Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Входной билет в киноиндустрию

Элеонора РЫЛОВА рассказала, что стало мотивом к созданию «Булгарии», как получить входной билет в киноиндустрию, что нужно для развития татарстанского кино и как дать «зелёный свет» молодым авторам.

Дебютный сценарий, ставший победителем первого открытого Республиканского конкурса киносценариев, объявленного Министерством культуры Республики Татарстан, подтолкнул известного казанского журналиста всерьёз заняться сценаристикой. Сейчас она пишет сценарии для крупных российских компаний.

Элеонора РЫЛОВА рассказала, что стало мотивом к созданию «Булгарии», как получить входной билет в киноиндустрию, что нужно для развития татарстанского кино и как дать «зелёный свет» молодым авторам.

— Почему вы взялись именно за тему «Булгарии»?

 

— Полагаю, нет человека, которого не потрясла бы трагедия затонувшего возле Камского Устья теплохода. 122 погибших, в их числе 28 детей и пять беременных женщин… Но толчком к написанию сценария стало не это. 1 сентября я отводила дочку в первый класс. Знаменательный день, торжественная обстановка, кругом улыбающиеся и взволнованные лица, и шокирующее объявление в траурной рамке на воротах школы. Девочка возраста моей дочки погибла во время круиза на теплоходе «Булгария», а она в этот день должна была быть рядом с нами. Трагедия оказалась так близко, что я долго не могла успокоиться.

Потом был суд, во время которого его участники путались в показаниях, возникали новые версии, всплывали неизвестные доселе факты. Его подробно ­освещали местные СМИ, и я, как профессио­нальный журналист и наблюдательный человек, видела все нестыковки и разночтения. Сначала из любопытства, а потом, более втягиваясь в процесс, я перечитала всё, что было в открытом доступе по этой теме, и поняла, что это готовый сюжет для художественного произведения. Я не взяла на себя смелость написать роман, потому как для этого нужно быть непосредственным участником произошедшего. Жанр сценария, как мне показалось, позволил бы рассказать об узловых моментах, которые случились до и после трагедии «Булгарии», без концентрации на деталях, знакомых только очевидцам.

— Имели ли вы опыт написания сценариев до «Булгарии»?

 

— В том-то и дело, что нет, если не считать детских постановок, которые я делала в школе моей дочери. Поэтому мне пришлось залезть в интернет и изучить «матчасть».

 

— Сколько времени ушло на написание сценария?

 

— На удивление, написала я его очень быстро — всего за шесть месяцев. Но и занималась я этим каждый день. Так получилось, что мне удавалось совмещать творчество с моей основной работой.

— Какая судьба ожидала вашу историю в дальнейшем?

 

— Сценарий долгое время пылился на полке, поскольку это был мой первый опыт. Я не знала многих профессиональных аспектов его написания, вплоть до того, что не имела понятия, правильно ли оформила работу.

Я решила дать почитать «Булгарию» своим друзьям и знакомым, которые связаны с журналистикой и сферой киноиндустрии. Следуя их советам, рискнула предложить сценарий нескольким студиям. Ответ мне пришёл лишь из одной. Фильм оказался высокобюджетным, и возможности снять его не было. Больше я не старалась его продвигать. Хотя сценарием заинтересовалась одна крупная продюсерская компания, но в итоге всё же не взяла его в работу. Они снимают в основном ситкомы и ромкомы и поэтому оказались не готовы к «серьёзному» кино.

Через какое-то время я узнала, что Министерство культуры Республики Татарстан объявило первый открытый республиканский конкурс на создание кино­сценариев. Моя работа подходила под его критерии, и я отправила её. Итоги конкурса были подведены с задержкой в несколько месяцев, и я посчитала, что его отменили в силу слабости присланных работ, и забыла о нём.

 

— Были ли вы удивлены своей победой?

 

— Конечно, это было неожиданно, потому что на конкурс было прислано много работ. Но главным для меня оказалась не столько победа, сколько сам факт того, что мой дебют в сценаристике был высоко отмечен.

 

— Кто является главным героем в этой истории?

 

— Прообразом главной героини стало реальное лицо — субарендатор теплохода «Булгария» Светлана Инякина, которую в своей работе я назвала Еленой. Основа сюжета — противоборство двух женщин: Елены и её антагониста — журналистки Агнии, которая с семьёй отправляется в круиз. Обе они небезгрешны и обе сталкиваются с нравственным выбором. Спасшаяся, но потерявшая близких журналистка, которой движет чувство мести, решает отравить человека, по её мнению, виновного в трагедии. И только осознание того, что её оппонент наказан и раздавлен, а к катастрофе привела целая цепочка обстоятельств и не во всех из них виновата Елена, останавливает её у крайней черты.

 

— Про ваш сценарий один из членов жюри, бывший директор «Татаркино» Владимир Батраков говорил: «Это великолепный сценарий! Настоящий «Титаник». Продолжили ли вы заниматься сценаристикой после «Булгарии»»?

 

— Как раз «Булгария» подвигла меня к желанию совершенствоваться в этом жанре. Я остро поняла, что мне не хватает теоретических знаний — ведь писала я, в большинстве своём, по наитию.

На казанском форуме «Время кино» я познакомилась с руководителем сценарно-продюсерской компании «Metadrama» Натальей Ворошиловой, которая набирала курс в свою жанровую лабораторию «Dramakit.pro». За два года обучения на этих курсах мы прослушали лекции ведущих педагогов ВГИКа, сценаристов-практиков и действующих редакторов. В «Metadramа» мы занимались не только собственными проектами, но и групповыми разработками.

Работать в команде, с одной стороны — проще, а с другой — сложнее. То, что трудно придумать одному, покоряется совместным мозговым штурмом. А сложно, потому что у каждого — свои видение и стиль, а необходимо прийти к одному знаменателю. Зато это бесценный опыт, потому как сейчас многие сериалы пишутся в сценарных комнатах командой авторов. И главное, я нашла соавтора, которая живёт в Сибири. Вряд ли наши пути когда-нибудь бы пересеклись, если бы мы не оказались в «Metadrama».

 

— Были ли ваши последующие сценарии выкуплены киностудиями?

 

— Да, наша группа выиграла конкурс, объявленный «Союзмультфильмом» на создание мультсериала с главными героями-талисманами ГТО. Этот проект патронирует Министерство спорта России и главная его цель — пропаганда здорового образа жизни. Мы создали концепцию, библию персонажей, разработали сюжетную линию и написали несколько серий. Кстати, это был мой первый гонорар за сценарную работу.

Сейчас мы сотрудничаем с анимационной студией «100 киловатт», которая делает контент для телеканала «Россия». Я написала несколько серий к популярным мульт-сериалам «Ник‑изобретатель» и «Волшебная кухня». Ещё мы работаем над веб-сериалом «Даркнет. Мышеловка», режиссёр которого будет питчинговать его на различных конкурсах. И, конечно, в моём портфолио есть несколько работ, которые ждут своего часа.

 

— Как вы считаете, что необходимо для развития киноиндустрии в Татарстане?

 

— Входной билет в киноиндустрию занимает несколько лет. Каким бы гениальным не был автор, без фильмографии с ним никто не будет разговаривать всерьёз. Получается замкнутый круг. Мало кто готов прорываться годами. Кроме того, очень многое зависит от удачи и связей. Поэтому редко какому сценаристу из провинции улыбается удача попасть в «большое кино».

Конечно же, Татарстану необходима своя киностудия, хотя это достаточно затратное мероприятие. Только так у нас появятся свои сценаристы и режиссёры. То, что мы имеем сейчас — это либо профессионалы старой школы, когда‑то отучившиеся и имеющие связи в Москве, либо зелёная молодёжь, которая пробивает себе дорогу на питчингах или самостоятельно находит спонсоров. В любом случае — это единичные проекты. А нужен поток, и только тогда могут появиться стоящие работы.

Самое главное, что будет способствовать развитию татарстанской киношколы — не замыкать её в узких национальных рамках, как у нас пытаются это сделать. Качественное кино должно быть не только татароязычным. Чтобы молодые авторы не уезжали в Москву, им нужно дать возможность реализовать себя здесь. Ситкомы и экранизации на татарском языке для канала ТНВ — это, безусловно, хорошо, с чего-то надо начинать, но это не способствует развитию киноиндустрии в широком понимании. Нам нужно пробовать работать в разных жанрах и привлекать различных авторов. В этом плане я положительно смотрю на систему рибейта, которая поможет нам воспитывать местные кадры, сделать Татарстан одним из мест, где можно и нужно снимать кино.

Элеонора РЫЛОВА окончила факультет журналистики Московского государственного университета. Много лет работает в журналистике. Была директором Волжско-Камского представительства «Российской газеты», контент-редактором РБК‑Татарстан, работала редактором отдела и замредактора в таких изданиях, как «Вечерняя Казань», «Казанское время», «Газета Daily», главным редактором научно-практического журнала «Антинарк» и сайта antinarc.ru.

В качестве автора и соавтора выпустила ряд документальных и художественных сборников, в том числе российскую антинаркотическую энциклопедию «Общество против наркотиков», альманах литературных произведений журналистов Казани «Когда падёт последний бастион» и другие.

Лауреат многих журналистских конкурсов. В 2016 году стала победителем первого открытого республиканского конкурса киносценариев Министерства культуры РТ в номинации ­«Лучший киносценарий полнометражного игрового фильма».

Фото Юлии Калининой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев