Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Тайны казанских масонов

Разархивация Казань №5-6, 2013

Грот в глубине сада


Тёмное покрывало ночи окутало город, скрыв очертания домов, колоколен церквей и минаретов мечетей. Редкие фонари не могли разогнать темноту улиц и площадей, видны были лишь белые крепостные стены на высоком холме. 
Медленно, почти бесшумно двигалась карета от Кузнечной площади мимо здания почтовой конторы, Богородицкого монастыря и остановилась у ворот большой городской усадьбы казанского губернского прокурора Василия Ивановича Чемесова. Три человека в длинных чёрных плащах вышли из кареты. Их лица были скрыты широкими полями шляп. Вскоре подъехали ещё несколько карет, и такие же закутанные в чёрные одежды люди молча вошли во двор. Калитка захлопнулась. Ухоженный сад окружал дом, в широких липовых аллеях белели статуи, пестрели яркими цветами клумбы, в гуще вьющихся растений прятались скамьи. 
Но главной примечательностью сада был грот, скрытый в его глубине, на откосе, выходившем к берегу Казанки. Перед входом в него стояла статуя рыцаря в латах. Все вошли в грот, где должно было состояться посвящение в масоны. Молодого человека отвели в комнату, освещённую восковыми свечами, приставили к нему двух слуг, готовых исполнить все его желания — кроме одного: он не мог выйти из этой комнаты. Позже явились два масона с острыми кинжалами в руках, завязали ему глаза и куда-то увели. Что происходило дальше, никто из непосвящённых, находившихся в доме, не знал. Ходили слухи, что в гроте проводились какие-то таинственные собрания, для которых нужны были человеческие черепа и скелеты, и их по ночам доставляли в грот. 
Тайные собрания в доме Чемесова проходили нередко. Дело в том, что Василий Иванович был масоном отнюдь не рядовым, а более высокой степени. Сохранились рукописи из его библиотеки с описанием обрядов четырёх степеней для принятия в члены масонского ордена, книга «Наставление ищущим премудрости», подаренная Чемесову Саввой Андреевичем Москотильниковым, известным казанским масоном. 

Кто такие вольные каменщики


Масон или франкмасон (в переводе с французского — вольный каменщик) — участник религиозно-этического движения, возникшего в Англии в начале семнадцатого века и распространившегося затем в странах Западной Европы, Азии, Америки (США) и в России. Орден вольных каменщиков организовал структуру (ложи — местные организации, Великие ложи — совокупность лож в национальном масштабе), иерархию (ученик, подмастерье, мастер, Великий мастер — председательствующий на масонских собраниях, Наместный мастер — первое лицо в ложе после Управляющего Великого Мастера), символику и прочее заимствовал из практики средневековых цехов (братств) строителей-каменщиков от рыцарских и мистических орденов (тамплиеров, иоаннитов, розенкрейцеров и других). Целью своей деятельности масоны ставили совершенствование человека, «объединение людей на началах братства, любви, равенства и взаимопомощи».
Первые документальные сведения о распространении масонства в России относятся к 1730-м годам. В середине восемнадцатого века масонов в России было ещё немного. К ним относились графы Захар и Иван Григорьевичи Чернышёвы, Роман Илларионович Воронцов, Александр Петрович Сумароков, Иван Перфильевич Елагин, князь Михаил Михайлович Щербатов и великий князь Пётр Фёдорович (будущий император Пётр III), открывший свою ложу в Ораниенбауме.
Елагин вступил в масонскую ложу в 1750 году. Императрица Елизавета Петровна заподозрила его в заговоре в пользу великой княгини Екатерины Алексеевны, и как её сторонник по делу канц­лера Бестужева-Рюмина он был сослан в 1759 году в Казанскую губернию, жил в своём имении под Казанью возле села Кощаково. По восшествии на престол Екатерины II в 1762 году граф был немедленно вызван в столицу, но связи с Казанью сохранял и в последующие годы. В начале 1770-х годов Елагин объединил и возглавил масонские ложи в России. В 1772 году он стал Великим мастером Русской провинциальной ложи. Иван Перфильевич в 1774 году открыл в Петербурге ложи «Девяти муз», «Урания», «Беллона», а в Москве ложу «Клио». 
В числе подведомственных Елагину лож была ложа «Восходящего Солнца», основанная в Казани в 1776 году. По‑видимому, основал её Александр Логинович Лихачёв. Известный деятель восемнадцатого века просветитель Николай Иванович Новиков прямо указывал, что ложа «Восходящего Солнца» есть «ложа Лихачёва». В 1773 году он вышел в отставку и поселился в своём имении в селе Полянки Спасского уезда. Собрал библио­теку, в которой был «целый набор новиковских мистических книг», немало книг с дарственными надписями членов масонских лож казанских помещиков И. И. Панаева, И. И. Завалишина и П. Н. Ивашёва. Долгое время в его имении хранились «масонские одеяния, знаки и даже какие-то декорации, нарисованные крепостными малярами». Всё это было уничтожено его родственниками после запрета масонских лож. В 1787–1803 годах Лихачёв состоял депутатом в Казанском дворянском собрании, а в 1798–1804 годах был директором Главного народного училища в Казани. В 1807–1811 годах служил Мамадышским уездным предводителем дворянства и жил в своём имении в том уезде. Умер в 1814 году, никогда не порывая связи с казанскими масонами.
К известным масонам восемнадцатого века относится Василий Ипатович Полянский, живший в столице казанский дворянин. В числе подававших надежды молодых людей он был отправлен Екатериной II во Францию и Италию для изу­чения философии и искусств, познакомился с Вольтером и произвёл на него благоприятное впечатление. По возвращении в Россию в 1772–1778 годах был секретарём Академии художеств и членом масонской ложи. После дерзкой выходки (увёз чужую жену и с саблей в руках отбивался от жандармов) его выслали из Петербурга, назначив советником в Могилёвское наместничество. В 1778–1779 годах в Могилёве работала его ложа. В 1880 году, выйдя в отставку, он приехал в Казань, где по-прежнему занимался масонской деятельностью. 

Масонские символы.

 

Кружки Новикова и Москотильникова


В 1781 году в Москве, ещё негласно, организовалось «Дружеское Учёное общество», в которое вошли Новиков, Иван Георгиевич Шварц, Пётр Алексеевич Татищев, Иван Петрович Тургенев, Михаил Матвеевич Херасков, позднее Иван Владимирович Лопухин и другие. Новиков стал масоном в 1775 году, вступив в ложу «Астрея», входившую в «Великую провинциальную ложу» Елагина. Через год он занял должность мастера стула в ложе «Латона». В начале 1779 года Новиков переселился из Петербурга в Москву, где по совету Хераскова, одного из кураторов университета, арендовал университетскую типографию. Так началась издательская деятельность Новикова. 
Близким по духу к деятельности Новикова был петербургский масон Иван Иванович Панаев. В 1780–1781 годах он был мастером стула в ложе «Горус» и в московской ложе «Трёх Знамён». Летом 1783 года Панаев открыл ложу «Золотого Ключа» в Перми, а с конца того же года был избран мастером стула в ложе «Восходящего Солнца» в Казани. Женившись на казанской помещице Н. В. Страховой, он прожил в Казани до 1786 года, когда получил назначение губернским прокурором в Пермь. В заседаниях казанской ложи, по всей видимости, участвовал и Полянский — о каком-то обряде Возрождения 23 ноября 1884 года было написано на его надгробии. В 1783–1786 годах ложа «Восходящего Солнца» работала под руководством Ивана Ивановича Панаева. 

Чернояровский пассаж. Кремлёвская, 21.


Среди выдающихся московских масонов, связанных с казанским краем, был Татищев. В 1783 году под его началом работала ложа «Трёх Знамён». В Казани его знали хорошо: от своей матери Анастасии Нефёдовны он унаследовал родовые имения Кудрявцевых и нередко бывал в Казани и Каймарах, поддерживая ­отношения с казанскими масонами.
В 1786 году московские ложи были закрыты и на время приостановили свою деятельность. Арест Новикова в 1792 году нанёс сильный удар по масонскому движению. Екатерина II наказала масонов, участвовавших в «уловлении» наследника престола Павла Петровича (есть сведения о принятии его в масоны ещё в 1776 году). 
В самом конце восемнадцатого века в Казани составился литературный кружок Саввы Андреевича Москотильникова, члены которого были масонами. Он приехал в Казань в 1793 году уже масоном, и в октябре следующего года был «главою тамошних масонов». Переводчика Москотильникова, поэта Гавриила Петровича Каменева, учителя Ивана Ивановича Чернявского, историка Николая Сергеевича Арцыбышева, актёра Василия Родионовича Бобровского объединяли общие интересы — масонство и литература. Кружок этот сыграл значительную роль в культурной жизни Казани конца восемнадцатого — начала девятнадцатого века. С Иваном Владимировичем Лопухиным, известным публицистом и членом «Дружеского учёного общества» Новикова, «надзирателем для всех русских братьев», кружок Москотильникова поддерживал постоянные связи. Они стали ещё более тесными после того, как в 1797 году Лопухин побывал в Казани. К сожалению, мало что сохранилось от масонских бумаг Москотильникова, он их сжёг перед смертью. История не сохранила названия этой масонской организации и времени прекращения её работы. 

Бывший магистрат. Баумана, 3.

 

«Моё приказание — им закон»


В 1798 году Казань посетил Павел I. В 1796 году он освободил Новикова из ссылки, очень интересовался и судьбой Ивана Ивановича Панаева, пострадавшего по делу Новикова, но узнал, что Панаев умер в Перми в 1796 году.
Нет известий, встречался ли император с казанскими масонами, так как большинство документов об отношении Павла I к масонству было уничтожено после того, как он охладел к идеалам свободных каменщиков. Известно лишь, что для сыновей императора был подготовлен в Казани дом масона Чемесова. Возрождение лож в период царствования Павла I лишь показало, что русское общественное сознание к началу девятнадцатого века уже опередило масонскую «науку» и в ложах начало искать уже новое, политическое содержание. Из радикального течения русского масонства выросло движение декабристов. Немало масонов участвовали в Великой французской революции, деятели которой подхватили масонский девиз «Свобода, Равенство, Братство». На медали в память Бородинского сражения была изображена Лучезарная Дельта с Всевидящим Оком (в масонской символике означает пожелание успехов, символ энергии), она же изображена на фасаде Казанского собора. Масонский гимн «Коль славен наш господь в Сионе...» на слова Хераскова и музыку Бортнянского с 1866 по 1917 год исполняли куранты на Спасской башне Московского кремля. 
Из среды профессоров Казанского университета, сыгравших значительную роль в его истории, масонами были А. И. Арнгольдт, В. Ф. Берви, Е. В. Врангель, О. М. Ковалевский, И. А. Литтров, К. Ф. Фукс, Ф. И. Эрдман, Ф. Х. Эрдман.
Примечательный эпизод из масонской жизни описал Н. А. Мотовилов, окончивший Казанский университет в 1826 году и тогда же уехавший в своё имение в Симбирской губернии. Там он познакомился с князем Михаилом Петровичем Баратаевым. Семья Баратаевых была хорошо знакома казанцам ещё с конца восемнадцатого века. Родной дядя Михаила Петровича князь Семён Михайлович был казанским губернатором в 1789–1796 годах. Баратаевы имели в Казани большой дом, и Михаил Петрович из Симбирска нередко приезжал в Казань. В 1817 году он основал в Симбирске ложу «Ключ к Добродетели» и пригласил Мотовилова вступить в число масонов, уверяя, что если тот хочет иметь успех в государственной службе, то, не будучи масоном, не может того достигнуть ни под каким видом. Отказ Мотовилова привёл князя в ярость, и он поклялся, что тот никогда и ни в чём не будет иметь успеха, потому что сетями масонских связей опутана не только Россия, но и весь мир, и никогда он не попадёт ни на какую государственную должность, так как многие высшие чиновники и даже министр — подчинённые Баратаеву люди, ведь он Великий мастер «Иллюминатской Петербургской ложи». Последние слова Баратаева были: «Моё приказание — им закон». Так что карьеры Мотовилов не сделал, но и погубить его Баратаеву не удалось.

Казанский филиал Российской академии наук (перестроенный дом Баратаевых).

 

Посвящение в ложу


…Как известно, всё тайное ко­гда-нибудь становится явным. Обряд посвящения в ложу «Ключ к добродетели» стал известен из рассказов симбирских старожилов. В комнату, из которой испытуемый не мог выйти, явились двое одетых в длинные чёрные одежды масонов с обнажёнными кинжалами в руках, завязали ему глаза, увели в другое помещение и только там сняли повязку с глаз. Необычайно яркий свет от фонаря бил ему в лицо и ослеплял, над его головой двое масонов возвышали скрещённые лезвия, они были в мантиях и перчатках, чтобы не видно было их рук, державших одинаковые длинные кинжалы. По стенам сидели масоны, в середине комнаты стоял чёрный гроб, накрытый крышкой, на нём лежал такой же, как и у всех, кинжал, две скрещённых плечевых кости от скелета и череп. Молодого человека подвели к гробу, наклонили ему голову, все масоны встали со своих мест и скрестили свои кинжалы над его головой. Посвящаемый произносил клятву в верности обществу масонов по тексту записки, лежавшей на крышке гроба. У него было свободно от одежды колено правой ноги и разута ступня левой, обнажена левая сторона груди, шею обвивала верёвка. Из его правой руки тремя ударами кинжала один из членов ложи выпускал в сосуд столько крови, сколько требовалось. После этого его одели в чёрную мантию, в руку вложили такой же, как у всех присутствующих, кинжал. Другой масон кистью рисовал кровью портрет посвящаемого, и его немедленно вставили в рамку, покрыли чёрным флёром и повесили на стену, рядом с портретами всех других масонов. Нового собрата брали за руку особенным образом, так, что пальцы правой руки принимаемого касались первого сустава правой кисти принимающего, и затем изображался знак той степени, в которую он был принят. Каждый жест и каждое слово этого ритуала имели особое значение. 

Дом Фукса.


Символика масонов имела древние корни. К примеру, циркуль обозначал ­божественную мудрость, наугольник — разум, пентаграмма или пламенеющая пятиугольная звезда — знак учения. Масонские символы стали появляться в декоративном убранстве казанских зданий: магистрата, губернского правления, Чернояровского пассажа. 
Несмотря на запрещение, масонские ложи продолжали свою деятельность. В политической жизни России первых десятилетий двадцатого века масоны составляли либеральный лагерь, имели большинство в Государственной думе. Они сыграли решающую роль в победе Февральской революции 1917 года и сформировали Временное правительство, членом которого был казанец Иван Василь­евич Годнев. 
Сейчас в мире насчитывается более двух миллионов масонов.
Масонство — интересное явление истории человечества, оказавшее большое влияние на развитие мировой науки и культуры. Редко кто из выдающихся людей не принадлежал к этому обществу. Вот некоторые представители масонства: Ньютон, Моцарт, Вашингтон, Франклин, Вольтер, Гёте, Робеспьер, Черчилль, Боровиковский, Воронихин, Грибоедов, Жуковский, Карамзин, Кутузов, Ломоносов, Радищев, Суворов и многие другие. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев