-10°C
USD 74,36 ₽
  • 15 декабря 2020 - 11:34
    Премьера монооперы «Щелкунчик»
    Вчера во время второго концерта "Абязов-фестиваля" состоялась премьера одноактной монооперы на музыку балета Петра Чайковского "Щелкунчик". Оркестровку к ней создал сам маэстро Абязов, пригласив в качестве автора либретто поэта Альбину Абсалямову. Партию героини монооперы исполнила певица Алина Шарипжанова.
    1702
    0
    2
  • 3 декабря 2020 - 17:47
    Как коммунальные тарифы убили первую советскую новостройку Казани / Мергасовский дом
    Друзья, смотрите свежий выпуск ютуб-канала Новая Тартария. А в январском номере журнала Казань читайте как строился, жил и умирал Мергасовский дом.
    4123
    0
    4
Реклама
Архив новостей

Шаляпин и учитель

Музей Алексея Максимовича Горького и Фёдора Ивановича Шаляпина хранит в своих волшебных залах нечто удивительное — истории наших горожан. Они, в свою очередь, сохраняют память о человеке, который объединял в переживании «высокого» целые страны и континенты.

Часто бывая в Казани по приглашению музея, дочь певца Ирина Фёдоровна Шаляпина встречалась с поклонниками творчества артиста, с его знакомыми детства и юности. Эти встречи проходили в тёплой атмосфере не только в музейной экспозиции и университете, но и на различных заводах и фабриках. Собирая материалы для сборника, она когда-то обратилась к казанцам с предложением описать свои встречи с Шаляпиным. Таким образом, музей получил бесценные документы о связях Фёдора Ивановича с земляками.

Одним из них был Александр Сергеевич Рождествин — казанский писатель, учитель, который окончил курс в Казанской духовной академии, работал преподавателем русского языка в Казанской русско-инородческой учительской семинарии и педагогики в Мариинской гимназии. С Фёдором Шаляпиным его связывала дружба. Об этих добрых и сердечных отношениях, о глубоком взаимном уважении вспоминали дети Александра Сергеевича, Глеб и Мария.

 

Воспоминания из старой тетрадки

Поиски казанских знакомых Фёдора Шаляпина привели меня в дом Рождествиных. Здесь всё предельно аскетично: портрет Шаляпина, пианино и старинный сундук с архивом, как напоминание о прошлом известного в городе рода. Ведь Рождествины сыграли большую роль в развитии образования и культуры казанцев. Хранительница наследия семьи Рождествиных, Татьяна Глебовна, в прошлом с отличием окончила Казанскую консерваторию по классу фортепиано и всю жизнь работала концертмейстером. Её отец, Глеб Александрович Рождествин, поделился в дневниках своим детским впечатлением о встрече с Фёдором Шаляпиным, которая случилась осенним вечером 1912 года в доме отца, инспектора народных училищ. Я с волнением прикасаюсь к пожелтевшим от времени страницам тетради:

Александр Сергеевич Рождествин

«Светлой памяти отца, Александра Сергеевича Рождествина, педагога-труженика, эти воспоминания посвящаю. 1912 год 5 сентября. Я — десятилетний мальчик, сижу дома, в столовой, и учу уроки. Напротив меня, в кресле, моя мама чинит бельё. Отца дома нет. Вдруг резкий звонок с парадного крыльца. На лице матери удивление: обычно отец возвращается с чёрного хода. Боже мой, опять, наверное, г-жа N. Мама не любит поздние визиты знакомой гостьи.

Но когда открыли парадную дверь, мы услышали оживлённый разговор. Я прильнул к окну и увидел силуэт удалявшегося извозчика. Оказалось, что отец приехал из училища вместе с Фёдором Шаляпиным! Шаляпин прибыл в Казань на чествование своего любимого учителя Николая Василь­евича Башмакова, на сорокалетие его учительской деятельности. Здесь-то, в училище, а затем на квартире Николая Василь­евича, отец познакомился с артистом, в течение нескольких часов беседовал с ним и пригласил его в гости. Я не помню, о чём они живо говорили, чтото рассказывал певец, но я чувствовал, что беседа произвела на отца огромное впечатление. «Изумительный талант, изумительный талант!» — повторял отец».

 

С земляками

Казанские газеты подробно освещали этот визит артиста на родину и сообщали, что Шаляпин приехал в Казань 31 августа 1912 года. В тот же день певец присутствовал на представлении цирка братьев Никитиных по случаю мусульманского праздника Ураза-байрам. Цирк был переполнен, а на арене знаменитые гимнасты — двена­дцать арабов из Марокко. Выход Никитина с выдрессированной четвёркой лошадей сопровождался овациями. Номера братьев Констанди, китайской труппы с медвежонком, упражнения на вращающейся лестнице группы Амоли сопровождались восторгом публики. Эти цирковые представления напомнили Фёдору Ивановичу Шаляпину те далёкие дни детства, когда он мальчиком смотрел в балаганах Яшки Мамонова «хождение по телеграфной проволоке» и ему тоже хотелось «на минуту не быть самим собой».

Фёдор Шаляпин и Мария Кирилловна Григорьева в деревне Аметьево

Больше недели провёл артист в Казани, где навестил своих старых друзей, знакомых, побывал в памятных ему местах. 3 сентября он посетил Казанскую земскую управу, где долго беседовал со своими бывшими сослуживцами. Певец побывал в Татарской слободе и деревне Аметьево, где встречался с Марией Кирилловной Григорьевой — хозяйкой дома, где жили Шаляпины. В Казанском кремле певец осматривал Спасский монастырь, Духовную консисторию и кафедральный собор, вспоминая, как прославляли здесь святых учителей — Кирилла и Мефодия. Артист посетил Богородицкий девичий монастырь, встретил там друга детства по церковному хору Михаила Панкратьева. Фёдор Шаляпин гостил у заведующего земской почтой Ивана Асафовича Гольц­мана, у своего крёстного отца Николая Алексеевича Тонкова, портного Павла Ивановича Глузмана. Целью приезда в Казань и этих многочисленных встреч была необходимость собрать воспоминания и документальные свидетельства о детстве для задуманной биографии. Специально для фотографирования памятных мест Фёдора Шаляпина пригласил Г. Г. Сотников, который и сделал серию снимков по просьбе артиста.

Фёдор Шаляпин и Николай Васильевич Башмаков

Alma mater на Суконке

Приезжая в Казань, Фёдор Иванович Шаляпин всегда навещал своего бывшего учителя Николая Васильевича Башмакова, к которому относится с трогательным вниманием и благодарностью. Вся многолетняя педагогическая деятельность Николая Васильевича протекала в трудной обстановке Суконной слободы. Жизнь учителя скрашивалась его беззаветной любовью к музыке и, особенно, к пению, которую он старался развить в своих учениках. «Среди неприглядного детства, — отмечали казанские газеты, — Шаляпин находил привет и ласку отзывчивого наставника, вселившего в своего даровитого ученика непреодолимую страсть к музыке, приведшую его на недосягаемые вершины искусства». За многолетнюю усердную службу учитель Фёдора Ивановича Шаляпина был удостоен орденов Анны и Станислава III степени, серебряных медалей и звания губернского секретаря.

Шестое городское  мужское училище в Суконной слободе

В память о сорокалетии учительской должности бывший ученик привёз учителю ценный подарок. 8 сентября 1912 года в местной газете вышла заметка: «В среду Шаляпин в 3 часа дня посетил VI училище, чтобы провести несколько минут среди детей суконщиков, к числу которых принадлежал сам. Один ученик весьма мило сказал Шаляпину приветствие. Фёдор Иванович был тронут детской речью, взял ученика на руки и высоко поднял. Другой ученик очень хорошо прочитал басню «Волк на псарне». Певец посадил его к себе на колени и поцеловал. Сам Фёдор Иванович прочитал учителям «Бурлака» Никитина и одно шуточное стихотворение. Говорить об этом нет надобности — оно выше всех похвал». Фёдор Иванович Шаляпин сфотографировался на память о встрече с учителем.

Лукич — звонарь Духосошественской церкви.

Лукич

Узнав о пребывании в училище Фёдора Шаляпина, пришёл в школу слепой звонарь Духосошественской церкви Лукич. Фёдор Иванович обнял старика и поцеловал. Звонарь был растроган до слёз, а умиление его ещё более возросло, когда знаменитый артист предложил ему вместе пропеть «Да исправится молитва моя» и «Покаяния отверзи ми двери». Из школы Фёдор Иванович Шаляпин с Александром Серге­евичем Рождествиным прошли на квартиру учителя Николая Васильевича Башмакова, где пробыли до позднего вечера в кругу учителей. Несмотря на болезнь глаза, артист был в ударе: много рассказывал и читал. Серьёзные разговоры сменились рассказами анекдотов из жизни, которые в передаче Шаляпина были бесподобны. Все присутствующие буквально хохотали до слёз.

Духосошественская церковь

«Читайте Пушкина!»

Чтение артистом боготворимого им А. С. Пушкина вселяло другое настроение. «Мурашки пробегали по телу, когда великий артист читал «Моцарта и Сальери», «Каменного гостя», сцену из «Бориса Годунова». Замечателен совет, который дал Фёдор Шаляпин присутствующим молодым учительницам: «Барышни! — сказал Фёдор Иванович. — Бросьте дрянную современную литературу, читайте Пушкина, читайте его всегда, когда вы веселы, когда вы расстроены, когда вы больны, когда вы полюбите кого-нибудь. В Пушкине вы всегда найдёте себе незаменимого собеседника и друга».

 

Контрамарка для барышни

В общении с учителями Фёдор Иванович Шаляпин всегда проявлял исключительную отзывчивость, сердечность и доброту. Об этом свидетельствует совершенно непреднамеренная встреча сестры Глеба Александровича Рождествина с артистом. «Примерно в декабре 1914 года Мария Александровна была в отпуске и отдыхала в Москве. В это время программой Большого театра намечалась постановка «Бориса Годунова» с участием Фёдора Шаляпина. Стоя в огромной очереди, Мария Александровна пыталась достать билет, но безуспешно. Вскоре был вывешен аншлаг «Все билеты проданы». В очереди стояла незнакомая дама, которая сказала, что Шаляпин оказывает содействие учителям в приобретении билетов, но для этого надо заранее сделать заявку, но что сейчас уже поздно, так как выступление состоится завтра.

Интерьер Казанской управы

Не раздумывая долго, Мария Александровна решила рискнуть и написала Шаляпину записку, в которой указала, что она, приезжая учительница из Казани, просит Фёдора Ивановича оказать содействие в приобретении билета на любое место. В конверт вместе с запиской Мария Александровна положила своё удостоверение, что она учительница и находится в отпуске. Шаляпин жил в собственном доме на Новинском бульваре, и Мария Александровна передала своё письмо служителю Василию. Когда на другой день Мария Александровна позвонила в дверь, Василий сказал, что Шаляпин не принимает. Однако Мария напомнила, что вместе с письмом она передала документы, которые ей необходимы, ведь она скоро уезжает из Москвы.

Василий на некоторое время удалился, а когда вернулся, сказал, что Фёдор Иванович примет. Через некоторое время вышел Шаляпин и спросил: «Это вы, учительница из Рязани? Я достал вам билет, но довольно дорогой». «Нет, Фёдор Иванович, я не из Рязани, а из Казани! Я оставила вам письмо и удостоверение». Когда Василий передал Шаляпину конверт, тот, быстро прочитав, спросил: «Так это Вы дочка Александра Сергеевича? Да… очень жаль… Что же Вы раньше ко мне не пришли?». Он замолчал, о чём-то думал, а Марии Александровне было неловко его задерживать, и, извинившись, она собралась уходить. «Нет, нет, сидите, мы сейчас что-нибудь придумаем». Фёдор Иванович позвонил главному режиссёру Большого театра и попросил уступить своё кресло Марии Александровне. «Ну вот, Вы будете сидеть в четвёртом ряду около оркестра, рядом с проходом… Вам будет удобно и хорошо видно». Фёдор Иванович тут же написал записку для передачи в администрацию театра. Мария Александровна стала благодарить и извиняться за беспокойство. «Где Ваша шубейка?» — спросил, улыбаясь, Фёдор Иванович. А когда подошли к вешалке, артист взял её старую, всё ещё мокрую от снега шубку и помог одеться. «До свидания, милая барышня, кланяйтесь папе!» — сказал Шаляпин на прощанье».

 

Венок наставнику

В январе 1915 года Николай Васильевич Башмаков, будучи в отпуске, после неоднократных приглашений Фёдора Ивановича Шаляпина, решил, наконец, побывать в Петрограде и погостить у своего знаменитого ученика. Александр Сергеевич Рождествин послал с учителем письмо, в котором сердечно благодарил артиста за оказанное его дочери внимание. В ответ на это Фёдор Иванович написал на имя Александра Рождествина: «Глубокоуважаемый Александр Серге­евич! Пользуюсь случаем послать Вам с Николаем Васильевичем эту маленькую записку, в которой благодарю Вас за Ваше милое письмо ко мне — я так был рад сделать хотя бы маленькое удовольствие Вашей милой дочурке и очень жалею, что она сразу же по приезде не пришла ко мне. Извините меня за то, что задержал Николая Васильевича в Петрограде больше, чем ему позволял отпуск, а также извините и ему это промедление. Шлю Вам мои лучшие пожелания здоровья и счастья, приветствую Вашу добрую семью и сердечно жму руку. Фёдор Шаляпин. P.S.: Мария Валентиновна шлёт Вам свой привет».

Шаляпин и служащие Казанской управы

20 ноября 1915 года скончался любимый учитель Фёдора Ивановича. В связи с тяжёлой утратой, 21 ноября 1915 года артист отправил Александру Сергеевичу Рождествину в Казань телеграмму: «Дорогой Александр Сергеевич, прошу Вас, закажите и положите на гроб Николая Васильевича Башмакова венок с надписью на ленте: «Незабвенный любимый учитель, мир праху твоему. От Фёдора Шаляпина». Деньги 50 рублей завтра вышлю. Сердечный привет. Шаляпин».

 

Имени артиста

18 декабря 1915 года исполнилось 25 лет со дня первого выступления Фёдора Ивановича Шаляпина на оперной сцене. По инициативе Александра Сергеевича Рождествина, с которым у Шаляпина установились крепкие отношения, городская Дума постановила приветствовать артиста с предстоящим юбилеем, а Училищу VI присвоить имя Фёдора Ивановича Шаляпина. Городская управа, внося этот вопрос на рассмотрение Думы, отмечала, что «Ф. И. Шаляпин не порвал и до сих пор связи со своей родиной», и предлагала «Училище VI оставить на все времена в Суконной слободе». Вскоре газета «Камско-Волжская речь» опубликовала приветственный адрес, переданный артисту Александром Сергеевичем Рождествиным: «Глубокоуважаемый Фёдор Иванович! Четверть века прошло с тех пор, как вы впервые выступили на русской сцене как оперный певец. С того времени, непрерывно совершенствуясь, Вы достигли мировой славы первоклассного певца-артиста и составляете нашу гордость как кровный русский певец, вышедший из народа и силой Богом данного таланта, дивного голоса, твёрдой воли и непрестанного труда поднявшийся на недосягаемую вершину вокального и сценического искусства. На долю Казани выпало особое счастье быть городом, где находилось именно в Суконной слободе начальное ныне VI городское училище, в котором Вы получили первоначальное образование и с которым Вы не прерывали связи, посещая по временам своего старого учителя, бывшего Вашего наставника».

В «Казанском телеграфе» Александр Сергеевич Рождествин писал: «С наименованием VI городского училища «Шаляпинским», помещение этого училища необходимо украсить портретом великого артиста». Александр Сергеевич просил училищную комиссию обсудить этот вопрос на ближайшем заседании. «Вместе с портретом Шаляпина следует поставить в училище и портрет его учителя Николая Васильевича Башмакова». Училищная комиссия и городская управа согласились с Александром Сергеевичем Рождествиным и приняли соответствующее решение. Скоро в училище, на Георгиевской улице, были вывешены портреты великого артиста и его учителя.

Класс, в котором учился Фёдор Иванович Шаляпин.

21 декабря 1915 года Александр Сергеевич Рождествин получил от Шаляпина телеграмму из Петрограда: «Всё время собираюсь написать письмо. Сожалею, не нашёл время. Поэтому телеграфирую. Дорогой Александр Сергеевич, искренне благодарю Вас за Ваше благородное доб­рое, сердечное отношение ко мне. ­Искренне счастлив названию VI гор. училища моим именем. Горжусь. Будьте здоровы, счастливы. Да здравствует моя милая родина, Казань! Всё было бы ещё радостнее, если бы не умер милый и любимый Николай Васильевич. Желаю хороших праздников! Шаляпин».

 

«Русский гений»

Сохранился черновик письма, в котором Александр Сергеевич Рождествин благодарит Шаляпина за телеграмму: «По случаю Вашего 25-летнего служения искусству я набросал несколько строк в газете, которую посылаю вместе с этим письмом. Вы, конечно, не встретите ничего нового, всё, что говорю я, давно чувствует вся Россия. Статья «Русский гений» оценивает творческий путь Шаляпина, и в своих оценках проникнута глубокой верой в светлое будущее русского народа, великим представителем которого является гениальный художественный творец — Фёдор Иванович Шаляпин».

По воспоминаниям Глеба Александровича Рождествина, Шаляпин на протяжении всех лет знакомства, до отъезда артиста за границу, проявлял к отцу доброе и сердечное отношение. Когда Александр Сергеевич Рождествин был избран городской Думой директором IV городской гимназии, Шаляпин прислал из Москвы 21 января 1917 года телеграмму: «Сейчас только получил из Петрограда почтой телеграмму VI училища. Жалею опозданию поздравить Вас, мой милый Александр Сергеевич. Позвольте обнять Вас. С любовью Шаляпин». Позднейшая переписка артиста и Александра Сергеевича Рождествина не сохранилась. Не сохранилось и последнее большое письмо, присланное вскоре после Февральской революции: «Не помню даты, но отлично помню тот день. Этим письмом Шаляпин поздравил нашу семью с праздником свободы. Вместе с письмом Шаляпин прислал отцу стихи под названием «Песни Революции», написанные им на отдельном листке. Отец с большой радостью и гордостью читал их детям в своём кабинете».

 

«На память. Шаляпин»

Нет сегодня той усадьбы на Ново-Горшечной (ул. Муштари, 17), где бережно хранились и письма, и телеграммы от Фёдора Ивановича Шаляпина, его портреты на стене у окна. Но есть внуки, которые сохраняют память о том, как однажды, ­осенью, вечер в кругу семьи интереснейшего человека, страстного любителя музыки Александра Сергеевича Рождествина провёл великий артист.

«Я уважаю в людях знание», — повторял Фёдор Иванович Шаляпин и в России, и за рубежом. И в этом случае Александр Сергеевич Рождествин отвечал его идеалам. Ведь Александр Сергеевич принадлежал к числу образованнейших, интеллигентнейших педагогов Казани. В совершенстве владея татарским и несколькими европейскими языками, Александр Сергеевич Рождествин был автором многочисленных учебников, пособий по русской словесности, истории, философии, теологии и преподавал в Мариинской гимназии, где училась жена артиста, Мария Валентиновна Елухен. Не случайно Фёдор Иванович передал в Казань свои портреты с автографом: «Дорогому Александру Сергеевичу Рождествину в знак глубокого уважения. На память. Шаляпин. Петроград. 1915 год (ноябрь)». «Человеку с душой чуткою к прекрасному Александру Сергеевичу Рождествину от сердечно расположенного Фёдора Шаляпина. 1915». На левой стороне фото артист приписал: «Когда бы все так чувствовали силу гармонии. А. Пушкин».

 

На Родину — к Причастию

Фёдора Шаляпина вспоминаем не только как гениального артиста, великого певца. Восторг и замирание сердца от его Богом данного таланта — это незыблемо. Но любили и любим его и не только за это. Фёдору Ивановичу Шаляпину была присуща так называемая «широта русской души». Сердечная отзывчивость, ­искренняя любовь к людям, независимо от их социального положения. Во всех воспоминаниях, которые мы так бережно храним в нашем музее, есть слова о любви, о сердечной привязанности, о доброте и глубоком уважении. Много ли сейчас людей столь масштабных и любимых всеми? Как повезло нам, что мы причастны к этому великому артисту и что его личность неразрывно связана с нашим городом!

Судьбе было угодно так распорядиться, что Фёдор Иванович Шаляпин родился в Казани и приезжал сюда вновь и вновь отнюдь не с целью собирать материалы для своей биографии. Он возвращался в Казань так, как приезжают дети к себе домой, чтобы дышать родным воздухом, слышать неповторимый говор Суконной слободы, где между трущоб растёт сирень, цветут яблони, и мальчишки гоняют голубей. Приезжал в Казань, чтобы набраться сил перед дальней дорогой, ведь был — странником. На родину — это как к Причастию…

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (7)
Осталось символов:
  • 10 декабря 2020 - 14:38
    Без имени
    Очень интересная статья о связях Шаляпина с родным городом и лицах, связанных с великим оперным басом!
  • 9 декабря 2020 - 20:55
    Без имени
    Замечательная статья о Ф.И. Шаляпине. Узнала с какой любовью и почтением он относился к любимому учителю Башмакову. Горда, что Казань - это его Родина.
  • 9 декабря 2020 - 17:06
    Без имени
    Понравилось доступностью, емкостью, захватывающе и интригующе.
  • 9 декабря 2020 - 16:57
    Без имени
    Очень интересно
  • 9 декабря 2020 - 15:46
    Без имени
    Блестящий рассказ! Спасибо огромное.
  • 9 декабря 2020 - 15:28
    Без имени
    Очень много читала про детство, отрочество, юность и его театральную творческую жизнь. Но такую информацию слышу впервые: очень интересно,душевно и познавательно. Спасибо большое вам всем сотрудникам музея. Видно, что проделана большая работа и с любовью.
  • 9 декабря 2020 - 15:13
    Без имени
    Очень интересно и познавательно. Многое читаю в первые. Спасибо.