Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Сны о хаситэ

Талантливый татарский художник-конструктор, дизайнер этнической одежды Ильдар ГАТАУЛЛИН недавно переехал из Уфы в Казань и сейчас вплотную занимается татарским национальным костюмом.

Талантливый татарский художник-конструктор, дизайнер этнической одежды Ильдар ГАТАУЛЛИН недавно переехал из Уфы в Казань и сейчас вплотную занимается татарским национальным костюмом. Здесь нужно выделить два направления его работы: первое — это реконструкция старинной татарской одежды — дело очень кропотливое и дорогое, потому что используются только подлинные старинные материалы и технологии, а второе, это реп­лики старинных татарских украшений, изготовленные по современным технологиям на 3D-принтере.

 

— Ильдар, когда у тебя возник интерес к старинной национальной одежде?

— Я родился и вырос в Уфе. Мои родители — из деревни Ташкалмаш Чакмагышского района Башкортостана. Когда мой отец работал слесарем в художественном училище, ему давали обветшавшие национальные одежды, видимо, в тот период не возникало даже мысли о том, что их лучше бы сохранить... Поскольку я с детства часто бывал в этом училище, то я их по-своему изучал.

Подростком увлёкся изготовлением средневековых костюмов из металла, плёл кольчугу, пробовал делать макеты средневекового оружия, с помощью руководителя клуба «Северные амуры» Ильдара Шаяхметова я впервые сшил башкирский национальный мужской костюм. В скором времени всё своё внимание перевёл на женский костюм. С этого момента интерес к этнике превратился в основную профессию. Я изучал историю костюма во время учёбы в Уфимском художественном училище, потом в Уфимской государственой академии искусств и в различных музеях.

Начиная с 2008 года, мама стала моей главной помощницей. В основном шьёт она, а я набираю материалы и украшения. Теоретическая и практическая стороны тоже на мне... Сами создаём схемы национальных костюмов, сами кроим, шьём, сами же и украшаем...

Полностью собрать национальный костюм — непростое дело. Для сбора одного комплекта национальной одежды требуется от трёх месяцев до полугода! И старинный башкирский костюм, и старинный татарский костюм — очень сложны. Во-первых, женские платья должны быть сшиты только из натуральной ткани. Для них выбираются только шёлк, сатин, бархат, лён, и обувь должна соответствовать такой одежде. Мы уже много раз делали такой башкирский головной убор, как кашмау, обильно украшенный бисером, и нагрудники — изу. Для их изготовления, помимо дорогих тканей, много чего необходимо. Бывало, покупал старинные серебряные монеты килограммами, а некоторые монеты оценивались очень дорого. Старинная одежда должна реконструироваться достоверно, поэтому это увлечение требует больших вложений. Если для реконструкции национальной одежды понадобятся достаточно древние монеты, то себестоимость одежды может дойти и до двухсот тысяч рублей.

— Ильдар, говорят, у ваших хаситэ есть свои названия?

—Да, наши хаситэ создавались по образцам прошлых веков, они у нас все разные, поэтому все имеют свои имена: «Галиябану», «Язмыш», «Чулпан йолдызы», «Зухра», «Времена надежд». При их изготовлении мы использовали только металлизированную парчу, домотканные антикварные ткани, галуны XIX века, состаренные татарские ювелирные украшения. Люди, не будучи специалистами в этой области, могут их принять и за старинные исторические хаситэ. На некоторые из них прикреплены редкие старинные украшения, купленные в антикварных салонах или у коллекционеров, а на другие — ювелирные украшения советских времён…

Реплика костюма пензенских татар

— Вы с мамой воссоздали и такия-бурек (женская шапка для знати) — отголосок периода Казанского ханства. Сложно ли это?

— Создание такия-бурек стало для нас весьма интересной задачей, она очень красивая и сложная! Чтобы такой головной убор сложился в конус, мы с мамой разрезали ткань на двенадцать частей и после все их сшили воедино. И этот такия-бурек украсили по рисунку образа татарки, написанному нидерландским художником, путешественником, писателем XVIII века Корнелисом де Брюйном, и по другим репродукциям старинных гравюр.

— А есть ли в вашей семье предмет рукоделия, который будет передоваться из поколения в поколение?

— Есть. Я создаю его сам. Вот этот изу и будет передаваться из поколения в поколение, иншаллах! В него я прикрепляю только самые старинные монеты и драгоценные камни, потому что в прошлые века такие изу определяли и статус семьи. Их надевали только по большим праздникам. Когда начинал плакать маленький ребёнок, то был обычай накрывать его на некоторое время изу матери, дабы успокоить, потому что в изу накоплена положительная энергетика матери...

— Ильдар, ещё не исполнилось и года, как ты взялся за татарскую национальную одежду. Что уже получилось?

— Альхамдулиллах! Мы творим очень дружным творческим дуэтом с художницей Надеждой Шайхелисламовой: охватываем многие направления и пропагандируем татарский женский костюм XIX века. В начале мы с Надей создали комплекты реплик ювелирных украшений для татарских певиц Саиды Мухаметзяновой и Эльмиры Калимуллиной. Подобные украшения будут нескольких видов и составят нашу коллекцию «Золотая десятка». Сейчас нашими костюмами заинтересовались многие деятели татарской эстрады, мы участвуем в различных конкурсах, этнофестивалях, делаем мастер-классы, я выступаю на телевидении.

— Ильдар, давайте поговорим про пластиковые изделия, которые в разы дешевле твоих исторических реконструкций. Что в их создании самое главное?

— Реплики татарских нацио­нальных украшений — не плод нашей фантазии. Все они делаются, опираясь только на старинные экземпляры украшений из собраний государственных музеев. Мы их создаём только по образцам Национального музея РТ и особых кладовых Русского этнографического музея в Санкт-Петербурге. К слову, сохранившихся старинных хаситэ очень мало. Цель нашего проекта — возвращение в современную моду старинных элементов татарского национального костюма и старинных татарских украшений. Так что это — просветительский проект! Поскольку реплики делаются из пластика, то они и дешевле в разы, их может позволить себе каждый.

Цена настоящих национальных серёжек из металла — от семи до пятнадцати тысяч рублей, а наши серёжки можно приобрести всего за триста. Или, скажем, сделанный из драгоценного металла с полудрагоценными камнями яка чылбыры стоит пятьдесят тысяч рублей, а наш с камнями — намного дешевле — в комплекте с серёжками всего четыре тысячи рублей.

Я уже накопил большой опыт в технологии изготовления пластиковых украшений. Украшения эти — специфические, ажурные, и этот ажур не ровный, на их поверхности повторяются и все шероховатости, оставленные рукой ювелира, они полностью повторяют скань и фигурные формы татарских украшений. Не ржавеют и по весу очень легки. Ну, а если комуто очень понравится какоелибо украшение, то он может заказать его в серебре одному из талантливых ювелиров республики.

Конечно, наша национальная одежда создавалась веками, усовершенствовалась... Поэтому когда собираешь такие пластиковые реплики украшений воедино, то некоторые их части приходится сочетать с металлическими элементами, например, с настоящими монетами, потому что татарская женская национальная одежда звенит подобно музыкальному инструменту!

— Как пришла идея делать украшения на принтере?

— Первый принтер я купил в 2013 году и в тот же день обещал себе, что буду создавать на нём только оригинальные изделия. В 2014 году принял участие в Международном конкурсе «3D Print Expo» в Москве. Публикации о моём творчестве появились во многих европейских изданиях и в США. Я оказался первым и единственным участником фес­тиваля, кто стал печатать на принтере элементы для национальной одежды! До этого никому в голову не пришла такая идея. Я ведь учился на дизайнера и создал два разных варианта своей дипломной работы: одна была посвящена кухонному интерьеру, а другая — изу. Диплом, правда, пришлось защитить по интерьеру.

— Что тебя больше всего привлекает в твоей работе?

— Я создаю свои изделия для радости! А ещё я вижу сны, будто ювелирные украшения обращаются ко мне: «Хотим, чтобы помнили нас!»

Но однажды случилось и такое, что меня настигла апатия... Я даже оставил своё дело. Но через некоторое время взял себя в руки, понял, что именно этот труд является для меня самым важным и основным, и нашёл в себе силы продолжать работать. Я надеюсь, что мне помогает и дух нашего рода — всё же взаимо­связано в этом мире. Иначе, я бы не стал столь углублённо ­изучать историю татарской культуры, искать образцы татарских  национальных одежд, изучать их и шить.

Фото из архива Ильдара ГАТАУЛЛИНА

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев