Композитор Владимир Сивицкий: «Сильнейшее впечатление оказали стихи Джалиля»
В начале сентября в Казани представили военную драму режиссёра Радика Кудоярова «Кара урман» («Чёрный лес»). Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о героической гибели поэта Мусы Джалиля и его соратников в Моабитской тюрьме. О создании музыки к картине журналу «Казань» рассказал её автор, минский композитор Владимир СИВИЦКИЙ.
В начале сентября в Казани представили военную драму режиссёра Радика Кудоярова «Кара урман» («Чёрный лес»). Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о героической гибели поэта Мусы Джалиля и его соратников в Моабитской тюрьме. Выход картины приурочен к восьмидесятилетию со дня казни легендарной группы «курмашевцев» из национального легиона «Идель-Урал».
Название фильма «Кара урман» отсылает к народной татарской песне и в картине служит лейтмотивом героически погибшей группы. Использование татарских народных мелодий, среди них — «Умырзая», «Аллюки» и другие, в исполнении Государственного камерного хора РТ и солистов служит важным выразительным штрихом в прорисовке линии татарских героев в общем контексте картины, снятой на стыке психологической драмы и голливудского зрелищного кино.
О создании музыки к фильму «Кара урман» журналу «Казань» рассказал её автор, минский композитор Владимир СИВИЦКИЙ.
«Профессию осваивал в ходе проектов»
— Владимир Яковлевич, добрый день! Спасибо за участие в фильме «Кара урман» («Чёрный лес») и прекрасный саундтрек! В восприятии зрителя постсоветского пространства киномузыка и личность кинокомпозитора занимают важное место. О Вас в Сети практически нет биографической информации. Можно всё же узнать подробности о Вашем пути в профессию — как Вы решили стать композитором? Почему выбрали кино?
— Я увлёкся музыкой уже в старших классах средней школы. Играл на гитаре и бас-гитаре в школьном ансамбле, брал уроки игры на фортепиано и теории музыки. Поступив после окончания школы в Смоленский педагогический институт на факультет истории и английской филологии, продолжал занятия с педагогами, осваивая теорию музыки и игру на фортепиано. В дальнейшем продолжил занятия самостоятельно. Со второй половины 80-х годов увлёкся электронной музыкой и стал осваивать различные синтезаторы, увлёкся технологиями виртуальной студии. К этому времени относятся первые работы для телевидения и анимации, музыка для документального кино. Технологии развиваются постоянно и всё активнее, поэтому процесс их освоения продолжается до сих пор. Так что профессию кинокомпозитора я осваивал прямо в процессе работы над различными проектами.
— Судя по Вашей фильмографии, Вы — очень востребованный композитор кино в Белоруссии. Как обстоят дела с кинопроизводством в Республике Беларусь? Насколько профессия кинокомпозитора актуальна?
— В Республике Беларусь есть национальная киностудия «Беларусьфильм», которая, наряду с частными компаниями, занимается производством фильмов. Композитор, как правило, один из ключевых авторов в этом процессе. Я начал сотрудничать с киностудией ещё в начале 90-х. Это был полнометражный анимационный фильм «Наследник» — автор идеи и режиссёр Валерий Олькович. Для меня это стало очень интересным и важным опытом — работа в команде, общение с режиссёром, создание музыкальных образов к видеоряду — всё это сразу увлекло меня. К сожалению, проект так и не был закончен. Но я приобрёл важный опыт, который очень пригодился в дальнейшей работе. Я много работал в жанре документального кино. Очень интересным было сотрудничество с режиссёром Игорем Бышневым — довелось писать музыку к целому ряду его фильмов, в частности, к циклу из шести научно-популярных видеофильмов «Чернобыльские джунгли» 2005 года. Хочется отметить сотрудничество с режиссёрами-документалистами Владимиром Луцким, Анатолием Алаем. Совместно с ними создано несколько десятков фильмов.
«В любой истории мне интересен человек»
— Если говорить о жанрах, без малого половина игровых фильмов, к которым Вы писали музыку, это — ленты о войне, картины историко-патриотической тематики. С чем это связано? Можно ли сказать, что это один из трендов белорусского кинематографа?
— Ленты о войне, картины историко-патриотической тематики актуальны всегда. Каждое новое поколение пытается осмыслить историю своей страны, своего народа. Это естественно и объяснимо. И кино — один из способов сделать это. Я бы сказал, что это — один из трендов мирового кинематографа.
— Какой, по-вашему, должна быть музыка в историях о войне? Что для Вас выходит на первый план? Что Вы хотите донести до зрителя/слушателя?
— На мой взгляд, музыка в историях о войне должна быть разной, как и сами истории. А в любой истории мне интересен, прежде всего, человек. И музыка должна помогать рассказать эту историю. Она может дополнить образы, созданные на экране, помочь высказать то, что трудно выразить иной раз словами, создать глубину и многослойность повествования. Музыка заставляет сопереживать и создаёт особое измерение в общей ткани фильма, не требующей знания языка для полного эмоционального погружения.
— Фильмы о Второй мировой — отдельный пласт в истории отечественного и мирового кино. Музыка какого композитора для Вас является если не эталоном, то наиболее убедительным примером?
— Я бы выделил из всего потрясающую музыку Альфреда Шнитке в фильме «Восхождение» режиссёра Ларисы Шепитько, снятого по повести Василя Быкова. Другой пример — музыка Джона Уильямса к ленте Спилберга «Список Шиндлера».
— Как сложилось, что Вас пригласили стать композитором ленты «Кара урман»?
— Фильм снимался в Беларуси, и в творческой группе были люди, хорошо знакомые с моими работами. Меня познакомили с автором фильма режиссёром Радиком Кудояровым, и он предложил написать музыку к его проекту.
— Знакомы ли Вы были с исторической основой фильма?
— До нашего знакомства с режиссёром я не был глубоко знаком с этими историческими событиями. В процессе работы над музыкой я прочитал всё, что смог найти по этой теме. Эта история глубоко потрясла меня. Несомненно, сильнейшее впечатление оказали стихи Мусы Джалиля, звучащие в фильме. Они очень тонко раскрывают глубину и внутреннюю силу героя. Его богатый внутренний мир и мудрость. Чем больше я узнавал о главном герое, тем сильнее восхищался этим человеком.
«Вековая мудрость татарских мелодий не оставляет равнодушным»
— Кино — коллективный процесс, основанный на компромиссах, как Вы сами однажды заметили. Как складывалась Ваша работа с творческой командой фильма «Кара урман»? Какие задачи ставились авторами картины?
— Я получил огромное удовольствие от совместной работы. Радик Кудояров — человек, прекрасно знающий и тонко чувствующий музыку, сам в прошлом музыкант. Кроме того, он обладает редкой способностью очень точно сформулировать задачу. Это позволяет гармонично выстроить музыкальную драматургию фильма. Мы детально обсуждали каждый эпизод, каждый лейтмотив и тему, скрупулёзно выясняя задачи, которые должна выполнить музыка в тот или иной момент. Музыки в фильме много, и она помогает полнее донести до зрителя замысел авторов, позволить глубже погрузиться в повествование.
— С чего начался для Вас процесс работы над музыкальным материалом? Как пришли к тому музыкальному решению, которое было представлено в фильме?
— Приступая к работе над музыкой, я получил от режиссёра записи народных татарских песен. Идея состояла в том, чтобы использовать эти мелодии как основу для инструментальных композиций в качестве основных лейтмотивов. Идея очень продуктивная и плодотворная. Я был просто покорён красотой и необычным колоритом мелодий! Было решено создать на их основе сквозную музыкальную линию.
Народные песни использовались в записи Государственного камерного хора Республики Татарстан и солистов. Исполнение — прекрасное, как и сама музыка! Изысканный мелодизм и ощущение многовековой мудрости никого не оставят равнодушным.
— Кульминационным, раскрывающим характеры героев является в фильме диалог пленённого Мусы Гумерова (Гумеров — от «гомер» — жизнь в переводе с татарского — тюремный псевдоним Джалиля) и начальника тюрьмы, штандартенфюрера Рудольфа Фляйшмана. Разговор антагонистов представляет целую психологическую игру.
Как Вы работали с персонажами и драматургией ленты?
— На основе народных мелодий создавались музыкальные темы, характеризующие главного героя Мусу и его соратников, отражающие их душевные переживания и физические страдания. Использовались разные приёмы работы с музыкальным материалом. В одном случае это — инструментальное изложение народных мелодий, в другом — постепенная мелодическая и тембровая трансформация, гармоническое варьирование.
Образ начальника тюрьмы Рудольфа Фляйшмана требовал иного подхода. Хотелось передать его суть — злодей и палач, он с удивлением обнаруживает, что проигрывает в этом противостоянии двух мировоззрений и не в силах сломить дух своего пленника. Его тема многослойная, с различными подголосками и перекличками инструментов. Она помогает раскрыть сущность этого персонажа — коварного, жестокого и высокомерного садиста.
— Как технически создавался саундтрек? Использовалось ли живое исполнение, или в основном — электроника, синтезатор?
— Помимо звучания хора и солистов, были записаны отдельные музыкальные инструменты: виолончель, скрипка, гобой. Всё это звучит в сочетании с сэмплерными инструментами.
— Какое время заняла Ваша работа над музыкой к фильму?
— Вся работа над музыкой к фильму заняла чуть больше месяца.
— Пишете ли Вы музыку вне кино?
— Помимо кино, меня всегда привлекали театр и анимация. С огромной радостью принимал участие в создании ряда спектаклей для Гомельского государственного театра кукол — «Русалочка», «Кот в сапогах» режиссёра Алексея Лаберко, «Сказка о золотой ленточке», «Цирк, Цирк, Цирк» Минского областного драматического театра (режиссёр Олег Чеченев) и других. Меня, как композитора, не может не радовать тот факт, что все эти спектакли до сих пор не сходят со сцены и пользуются любовью зрителя.
Мой неизменный интерес к современным технологиям в области звукозаписи и звукового дизайна привёл к тому, что я всё чаще принимаю участие в создании музыкального и звукового оформления компьютерных игр. Это — динамично развивающаяся сфера, с огромным простором для творческой фантазии.
— А может ли сегодня, по-Вашему, написание музыки к кинофильмам принести композитору славу и бессмертие — как поётся в известной песне из «Семнадцати мгновений весны»?
— Славу — возможно, бессмертие — не уверен. (Улыбается.) А вот радость, если вы заняты любимым делом, — определённо!
— Традиционный вопрос — над чем планируете дальше работать?
— В настоящее время занят любимым делом — читаю сценарий нового фильма, съёмки которого должны скоро начаться. Сценарий интересный!
— Спасибо за Ваши ответы! Надеемся, что многие зрители оценят Вашу работу!
Фото Ольги Андреевой
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев