Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

В благословенном краю не было чужих

Из открытого окна дома в центре Тифлиса слышится протяжная, грустная татарская песня. Прохожие останавливаются, прислушиваются к незнакомой мелодии… Это — знаменитый дом братьев Терегуловых. Но как они оказались здесь, вдали от родного края?

Семья Терегуловых в Закавказье

 

Из открытого окна дома в центре Тифлиса слышится протяжная, грустная татарская песня. Прохожие останавливаются, прислушиваются к незнакомой мелодии… Это — знаменитый дом братьев Терегуловых. Но как они оказались здесь, вдали от родного края?

Ибрагим и Хасан Терегуловы родились в Тамбовской губернии в семье­ лесопромышленника. В семидесятые годы девятна­дцатого столетия по приглашению наместника царя на Кавказе братья переехали в Тифлис.
Хасан, инженер‑строи­тель­, построил через реку Куру красивейший мост. Позже его стали называть «Воронцовским». Мост соединил центр с промышленными районами и играл важную роль в развитии экономики города. Сооружение прекрасно сохранилось до наших дней и стало одной из достопримечательностей Тбилиси.
Мост очень понравился губернатору. Он подарил Хасану Терегулову участок земли в центре города недалеко от своего дворца (потом это место станет частью проспекта Шота Руставели). Братья Терегуловы возвели там великолепный трёх­этаж­ный дом с мраморными колоннами. Со временем дом превратился в центр тюркской культуры, про­светительства и образования в Закавказье. Частыми гостями здесь бывали азербайджанцы Узеир Гаджибеков, Мехти Гаджибабабеков, Али Гасан, аварцы Муслим Магомаев (дед известного певца Муслима Магомаева), татарин Ханиф Терегулов и многие другие учащиеся Горийской учительской семинарии.
Сыновья местных чиновников, помещиков, аристократов часто брали в жёны татарок. Кавказских татар (так в девятна­дцатом веке называли азербайджанцев) татарские красавицы привлекали ещё и образованностью, свободолюбием в сочетании со скромностью и трудолюбием. Немаловажную роль играла принадлежность к единой вере и схожесть языков.
Трудно переоценить роль татар в просвещении мусульманских народов Закавказья в конце девятна­дцатого и начале два­дцатого века. Особое место в этом принадлежит семье­ Терегуловых.
Ибрагим и Хасан Терегуловы стали одними из первых про­светителей на Кавказе. Среди их детей — преподаватели, композиторы, музыканты, артисты… Братья не забывали о своих корнях, сумели привить детям любовь к татарскому языку, традициям, культуре. Они гордились своим происхождением, своей родиной, часто вспоминали Ка­зань, отмечали все мусульманские праздники, посещали мечети, были щедрыми благотворителями.
Дочери Ибрагима Терегулова Рахиля и Хадиджа окончили в Тифлисе женскую гимназию Святой Нины и вышли замуж за выпускников Горийской учительской семинарии. Первая — за известного азербайджанского про­светителя Мехти бека Гаджибабабекова, вторая — за Али Гасана, преподавателя и скрипача оркестра те­атра оперы и балета.
Рахиля стала преподавать в Тагиевской Первой русско‑мусульманской женской школе Баку (там учительствовала ещё одна известная татарка — Зейнеб Акимбетова). Ей во многом обязана становлением 3‑я Бакинская русско‑татарская женская школа, в которой она работала вначале преподавателем, а с 1910 года — директором. Объединив талантливых, творчески мыслящих учителей, она намного улучшила качество обу­чения, и в 1913 году школа была преобразована в двухступенчатую, а её выпускницы стали получать свидетельства с правом преподавания. Школа действовала до 1920 года и воспитала сотни девушек, среди которых было немало татарок.

Воронцовский мост в Тбилиси


Рахиля была неравнодушной ко всему, что происходило в городе. Восьмого декабря 1906 года, пишет газета «Каспий», прошло собрание почётных мусульманок Баку, которые решили помочь голодающим мусульманам Елисаветпольской и Казанской губерний. «Здесь же был организован «Мусульманский дамский комитет» по сбору пожертвований. Председателем комитета была избрана Сона Тагиева, а заместителями — Амина Батыршина, Рахиля Терегулова и М. Сулькевич… Они же внесли первые взносы в помощь голодающим…». Все заместители председателя были девушки татарского происхождения.
В 1918 году отмечалось пятна­дцати­летие педагогической деятельности Рахили Терегуловой. Благодарные родители и выпускницы написали ей: «Мы, Ваши бывшие ученицы, а сейчас — коллеги и последователи, высоко оцениваем Ваш вклад перед мусульманским народом и просим у Всевышнего для Вас здоровья, исполнения всех желаний. Живите долгие годы!».
Умерла Рахиля Терегулова в возрасте семидесяти двух лет.
У Хасана было девять детей: сыновья Ханиф, Рамазан, Али и дочери Малика, Бадигюлджамал, Мариам, Хусниджамал, Амина и Фатима.

Азербайджанская государственная филармония


Наиболее известным среди сыновей был Ханиф. Он окончил Горийскую учительскую семинарию, учительствовал в школах Эриванской губернии, в Баку. Во время Первой русской революции он участвовал в работе прогрессивной организации «Гуммет». Обладая красивым баритоном, исполнял главные роли в Азербайджанском теа­тре оперы и балета.
Трое сестёр Ханифа связали свою жизнь с выпускниками Горийской учительской семинарии, друзьями брата. Малика вышла замуж за Узеира Гаджибекова, основоположника классической оперы в Азербайджане. Бадигюлджамал — за Муслима Магомаева, известного азербайджанского композитора, Мариам — за Гибада Касимова, также известного музыковеда.
Все три сестры переехали в Баку. Эти интеллигентные, образованные женщины прошли трудный жизненный путь, вдохновляя своих мужей на творчество, поддерживая их в сложные времена. Не ограничиваясь только семь­ёй, они занимались просвещением тюркских женщин. Среди них особенно выделялась Мариам. Она окончила в Тифлисе Первую женскую гимназию и стала учительницей. Переехав в Баку, преподавала русский язык и арифметику в 3‑й русско‑татарской женской школе. Тонкий ценитель музыки, она воспитывала любовь к ней у своих учениц, создала хор девочек. В то время это было исключительным событием, не все одобряли начинание. Но хор продолжал существовать, более того, многие хористки потом стали профессио­нальными оперными и эстрадными певицами.
Мариам‑ханум часто собирала любителей музыки, среди которых были и родители школьниц, сама садилась за фортепиано.
Особое место в истории развития музыкальной культуры принадлежит семейной паре Гаджибековых‑Терегуловых. Ко­гда они поженились, Малике было семна­дцать, а Узеиру — два­дцать пять. Эта была обаятельная, милая супружеская пара.
Узеир Гаджибеков был не только основоположником азербайджанского оперного искусства, но и талантливым драматургом, пуб­лицистом, педагогом и общественным деятелем. Его творчество сыграло большую роль в зарождении профессио­нальной музыкальной культуры ряда народов тюркского происхождения. В его постановках участвовали по­чти все члены одарённой музыкальной семьи Терегуловых, талантливые родственники и друзья, композитор Муслим Магомаев, семинарские товарищи.
В 1911 году, оставив жену на попечение родителей, Гаджибеков уехал в Москву, где занимался на частных курсах при филармонии. Но из‑за нехватки денег был вынужден прервать учёбу и вернуться в Баку.
В 1913 году он вновь по­ехал учиться, но уже в Петербургскую консерваторию. Вместе с супругом едет и Малика. Помимо учёбы Узеир посещает концерты и оперные спектакли. Деньги, которые ему дали родители, быстро кончаются, и вновь пришлось задуматься о прекращении учёбы. То­гда Малика, которой было только два­дцать лет, связывается с татарской диаспорой в Петербурге. Ей находят место учительницы в русско‑татарской школе, и материальное положение семьи улучшается.
В Петербурге Узеир пишет свою лучшую музыкальную комедию «Аршин мал алан», которая имела международный успех. За экранизацию этой комедии её создатели и автор музыки в числе первых были удостоены в 1945 году Государственной премии СССР.
Первой слушательницей его музыкальных творений была жена. И он часто говорил друзьям, многочисленным родственникам: «Без Малики‑ханум не было бы Узеира‑композитора!»
Не без влияния супруги Гаджибеков становится поборником раскрепощения азербайджанской женщины и создаёт целую галерею художественных образов женщин, борющихся за своё человеческое счастье.
К сожалению, семья Гаджибековых была бездетной. Утешение они находили в том, что помогали воспитывать детей родственников.
А вот в семье­ Магомаевых родились двое сыновей — Джамаладдин и Магомед. Джамаладдин стал заместителем председателя Совета министров Азербайджанской ССР, исполнял обязанности постоянного представителя респуб­лики в Москве. Магомед был те­атральным художником, он погиб в годы Великой Оте­че­ственной вой­ны. Его сын — известный певец, народный артист СССР Муслим Магомаев.
Бадигюлджамал свято соблюдала татарские обычаи, традиции, отмечала праздники, любила готовить татарские на­цио­наль­ные блюда. Муслим вместе с детьми Джамаладдина любил бывать у своей любимой и гостеприимной бабушки. «Мы с нетерпением ждали татарских праздников,— вспоминал он.— В эти дни мы были почётными гостями бабушки Бадигюлджамал и ели вкусные перемячи, чак‑чак и эчпочмаки»…


Средний сын Хасана Рамазан многие годы был проректором Азербайджанского медицинского института.
Невестки в семье­ Терегуловых также занимались просвещением. Супруга Рамазана Фатима (кстати, аварка по на­цио­наль­ности) была сельской учительницей. После переезда в Тифлис она руководила детским домом, организованным благотворительным обществом женщин‑мусульманок Кавказа. В Первую мировую войну находила детей‑сирот и устраивала их в детский дом.
После переезда в Баку Фатима Терегулова работала воспитателем в детском доме, а с 1936 года до конца жизни была директором детского сада при Центральном женском клубе имени Али Байрамова.
В этой дружной семье­ было двое сыновей и трое дочерей. Новое поколение выбирало новые профессии. Среди Терегуловых появились врачи, деятели искусств, продюсеры, бухгалтеры‑аудиторы, дикторы.
Дочери Рамазана Лейла и Алия за большой вклад в развитие искусства были удостоены почетных званий Азербайджанской ССР.
Каждое утро по радио слышали красивый бархатный голос одной из первых дикторов Азербайджанского радио Лейлы Терегуловой: «Внимание! Говорит Баку!» На радио она пришла сразу же по окончании исторического факультета восточного отделения Азербайджанского государственного университета. В годы Великой Оте­че­ственной вой­ны работала заместителем директора Азербайджанской государственной филармонии, формировала бригады артистов и вместе с ними выезжала выступать в прифронтовую полосу.
Её муж Гаджи Бабаев долгое время был заместителем министра лёгкой промышленности Азербайджана. Их дочери Эльмира и Лала стали врачами.
Алия Терегулова тоже оставила след в истории музыкальной культуры. Она была первой исполнительницей главной партии оперы Муслима Магомаева «Наргиз».
Средняя дочь Рамазана Джамиля трудилась врачом в Москве и Баку. Её дочь Джаннет долго работала в Кремлёвской больнице в Москве.
Дочь Эльмиры Гюляра работала аудитором на фирме, а внук Алии Рауф Атамалибеков — известный в России продюсер.
Се­го­дня этот славный род замыкают две прекрасные внучки Эльмиры — Лейла и Айдан Шахвалиевы‑Терегуловы. Это уже пятое поколение, которое с гордостью называет себя татарами.

Биктимирова Тамина Ахметовна — кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры Респуб­лики Татарстан.
Перевод с татарского Гаухар Хасановой.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев