+4°C
USD 76,46 ₽
  • 15 октября 2020 - 12:31
    Осенняя Казань А вы знаете, где в нашем городе есть такое необычное место?
    347
    0
    0
Реклама
Архив новостей

Возвращение к жизни

Журнал "Казань", № 8, 2015
Светлана Ахметовна Мамлеева - главный реставратор института «Татинвестгражданпроект». Член‑корреспондент Академии архитектурного наследия, заслуженный архитектор Республики Татарстан. По её проектам были реставрированы оборонительные сооружения Казанского кремля, здания Национального музея Республики Татарстан, бывшего Архиерейского дома и ряд других объектов.
По её проектам также построены Детский культурный центр «Экият», парк 1000‑летия Казани (ограда и входные узлы).
В Казани уже третий год ведётся реставрация двух крупных, исторически очень значимых для города храмов. Галеевская мечеть в Старо‑Татарской слободе и церковь Сошествия Святого Духа в Суконной слободе возвращаются к жизни казанскими специалистами. Эта работа не только олицетворяет собой мир и взаимное уважение на земле Татарстана, но и справедливо ставит на место градостроительные доминанты в исторической застройке. Двадцатый век сильно видоизменил архитектурно и мечеть, и церковь. Возвращение к жизни обоих зданий требует от реставраторов особого внимания к архивам. Об этапах ремонтно‑реставрационных работ рассказывает главный реставратор института «Татинвестгражданпроект» Светлана МАМЛЕЕВА.
Галеевская мечеть
Новое использование. Восстановление первоначальной функции - религиозный комплекс.
Участок. Комплекс расположен на территории Старо‑Татарской слободы, на пересечении улиц Тукая и Парижской Коммуны, и включает в себя Галеевскую мечеть, здание омовения (новое строительство), каменный двухэтажный Дом Галеева, каменную ограду и административное здание (новое строительство).
История. Галеевская мечеть была построена в 1798 году на средства Мусы Мамяши, выходца из деревни Серда (ныне Сабинский район). Соборная мечеть, вторая по значимости после мечети Марджани, составляла приход Сенного базара - центра торговой и общественной жизни Татарской слободы. Двухэтажное каменное здание традиционно разделялось на вестибюльную и храмовую части. С 1810 года имамом был крупный учёный - богослов Сагитт бин Ахмед, который учредил здесь приходское медресе. В 1814 году муллой мечети был избран его сын Габдесаттар Сагитов, ещё один сын помогал в руководстве медресе. В 1831 году все трое умерли от холеры, а имамом мечети стал младший сын.
В 1882 году на средства купца 2‑й гильдии Ибрагима Уразаева по проекту архитектора Петра Романова здание мечети было расширено за счёт пристройки с южной стороны здания.
Имамом мечети в этот период был избран Галимджан Галеев (Баруди). Вместе с отцом они создали при мечети новометодное медресе «Мухаммадия», которое существует и поныне (улица Тукая, 34). В 1897 году на средства купцов 2‑й гильдии Мхуаметзяна Галеева и Измаила Иманкулова мечеть вновь расширили как с северной, так и с южной стороны. В тот же период построили каменную ограду с коваными металлическими воротами. Также по проекту архитектора Петра Романова было перестроено одно­этаж­ное здание Дома Галеевых, соседствующее с мечетью с середины XIX века. Здание было расширено и надстроено вторым этажом. В 1912 году сыном Галеева здание было вновь перестроено: изменена планировка, расширены оконные проёмы.
В советское время мечеть и медресе закрыли, в 1930‑х годах были разобраны минарет мечети и главка, а в здании разместилась гостиница. В 1992 году здание мечети возвращено верующим. С 1998 года в её стенах разместился Российский Исламский университет. До 2014 года там располагалось женское общежитие медресе.
Характер. Здание мечети построено в стиле раннего классицизма конца XVIII века и состоит из нескольких разновременных объёмов, которые выдержаны в стилевом единстве с основным зданием мечети (средняя часть). В северной части расположена вестибюльная группа. И основной объём, и пристрои покрыты высокой двускатной кровлей, в центре возвышался восьмигранный трёхъярусный минарет (утрачен), со стороны южного фасада сохранилось основание восьмигранной главки (утрачена). Фасады рустованы на уровне первого этажа, на уровне второго этажа располагаются высокие окна молитвенных залов, обрамлённые сандриками и наличниками.
Главный вход, расположенный с торца пристроя, заложен, вход в здание осуществляется со стороны восточного фасада. Из вестибюльной группы по бетонной (поздней) лестнице (каменная трёхмаршевая лестница конца XIX века утрачена) можно попасть в трёхзальное помещение второго этажа. Мощная центральная поперечная стена служит основанием для минарета, в её толще расположены две симметричные узкие лестницы, ведущие на минарет.
Проводимая работа.
В 2014 году по проекту фирмы «Камея» (архитектор Рания Раимова) и института «Татинвестгражданпроект» была начата реставрация здания Галеевской мечети. Ведутся ремонтно‑реставрационные работы с приспособлением здания под его первоначальную функцию - мечеть. Предполагаются реставрация, восстановление и приспособление всего комплекса Галеевской мечети. Реставрация здания мечети с воссозданием утраченных минарета и главки, воссоздание каменной ограды с металлическим кованым заполнением и воротами, приспособлением бывшего Дома Галеева под административные помещения и кафе, строительство здания омовения в рамках регенерации исторической застройки, а также строительство нового административного здания - резиденции муфтия Республики Татарстан. Основные конструкции здания мечети находились в хорошем состоянии, были выполнены работы по укреплению и усилению фундаментов, конструкций кирпичных стен и сводов. Выполнены работы по восстановлению утраченных минаретов и главки. Полностью заменена кровля со стропильной системой. Заменены оконные заполнения. Восстановлен первоначальный вход в мечеть со стороны торцевого (северного) фасада. Восстановлена историческая трёхмаршевая лестница в северном пристрое. На стенах молельных залов восстанавливаются лепнина и роспись. Подлинная сохранившаяся роспись и профили в молельном зале подлежат консервации и реставрации в виде зондажей. Все металлические изделия (навесы, секции ограды, ворота) изготавливаются в одном стиле с утраченной калиткой по сохранившимся архивным фотографиям.
На территории мечети ведутся работы по строительству здания омовения.
На Доме Галеева ведутся ремонтно‑реставрационные работы. Параллельно ведутся работы по строительству нового здания для резиденции муфтия Республики Татарстан, примыкающего к Дому Галеева. Это трёхэтажное здание расположено в глубине двора, своими фасадами поддерживает композицию фасадов самого Дома Галеева.
Благоустраивается прилегающая территория с понижением уровня грунта и восстановлением утраченной ограды с воротами и калитками.
Функциональное использование. Галеевская мечеть - первый этаж: молельный зал для женщин, зал для обрядов, помещение имама; второй этаж: молельные залы для мужчин. Бывший Дом Галеева - первый этаж: кафе, второй и третий этаж: административные помещения. Здание омовения - помещения омовения для мужчин и женщин. Административное здание - административные помещения с конференц‑залом.
Церковь Сошествия Святого Духа
Новое использование. Восстановление первоначальной функции - религиозный храмовый комплекс.
Участок. Комплекс храма расположен на территории Суконной слободы, на пересечении улиц Туфана Миннуллина и Петербургской и включает в себя Духосошественскую церковь, каменный двухэтажный дом священнослужителей, каменную ограду (утрачена) и часовню (утрачена).
История. Церковь Сошествия Святого Духа была возведена в 1731 году (освящена в 1735‑м) на средства одной из самых богатых семейств Казани - Михляевых, владельцев суконной мануфактуры. Церковь являлась одним из самых крупных приходов, который объединял до четырёх тысяч верующих, в основном жителей Суконной слободы и рабочих мануфактуры.
Это было прямоугольное в плане здание, четверик храма был перекрыт куполом с главкой на круглом барабане. С западной стороны на уровне второго этажа располагалась открытая галерея. Колокольня являлась отдельным объёмом, расположенным с юго‑западной стороны от церкви с ведущим к ней переходом, в котором располагалась лестница. Стены молельного зала второго этажа были расписаны. В нишах на боковом фасаде здания также была роспись.
В 1832 - 1833 годах храм был перестроен и расширен, на месте галереи был сделан Харлампиевский придел, выполнены окна и сделаны росписи.
В 1869 году по проекту архитектора Петра Аникина храм вновь был перестроен: пристроен объём с каменной лестницей и со входом, обращённым на улицу Мостовую (ныне улица Туфана Миннуллина), на территории выстраиваются каменные службы взамен деревянных. В 1889 году вокруг церкви возводится каменная ограда с металлическими коваными решётками и воротами, а также каменная одноэтажная лавка.
В 1891 году суконная фабрика прекратила свою работу, Духосошественская церковь стала городской. Рядом с ней выстраивается двух­этажный каменный дом для священнослужителей, а также пятиглавая часовня в русско‑византийском стиле по проекту епархиального архитектора Фёдора Малиновского. По его же проекту с южной стороны церкви выстраивается двухэтажный пристрой, в котором размещаются хозяйственные помещения. После революции 1917 года храм ещё продолжал функционировать, но уже шла травля священства. 7 марта 1930 года Президиум ТЦИКа постановил ликвидировать церковь, храм приспособили под клуб. В 1959 году второй этаж выделили под театр кукол, на первом этаже располагались квартиры. Уже в 70‑х годах жильцов расселили, и театр стал полноправным хозяином здания. К этому времени уже были утрачены верхняя часть колокольни, каменная ограда, главка над куполом, а также пятиглавая часовня. Интерьеры храма с росписью и алтарём были также полностью утрачены.
В 2012 году здание храма возвращено верующим и передано Русской православной церкви.
Характер. Здание церкви построено в барочном стиле и состоит из нескольких разновременных объёмов. Высокий четверик храма перекрыт куполом, главка на круглом барабане утрачена. С северо‑восточной стороны расположены четыре апсиды, с юго‑западной стороны расположены сохранившиеся два яруса колокольни. Главный вход в здание церкви осуществлялся через три арочных проёма со стороны улицы Туфана Миннуллина (бывшей Луковского), два из которых пробиты на месте арочных окон. На второй этаж вела лестница, расположенная на месте бывшего алтаря.
Проводимая работа.
В 2014 году по эскизному проекту студента Казанского государственного архитектурно‑строительного университета Степана Новикова и проекту института «Татинвестгражданпроект» была начата реставрация здания Духосошественского храма. В процессе демонтажа поздних перегородок, лестниц, отбивки поздней штукатурки раскрылись подлинные интерьеры храма. Каменная лестница с чугунными ступенями, помещения первого этажа, перекрытые сводами, два молельных зала второго этажа, первоначальные проёмы с сохранившимися в них купчатыми металлическими решётками, фрагменты белокаменного пола (предположительно начала XVIII века), а также фрагменты напольной бетонной плитки с цветным полимерным покрытием (предположительно 1930‑х годов). Ведутся ремонтно‑реставрационные работы с восстановлением первоначальных функций здания. Предполагаются реставрация, восстановление и приспособление всего комплекса Духосошественского храма: реставрация церкви с воссозданием утраченной колокольни и входной группы, воссоздание каменной ограды с металлическим кованым заполнением и воротами.
Бывший дом священнослужителей уже отдан под церковно‑приходскую школу. Также надеемся на восстановление утраченной часовни.
Основные конструкции здания находились в хорошем состоянии, были выполнены работы по укреплению и усилению фундаментов, конструкций кирпичных стен и сводов. Полностью заменена кровля со стропильной системой, заменено покрытие кровли купола церкви, на куполе восстановлена главка на круглом барабане и крест, восстановлена малая главка над апсидами. Проведены работы по воссозданию утраченных ярусов колокольни с небольшой главкой и крестом. Восстанавливается первоначальный вход в церковь, представляющий собой высокое крыльцо с массивными двупольными металлическими дверями и восстановлением утраченного аттика над входом с главкой. Проведены работы по внутренней отделке стен с подготовкой их под роспись.
Сохранившиеся подлинные фрагменты белокаменных полов, напольной бетонной плитки и чугунные ступени подлежат консервации и реставрации, останутся в интерьерах в виде зондажей. Выполнена покраска фасадов здания церкви.
Функциональное использование. Духосошественская церковь - первый этаж: трапезная, лавка, баптистерий, комнаты священнослужителей; второй этаж: придел Сошествия Cвятого Духа на апостолов и придел во имя священномученика Харлампия. Бывший Дом священнослужителей - церковно‑приходская школа.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: