Волшебство папиной гримёрки
Мой папа — Эдуард Трескин — расхаживал по комнате с нотами в руках и пел. Иногда он подходил к пианино, брал аккорд — один, другой, как бы вдохновляясь, и продолжал петь. Я слушала эти звуки, слишком громкие для нашей комнаты, но никогда не пугалась. И даже могла заснуть под арию. А иногда подпевала ему: «Фииииигаро!»
С родителями в гримёрке. Эдуард Трескин в образе Жермона («Травиата»). Фото Фарита Губаева
Театр начинался дома
Полина ОЛЬДЕНБУРГ,
режиссёр
Мой папа — Эдуард Трескин — расхаживал по комнате с нотами в руках и пел. Иногда он подходил к пианино, брал аккорд — один, другой, как бы вдохновляясь, и продолжал петь.
Я слушала эти звуки, слишком громкие для нашей комнаты, но никогда не пугалась. И даже могла заснуть под арию. А иногда подпевала ему: «Фииииигаро!»
Фото Антона Костюка
Я вспоминаю, как папа заворачивал меня в пуховый платок и даже, кажется, в одеяло и нёс куда-то через снежную Казань, через метель, куда-то в недра огромного белого дворца, имя которому было — Театр.
И вот я уже бегу по просторным его коридорам и заглядываю в гримёрки... В одной из них прекрасная принцесса пудрит нос, в другой — вроде солдат и какой-то король, а вот и мой папа переодевается в очень красивый, переливающийся золотом и серебром костюм и лакированные туфли. Мой папа — Тореадор. Я обожаю, когда папа репетирует дома его песню, и пою вместе с ним: «Тореадор, смелее в бой!»
И, конечно, я уже достаточно большая, чтобы понять смысл интриги.
Жила-была себе цыганка, влюбилась в солдата, он помог ей сбежать из тюрьмы, и всё бы ничего, но тут появляется мой папа, который самый смелый и самый красивый. Завалил быка, вскочил на стол. Спел как Бог. Ну, как тут не влюбиться!
Конечно, Кармен и забыла своего Хозе. Жаль только, что тот её убил.
Примерно так я и объясняла себе сюжет оперы Бизе.
Но самая любимая была — «Травиата». Папа пудрил волосы, чтобы выглядеть старше. Он играл отца главного героя, который был ему ровесником в жизни. Театр, такой театр.
А ещё у папы был друг — солист балета. И были они похожи, как братья. А если смотреть из зала, то в «Лебедином озере» можно было заподозрить моего папу в роли Принца, хотя на самом деле танцевал дядя Виталик.
Однажды к папе подошли поклонницы, чтобы взять автограф, и протянули для подписи программку балета. Это было смешно!
А я думала, отчего в балете не поют? Скучно же без текста. Танцуешь-танцуешь... а что хотел сказать конкретно — поди, догадайся.
Любила я и детские спектакли, хотя разницы между ними и «взрослыми» для меня не было. Папа играл Кота в сапогах: в чёрном длинноволосом парике, ботфортах, красивой мушкетёрской шляпе и — с усиками. Он пел балладу, убегал от погони, сражался с Людоедом и побеждал.
Меня за кулисами любили — как всякого театрального ребёнка. Давали подержать шпагу, примерить расшитый блёстками плащ, посидеть на царском троне из «Бориса Годунова».
Я абсолютно веровала в чудо Театра. Однажды ещё совсем маленькой я сидела у папы на коленях и смотрела телевизор. Там показывали концерт, в котором пел и папа. Когда он появился на экране, я была обескуражена: вот папа, который держит меня на руках, а вот он же на экране.
«Так бывает, доченька, — улыбнулся папа. — Это телевидение так делает».
Раз папа сказал — так бывает, то так оно и есть.
Однажды на детском спектакле я сидела в ложе рядом с папой. Я уже видела эту сказку с участием папы — там все артисты играли в масках. А сейчас он тихонько спрашивал меня, указывая на персонажа: «Кто это?»
И я отвечала: «Кошечка... свинка... козлик... петушок...»
Папа указал на артиста в маске (это был папин дублёр): «А это кто?»
И я без сомнений ответила: «Ты!»
Ну, если волшебное раздвоение человека может устроить телевидение, то театр и подавно может — так, наверное, думала я.
А потом мы уехали жить в Прагу. Надолго. Пражский театр был тоже красив и величественен. Немного холоден, но вскоре тоже — вполне родной.
Каждый день после школы я ехала в театр, чтобы смотреть «Бал-маскарад», «Риголетто», «Травиату», «Трубадур» или «Сказки Гофмана». Здесь у папы был огромный речитатив на французском, который я тоже почти выучила, когда папа громко повторял свою роль дома. Помню, как целыми днями он сидел с клавирами, где жёлтым маркером была выделена его партия. Текста было такое море, что я с трудом понимала, как это можно запомнить. Да ещё и на чужом языке. Как говорится — на языке оригинала. А значит, на французском, немецком, чешском и итальянском.
«Риголетто» — это особый случай. Папа пел заглавную партию — придворного шута, который защищал свою дочку. И такая там творилась несправедливость, что мне, порою, хотелось выскочить на сцену и всех злодеев огреть чем‑нибудь тяжёлым.
Кстати, в одном из моих навязчивых снов примерно так и происходило. Только мне нужно было спеть за папу его арию. И вот я стою на сцене, в глаза светят огни рампы, оркестр играет вступление, а я судорожно вспоминаю папины домашние репетиции. Как там было? «Miei signori... perdono, pietate...»
И я просыпалась в холодном поту.
А ещё была «Летучая мышь». Она традиционно шла в рождественские праздники и даже в Новый год. Ровно трижды мы отмечали его так — мы с мамой в зале, а папа на сцене. Минут за пять до боя курантов действие останавливалось, артисты выходили на авансцену, пели знаменитую «Застольную» из «Травиаты» с бокалами шампанского и снова возвращались в образы штраусовских героев. Зрителям, кстати, тоже разносили шампанское, и все звенели бокалами, становясь на несколько мгновений одной большой семьёй.
Гримёрка в Государственной опере Праги пахла так же, как и папина казанская. Гримом, костюмами, папиным одеколоном, мамиными духами, паркетом и пианино. Чем же пахнет пианино? Деревом, пылью и струнами... Разве не очевидно?
Что может быть прекраснее папиной гримёрки? Этой уютной комнатки — пристанища артиста, которая существует вне времени и вне страны, где-то на просторах театра, в параллельном пространстве, где всё подчинено музыке. Там, где я всегда маленькая, мама всегда молодая и весёлая, а папа — Жермон, Онегин, Грязной, Ренато, Риголетто и, конечно же, Фигаро, который всегда и здесь, и там...
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев