Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Служил правде

Журнал "Казань", № 4, 2015 Для увековечения памяти земляков, погибших в годы Великой Оте­че­ственной войны, в Татарстане была создана Книга Памяти. Руководить этой работой поручили Анатолию Александровичу Иванову, который ещё не ведал тогда, как развернётся дело. Было известно, что на фронт отправились 560 тысяч наших земляков, а не вернулись домой...

Журнал "Казань", № 4, 2015
Для увековечения памяти земляков, погибших в годы Великой Оте­че­ственной войны, в Татарстане была создана Книга Памяти. Руководить этой работой поручили Анатолию Александровичу Иванову, который ещё не ведал тогда, как развернётся дело. Было известно, что на фронт отправились 560 тысяч наших земляков, а не вернулись домой до 87 тысяч. В двадцати восьми томах Книги Памяти записаны имена уже около 350 тысяч павших, то есть каждый второй из ушедших на фронт.
Я горжусь участием в этой работе вместе с Анатолием Александровичем.
В марте 1962 года меня наконец‑то отпустили из обкома КПСС в пединститут, о чём я просил целый год. Правда, предупредили, что и там придётся заниматься не только наукой и преподаванием, но и партийной работой. Так и случилось.
Став секретарём партийной организации института, я постоянно общался с секретарём комитета комсомола Толей Ивановым. Он был родом из Ростовской области, из казачьей семьи, три года отслужил в армии на территории ГДР, вначале в Воздушно‑десантных войсках, потом танкистом. Отец Анатолия участвовал в двух войнах - финской и Великой Отечественной. Для сына он был примером человека, никогда не пасовавшего перед трудностями, всегда стремившегося говорить правду, даже если это было опасно. Это стало жизненным кредо и Анатолия.
Мы подружились. Я заметил: Анатолий умел срабатываться почти с любым человеком, побуждать к хорошим поступкам. Когда (это было позднее) одна сотрудница архива не поладила с директором (оба были хороши в неприязни!) и тот искал повода от неё избавиться, Иванов, выслушав директора, своего приятеля, неожиданно предложил взять её к себе в Книгу Памяти. Она многие годы отлично работала с ним. А всё потому, что Анатолий старался и умел найти в человеке прежде всего хорошее.
Он умел возражать «руководящему» мнению, но делал это тактично, без истерики. Мне самому несколько раз приходилось соглашаться с его мнением, хотя вроде бы был убеждён в другом.
После окончания института Анатолий был сразу же «замечен» и стал работать в комсомольских и партийных органах.
В конце восьмидесятых начинало набирать силу «приглушённое» при Брежневе стремление до конца разобраться в причинах массовых политических репрессий сталинской эпохи и полностью восстановить доброе имя многих её жертв. К этому времени как‑то «буднично» стали отмечать Победу советского народа над Германией и забывать её полководцев. Именно тогда возникли общественные организации по восстановлению и защите прав выживших жертв политических репрессий и детей погибших, для них были установлены небольшие льготы. Началось более глубокое изучение событий Великой Отечественной войны, в истории которой оставалось немало «белых пятен». Мы в Татарстане особенно хорошо по­мним знаменитые «снежные десанты», поиски останков и захоронения с воинскими почестями погибших солдат и офицеров 2‑й ударной армии с её трагической судьбой.
В начале девяностых создаются как государственные учреждения при органах власти «Книги Памяти». Вначале они занимались только восстановлением числа и имён жертв политических репрессий, позднее подключились к поискам имён жертв войны, особенно тех, кто числился «пропавшим без вести». Редактором, а потом главным редактором республиканской «Книги Памяти» был назначен Анатолий Александрович Иванов. Он создавал эту книгу вместе с авторитетными учёными и общественными деятелями, другими заинтересованными людьми, которых привлёк к работе. Полагаю, что четверть века работы Иванова в «Книге Памяти» являются самым большим его вкладом в со­здании стабильной и толерантной атмосферы в общественной жизни нашей республики.
Работа по изучению политических репрессий была в основном завершена в 2014 году. К 2012 году было издано двадцать пять томов со сведениями о пятьдесят одной тысяче наших соотечественников, незаконно подвергнутых политическим репрессиям. В лагерях ГУЛАГа умерли более одиннадцати тысяч наших людей. В Татарской АССР раскулачено и выслано в восточные и северные районы СССР около пятидесяти тысяч семей. Сведений о погибших в результате раскулачивания нет, что же касается членов семей, то они исчисляются сотнями тысяч!
В комментариях эти катастрофические цифры не нуждаются, и предстояло их уточнение в сторону увеличения. Вместе с сотрудниками «Книги Памяти» огромную работу провели сотрудники Прокуратуры Татарстана, архивов Управления ФСБ Российской Федерации по Республике Татарстан, МВД Татарстана и Архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан. В 2013 году Анатолий Иванов издал фундаментальный труд «Политические репрессии в Татарской АССР сквозь призму подлинных документом и воспоминаний». Особо отметил он помощь в поисках документов для книги ветерана ФСБ Игоря Мильмухаметова.
Анатолий Александрович, его коллектив и многие их помощники сделали очень многое для уточнения роли Татарстана в годы Великой Отечественной войны. Иванов издал целый ряд книг о войне. Я пригласил его в качестве соавтора для написания учебного пособия и атласа по истории Татарстана, и его глава, посвящённая вой­не, стала одной из самых популярных в этой книге. Наиболее основательной является его книга «Татарстан в годы Великой Отечественной войны».
Научные достижения Анатолия Александровича Иванова получили должную оценку: он стал доктором исторических наук, лауреатом Государственной премии по науке и технике Республики Татарстан, кавалером ордена и медалей. Но самым главным памятником ему, конечно, станут многочисленные тома имён жертв политических репрессий и его труды о Великой Отечественной войне.
Полагаю, что на доме, где жил и работал создатель Книги Памяти Анатолий Александрович Иванов, должна быть установлена мемориальная доска. Уверен: ветераны войны, жертвы политических репрессий, их дети, внуки и правнуки поддержат это предложение.
Султанбеков Булат Файзрахманович - член редколлегии «Книги Памяти».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев