивидуальное огородничество, садоводство. Идёт отвод земель, организация процессов. Разрешено строить сараи, беседки и будки.

В 1950-е годы, во многом из-за последствий войны, страна испытывала острую нехватку продовольствия. Партия принимает волевое решение о выделении горожанам земли под коллективные сады и огороды. Коллективность в этом явлении была ключевым словом — долой единоличные собственнические наклонности! В городах под сады отводились участки до 6 соток, вне городов — до 12-ти в зависимости от наличия земель. «Дача» того времени — небольшой участок с крошечным домиком под двускатной крышей, а то и вовсе сарайчиком для хранения инвентаря. Ограничения по строительству не убавили пыла новоявленного класса советских садоводов. Более того, последовали указы, которые способствовали повышению их активности. В 1956 году сократили продолжительность предвыходных и предпраздничных дней, а в 1967-м рабочие и служащие перешли на пятидневную рабочую неделю. «Дачники» смогли оставаться на своих участках на ночёвку, и в дальнейшем это повлияло на облик их построек.

Тем не менее, на протяжении 1970-х годов постоянно публикуются законодательные акты, строго отслеживающие «излишки строительства». Парадоксально, что контроль был так строг и активен, что вскоре контролёры и сами перестали обращать на них внимание. Иногда вместо щитового домика на участке возводился сруб, контролирующие органы выносили предписание о сносе, но дачник не собирался делать этого собственноручно. Так и оставалась дача в ожидании ликвидации не снесённой.

 

1950

Рабочим, уже имеющим приусадебные участки, отводятся участки для огородничества. Ограничение по площади в городах — 6 соток, вне городов — 12.

1955

Выходит постановление об устранении излишеств в строительстве.

1956

Сокращение продолжительности рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни. Появилась возможность выезжать на дачи раньше, проводить на них больше времени. Утверждён типовой устав садоводческого товарищества.

1958

Под дачи для генералов и адмиралов отводилась территория до 0,12-0,25 гектар, размер ссуд на строительство составлял 7-10 тысяч рублей.

 

1960

Запрещён отвод участков под индивидуальное дачное строительство, в случае использования дач не по назначению — изъятие.

1967

Страна переходит на пятидневную рабочую неделю. Отпуска увеличивают с 12 до 15 дней.

1969

На участках садоводческих товариществ проводят работы по борьбе с вредителями и болезнями растений.

 

1974

Выявляются незаконные постройки, в том числе в ТАССР. Идёт инвентаризация садов с целью выявления самозахвата земли и строительства домиков сверх нормы.

1977

Назначена ответственность за самовольное строительство — снос постройки за счёт гражданина, штраф 50 рублей!

В 1980-е строгость ограничений для садоводов снижается. С 1982 года члены садоводческого товарищества имеют право содержать на садовом участке птицу, кроликов, пчёл, нутрий, соблюдая санитарные нормы и не мешая соседям. Это время для советского дачника было, пожалуй, самым благодатным: отменяются все кабальные ограничения, разрабатываются новые типовые проекты садовых домиков. Намерения у партии только благие — организовать транспортное и торгово-бытовое обслуживание, создание прочих удобств для садоводов, увеличить изготовление садовых домиков на предприятиях. Правительство принимает меры по удовлетворению спроса населения на кирпич, щебень, гравий, песок, известь и другие стройматериалы.

Интерес горожан начинают вызывать брошенные сельские дома. Появляется новый тип дачи — «сельская дача». В 1987 году Совет Министров СССР разрешил использовать пустующие дома с участками в сельской местности, в том числе и под сезонное проживание и возделывание.

Во время перестройки дача продолжает разрастаться и расширяться. Дачники имеют право возводить на выделенных земельных участках отапливаемые садовые домики площадью до 50 квадратных метров без учёта площади террасы и мансарды, хозяйственные строения для содержания домашней птицы и кроликов, хранения хозяйственного инвентаря и других нужд. На участке могут возводиться теплицы и другие сооружения для выращивания сельскохозяйственных культур. Возможно размещение подвала под домиком или хозяйственным строением. Ранее действовавшие ограничения по обустройству садовых участков отменяются. Скромная советская дача начинает мутировать в «коттедж на 6 сотках».

В то же время происходит осознание ценности партийных, привилегированных, ведомственных дач. В 1990 году включают в Список памятников истории и культуры дачу Бориса Пастернака в посёлке Переделкино.

 

Амнистия или

Уходящая натура?

О том, что советские дачи, как и их предшественники — дореволюционные — обречены, понимали уже в 1970-80-е годы. В литературе и кино существовал даже расхожий сюжетный поворот повествования на темы загородной жизни, когда выяснялось, что на месте дачного посёлка, о котором шла речь, должны возвести новый городской район.

Подобная угроза, как ни странно, нависает над дачами Казани в настоящее время: город интенсивно развивается, захватывает новые территории. Внутри его границ остаётся большое количество садовых товариществ, но часть из них исчезнет в ближайшее время, так как располагается на выгодных и удобных территориях. Часть пока остаётся в существующем виде, что можно связать с труднодоступностью.

В последние годы существования Советского Союза взгляды населения устремились на запад. Советский человек начал воплощать на своём дачном участке квинтэссенцию мечты «одноэтажной Америки» — лужайка, барбекю, частный домик, утопающий в зелени, машина в гараже. Начали появляться «коттеджи на шести сотках», увеличилось количество автомобилей на душу населения, расширилась сеть дорог. Уже с начала 1990-х для многих дачи стали местом постоянного проживания, хотя и без законодательного разрешения. Часть горожан решала таким образом квартирный вопрос.

Переломным моментом, когда дача хотя бы юридически уже «никогда не станет прежней», стал так называемый «Закон о дачной амнистии» 2006 года. Дачу, согласно нему, можно оформить в собственность и прописаться в ней. Дачники, захотевшие преобразовать свои сезонные домики для рекреации в дома для постоянного проживания, активно стали их утеплять, наращивать площади, массово подводить коммуникации, электрифицировать, газифицировать посёлки, заводить воду в дом.

Если советская дача станет уходящей натурой — будет грустно. Её «народная архитектура» несёт неоспоримую ценность. Помимо этого, дачный феномен представляет большой интерес для социологов, историков, культурологов и экономистов.

1982

Меняется типовой устав садоводческого товарищества. Теперь в саду можно держать мелкий скот, птицу, кроликов.

1985

Развитие садоводства и огородничества становится одной из социально-экономических задач. Минлесхоз увеличивает изготовление садовых домиков к 1990 году до 10 тысяч штук в год.

1986

Принят закон об индивидуальной трудовой деятельности. Начинается борьба с посягательством на личную собственность. Стартует продажа сжиженного газа в баллонах для нужд садоводов.

1987

Разрешено возводить отапливаемые садовые домики до 50 кв. м. без учёта террасы (веранды) и мансарды. Ограничения, принятые ранее, отменены.

1990

В Список памятников истории и культуры включена дача Бориса Пастернака в Переделкино. Проведён референдум по вопросам частной собственности на землю.

1991

Принят Земельный кодекс РСФСР, где введено разделение земли по 7 категориям целевого использования (сельскохозяйственного назначения / промышленности / населённых пунктов / лесного фонда и т. д.).

1993

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право частной собственности на землю.

2001

Новый Земельный кодекс, где предусмотрена возможность однократного бесплатного переоформления в частную собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков.

2006

В России принят закон «Закон о дачной амнистии».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев