Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Сергею Говорухину катастрофически не везло в жизни

Журнал "Казань", № 10, 2012 Сергею Говорухину катастрофически не везло в жизни: он потерял ногу, снимая фильм в Чечне, долго не находил денег на свои документальные и тем более игровые проекты, снимал кино, обречённое на ограниченный показ и никак не годящееся для федеральных каналов. А когда у него вышел наконец...

Журнал "Казань", № 10, 2012

Сергею Говорухину катастрофически не везло в жизни: он потерял ногу, снимая фильм в Чечне, долго не находил денег на свои документальные и тем более игровые проекты, снимал кино, обречённое на ограниченный показ и никак не годящееся для федеральных каналов. А когда у него вышел наконец исповедальный игровой фильм «Земля людей» и стала продаваться книга прозы, он умер от инсульта в молодом по нынешним временам возрасте - едва отметив 50-летие. Да он, собственно, и не отмечал его никак.

Наиболее известен чеченский документальный фильм Говорухина «Прокляты и забыты», хотя сам он не считал его выдающимся и гораздо больше любил экранизацию собственной повести «Никто, кроме нас». И никакого особенного мужества он в себе тоже не замечал, потому что снял, как было, а это не подвиг, а профессионализм.
Я не могу сказать, что близко знал этого человека, но всегда его глубоко уважал, а он ко мне, кажется, неплохо относился,- и готов поручиться, что Говорухин всегда говорил то, о чём принято было молчать либо врать. Его оценки были абсолютно точны, и он не понимал, с чего бы скрывать их. У него был абсолютный вкус в кино и литературе. Он был мужиком без налёта мущинства, человеком стопроцентно надёжным, всегда делающим то, что он считает нужным, и спокойно переживал свою невостребованность, не питая никаких иллюзий: он был настолько не отсюда, что бессмысленно было и уговаривать его как‑то измениться.

Говорухин-младший принадлежал к поколению людей, сформированных Советским Союзом, он навидался там государственного лицемерия и научился ему противостоять. А ещё у него было совершенно советское - ныне отсутствующее - представление о долге: в СССР ведь формировался не только конформизм, разные люди выносили оттуда разное. Говорухин вынес понятие о чести, сдержанности, гордости, правде - сформированное во многом от противного. Именно его поколению - чья жизнь переломилась в конце восьмидесятых ровно пополам - пришлось труднее всего. Те, кто выдержал и состоялся - состоялись по самому строгому счёту. Но их очень немного. Теперь стало ещё меньше.

При всей своей силе, таланте, чисто физической мощи и крупности,- а он и после рокового ранения не раскис и держал себя в форме,- Говорухин всегда производил впечатление человека в беде, причём в беде непоправимой. Этой бедой было жесточайшее несоответствие его правил, критериев и характера духу времени. От него всегда можно было услышать самые резкие и точные слова. Он ни себе, ни другим не давал послабления. Он был добр сердитой, раздражительной добротой и ни секунды не жалел о том, как живёт.

Хорошие люди его жалели, но самые умные - завидовали.

«Земля людей» - картина об этом самом: в меру весёлая, в меру отчаянная исповедь невписавшегося. Хорошо, что он успел её снять. Хорошо, что он с нами был и всегда напоминал, что такое мужчина: нормальный мужчина, добавил бы он, снимая пафос.

Оказывается, жить так - вполне возможно. Хоть и недолго.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев