Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Два века казанской дачи

К концу ХVIII века в Казани проживало около 22 000 человек, вместе с пригородными слободами — более 40 000. Жизнь была менее динамичной, чем в столице: к обеду ходили в гости, тянули время, оставались до ужина, потом допоздна беседовали, на следующий день распорядок дня повторялся. Город имел небольшую площадь, невысокую этажность застройки и небольшую плотность. Однако уже в это время Казань растёт экономически: здесь развиваются мануфактуры, ремесленные слободы. Застройка города принимает упорядоченный характер. В 1804 году учреждается Казанский университет, город становится светским, а у горожан растёт потребность в общении с природой.

Дача казанского врача Николая Беркутова в Васильево (подробно о нём журнал писал в №10, 2019). После революции в ней располагался один из корпусов санатория «Васильевский». Сохранялась до 1970-х. В настоящее время утрачена. Фото из архива М. М. Сергеевой

 

К концу ХVIII века в Казани проживало около 22 000 человек, вместе с пригородными слободами — более 40 000. Жизнь была менее динамичной, чем в столице: к обеду ходили в гости, тянули время, оставались до ужина, потом допоздна беседовали, на следующий день распорядок дня повторялся. Город имел небольшую площадь, невысокую этажность застройки и небольшую плотность.

Однако уже в это время Казань растёт экономически: здесь развиваются мануфактуры, ремесленные слободы. Застройка города принимает упорядоченный характер. В 1804 году учреждается Казанский университет, город становится светским, а у горожан растёт потребность в общении с природой.

 

До 1917 года

Как и по всей России, на территории Казани практиковалась раздача государем земель за службу — тех самых «дач». Особенно много дач раздавалось на вновь присоединённых землях: в Понизовье Волги (ниже Нижнего Новгорода). Казанские дачи до середины XIX века представляли собой не что иное, как поместья и усадьбы (в краеведческой литературе можно встретить сведения о семна­дцати сохранившихся в пределах Татарстана).

 

Дача Петцольда на Кабане. Первая половина ХХ века. Национальный музей Республики Татарстан

 

С середины XIX — начала ХХ века получают распространение дачи, уже напоминавшие советские «новые дачи» — загородные или пригородные резиденции для сезонного пребывания и отдыха. Город был значительно застроен по левому берегу Казанки от Кремля до озера Средний Кабан, анклавами развивались слободы — Игумнова, Адмиралтейская, Кизическая, Гривка, Козья. Кроме городских садов и парков, где отдыхали горожане, не имевшие загородных резиденций, существовали частные дачи, которые сдавались в аренду. Сегодня на старинных планах города можно читать их названия: «Архиерейская дача», «Дача Серебренникова», «Чёртов угол», «Романова дача», «Дача Новиковой». Известно, что в 1870-х годах в Кизицах располагалась дача фрейлины Елизаветы Лавинской и дача Елачича (современный район улицы Шамиля Усманова). В сосновом Удельном лесу построил дачу табачный торговец и фабрикант Бабакай Иосифович Саатчи, на озере Лебяжьем — Ахметгарай Хасани. В Архангельской слободе на левом берегу Ближнего Кабана находились дачи господ Бурнаева, Васильева, Смоленцева, Романова, Щетинкина, Унженина, госпожи Гейнс. Состоятельные горожане устраивали резиденции для отдыха в Немецкой Швейцарии.

Маршруты до мест отдыха на природе до революции были разными.

 

Водное дачное направление

В «Спутнике по Казани» Загоскина 1885 года уже описаны дачные места в удалённых пригородах. Тогда активно развивалось пароходное сообщение, живописные берега рек обрастали дачами казанцев: «Ниже Макарьевской пустыни, у самого устья реки Свияги, находится ряд дач, снимаемых на лето спасающимися от городской пыли и духоты казанцами. Эти дачи идут в следующем последовательном порядке: дачи Колосова (2 дачи), дачи г. Марко (7 дач) и дачи священника о. Каменицкого (6 дач). В семи верстах ниже реки Свияги, на крутом правом берегу Волги, расположена деревня Мор­кваши, также одно из приволжских дачных мест, хотя в роли дачи и являются здесь сдаваемые на лето крестьянами простые избы». Крутой берег Волги — Верхний Услон, Ключищи, Нижний Услон, Ташёвка, Теньки, Лобышки — также летом населялся дачниками, снимавшими крестьянские домики на лето.

 

Фото из архива журнала «Казань»

 

Железнодорожное дачное направление

В 1894 году прокладывается железнодорожное сообщение с Москвой, что послужило развитию дачных местностей в районе села Васильево. «…причём часть дачников занимает помещения в самом селе, растянувшемся на песчаном берегу Волги, другая же часть их занимает дачи, выстроенные за селом, в казённом сосновом лесе, участки которого сданы в долгосрочную аренду, под постройку дач, ведомством государственных имуществ», — читаем у того же Загоскина. В отличие от правого берега Волги, васильевское направление было менее спокойным, славилось драками и грабежами. Тем не менее, общественная дачная жизнь была очень развита, были популярны так называемые «курзалы» — места общественного отдыха, где проходили танцы и выступления. Известно о существовании «Общества благоустройства дачной жизни в Паратском отрезе», которое первым попыталось заняться благоустройством пригородной зоны.

 

Сухопутное дачное направление

Также дачные места располагались поблизости от железнодорожных платформ: Лаврентьево, Куземетьево, Красная горка, Аракчино. Загоскин пишет и о дачах в «Ближнем лесу», который тянулся от станции Аракчино. Дачники арендовали на лето дома в Раифской пустыни, в ближайших деревнях, в Седмиозёрской Богородицкой пустыни, в районе озера Лебяжье. Там находились государственные и купеческие дачи. Во время эпидемий туберкулёза врачи рекомендовали всем, кто мог себе позволить, арендовать дачу на Лебяжьем с его целительным сосновым воздухом.

 

Дачи в ближайших пригородах.

Немецкая Швейцария

В 1830-х профессор Казанского университета Л. Л. Фогель исследовал родники в местности нынешнего Парка Горького и прибрежной территории за Арским кладбищем. Не обнаружив в них целебных свойств, он, однако, отметил природную красоту места, построил себе дачу и высадил рядом сосновую и берёзовую рощи. Вслед за ним место облюбовали и другие казанские немцы, откуда и пошло название местности— «Немецкая Швейцария». В отличие от Русской Швейцарии, общедоступной для горожан, Немецкая Швейцария оставалась практически закрытым для доступа простого люда местом.

 

Сад «Русская Швейцария». 1890-е. Национальный музей Республики Татарстан

 

Дача Новиковой и «Русская Швейцария»

В начале XIX века на окраине Казани приобретает лесной массив площадью почти 5 квадратных километров купчиха Новикова. Её дача располагалась на территории нынешнего ТРК «Корстон» — в советское время там был трамвайный парк. Сейчас на месте бывшей «Новиковой дачи» расположена база хоккейного клуба «Ак Барс». Новикова построила на своей территории около 20 деревянных домов на одну, две и четыре квартиры. Небольшая часть площади была засажена фруктовыми деревьями, основная часть была оформлена в виде естественного парка. Дачи брались внаём до поздней осени, контингент дачников был не из простых людей. По словам местных старожилов, дача Новиковой представляла из себя огромный двухэтажный дом, состоявший из множества номеров, и простояла примерно до 1950‑х годов.

В 1920-х на территории бывшей «Новиковой дачи» расположился детский дом «Татарский детский городок». По архивным фотографиям установлено, что в 1930-м на территории «Новиковой дачи» находился детский сад «Октябрёнок», однако неизвестно, был ли этот детский сад круглогодичного пребывания или же детей помещали в «экологическую среду» на лето.

В начале 1840-х в Русской Швейцарии расположилась дача губернатора города Шипова, который занял помещения вокзала (ресторана) Фейгина. В начале 1870-х бывшая губернаторская дача являлась помещением летнего пребывания казанского купеческого клуба.

 

Сад Аркадия. 1904-1917. Национальный музей Республики Татарстан

 

Озёра Кабан, «Аркадия», «Чёртов угол»

Летом городская молодёжь стремилась подальше убраться из пыльного города к местам загородного отдыха. С пристани, основанной Н. Свешниковым в 1896 году, по озёрам Дальнего и Ближнего Кабана летом курсировали маленькие пароходы «Дачник», «Казанец», «Джигит», «Восточная Бавария», перевозившие горожан в дачные местности, разбросанные по берегам озера. На восточной стороне Ближнего Кабана в прибрежной зелёной зоне до Ботанического сада располагались дачи представителей состоятельного населения Казани.

Кроме частных дач здесь были места, доступные для публики. Знаменитая «Аркадия», открытая Свешниковым и Тарасовым в 1895 году, находилась на дачах Андреевского, представляла собой гуляние с рестораном, музыкой и другими увеселениями. Далее располагался «Чёртов угол» у дач Серебрянникова (Серебреникова). В конце 1870-х там появились ресторан, кумысолечебница и «прочие места для общественных собраний и увеселений». Место было популярным примерно до 1920–30-х годов, пока не начали рушиться берега «Чёртова угла», и уходить под воду не начала вся развлекательная инфраструктура.

На озере Верхний Кабан располагается деревня Борисково — также казанское дачное место. По причине доступных цен на дачи и местные продукты питания, здесь предпочитали отдыхать служащие с небольшим достатком.

 

Из альбома «Виды Казани». Загородный Архиерейский дом. 1879. Казань. Фотография В.П. Бебина. Национальный музей Республики Татарстан

 

Архиерейская дача

С восточной стороны озера Дальний Кабан также располагались дачные местности — деревня Горки и летняя резиденция казанских архиепископов в Воскресенском монастыре. «Этот загородный архиерейский дом выстроен был по приказании Императрицы Екатерины II и по рисункам и чертежам известного архитектора Растрелли для казанского митрополита Вениамина». Известно, что в строительстве фундамента Архиерейской дачи использованы каменные плиты надгробий мусульманского кладбища, в частности, об этом пишет Худяков в «Истории Казанского ханства». Предполагается, что на этом месте располагалась загородная резиденция ханов, Кабанское городище.

 

Казанские дачники в СССР

В советский период дачи выдавались казанцам по решению администрации, как правило, по предприятиям. Интенсивное движение дачников началось в конце 1960-х. Площади участков, ко­торые получали первые казанские садоводы, были крошечными — от 2 до 4 соток. Типичный пример — сады в СНТ «Дубки». Членами садовых товариществ были знакомые друг другу люди, например, работники одного завода или предприятия. По названиям садовых объединений можно и сегодня идентифицировать принадлежность к тому или иному заводу или фабрике. Например: «Элекон-2», «КАПО‑5», «КМПО-6», «Электрик», «Тасма-5», «Меховщик-3».

Товарищества казанских советских дачников постепенно также меняются. Среди образцов дачной архитектуры — есть объекты уникальные. Заглянуть «за забор» дачной жизни теперь что-то сродни полёту на машине времени. Есть рядом с Казанью и свои знаковые дачные места. Совершим это увлекательное путешествие?

 

По материалам научного исследования Фариды Бикташ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев