Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Салима Аминова: человек на своём месте

Журнал "Казань", № 2, 2019 Екатерина КАЛИНИНА «Бойцы невидимого фронта» есть и в театре. В создании волшебного действа на сцене участвуют много людей разных профессий, но кричат «браво!» и хлопают только актёрам и режиссёрам.

Год театра - хороший повод для рассказа о невидимых зрителю театральных творцах, которым воспользовалась Екатерина Калинина.

Танец - это твой пульс, биение твоего сердца, твоё дыхание.

Это ритм твоей жизни.

Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти.

Жак д'Амбуаз

Салима Аминова

Салима Аминова служит в Камаловском уже двадцать семь лет. Она - хореограф, балетмейстер и режиссёр. В прошлом году вместе с мужем актёром Ильдусом Габдрахмановым начала преподавать в хореографическом училище. А недавно сбылась давняя мечта её супруга о спектакле, где много танцев, и, конечно же, их поставила Салима-ханум.

Она очень скромная, никогда не тянет одеяло на себя. Несколько раз после выхода спектакля «Коза, овца и другие», который поставила супружеская пара, я пыталась уговорить режиссёров на совместное интервью, но за обоих отдувался Ильдус. Салима-ханум всегда соглашалась, однако как-то быстро уходила в тень. И вот наконец удалось её разговорить.

Пришла на практику и осталась навсегда

- Я родилась в Уфе. Папа рассказывает, что меня было не оторвать от просмотра выступлений танцевальных коллективов, будь то по телевизору или вживую. И выбор профессии был очевиден. В 1988-м поступила в Казанский институт культуры и искусств.

Очень повезло с педагогами - классический танец преподавала тогда ещё действующая балерина Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, выпускница Пермского училища Нина Владимировна Цветкова, а народный танец - Сергей Сентябов, нынешний балетмейстер Качаловского театра. Кафедру возглавляла знаменитая Нинель Даутовна Юлтыева.

Вместе со студентами-актёрами мы проходили практику в Камаловском театре. Там спросили, кто из нашей группы хочет поработать у них, и я согласилась. Стала преподавать студентам второго курса, на котором учились Миляуша Шайхутдинова, Искандер Хайруллин, Фанис Зиганшин, Радик Бариев, Рамиль Вазиев, Ильтазар Мухаматгалиев... Потом Фарид Рафкатович Бикчантаев предложил мне войти в штат. Я ещё училась на пятом курсе, но решила попробовать. С тех пор и служу этой сцене.

«Очарованный танцем»

Я не представляю себя в другой профессии. Это ни с чем не сравнимое чувство - понимать, что ты на своём месте! Не знаю, смогла бы я так реализоваться в родном городе? Именно в Казани удалось найти единомышленников.

С наслаждением участвовала в постановке «Очарованного танцем». Ильгиз Зайниев давно хотел написать пьесу о человеке, влюблённом в танец, и именно Ильдуса видел главным героем… Незадолго до юбилея мужа в 2017 году мы напомнили об этом Ильгизу. И он написал, а Радик Бариев поставил на сцене Камаловского театра одноактный спектакль-бенефис о человеке, посвятившем всю свою жизнь танцу. Мы были счастливы его огромному успеху у зрителя. Ведь обычно юбилеи не проходят в таком формате, но тут сошлось всё: интересная тема и блестящее воплощение. Ильдусу этот спектакль очень дорог, он мечтал сделать что-то значимое в стенах родного театра, для своего зрителя. Его детскость, наивность и оптимизм помогли воплотить мечту в жизнь.

Все, кто причастен к этому спектаклю, трудились не покладая рук. Большое счастье, что Ильгиз с композитором Эльмиром Низамовым образовали чудесный тандем. Ставить танцы под музыку Эльмира - одно удовольствие.

Хип-хоп и другие трудности. Отец и сын

Театр - это праздник, но чтобы он состоялся, нужно пахать, выкладываться эмоционально и физически.

В спектакле есть танец хип-хоп, который Ильдус должен был освоить. Но даже для танцующего человека это оказалось непростой задачей. Мы нашли специалистов, чтобы подучили Ильдуса, но они как-то несерьёзно к нам отнеслись, видимо, подумали, что актёр не сможет. Пригласили педагога Екатерину Жданову, она предложила каждый день по часу делать одно и то же упражнение. И все четыре месяца до премьеры Ильдус каждый день тренировался. Вот такой он, путь в мир хип-хопа.

У Ильдуса с Артуром Шайдуллиным, который исполнил роль его сына в спектакле «Очарованный танцем», получился настоящий «семейный дуэт». Они все четыре месяца репетиций находились рядом. Оба родились в год Козы, видимо, это их тоже как-то сблизило (смеётся). Они повсюду ходили вместе, выбирали штаны и футболки для хип-хопа, ели пиццу, говорили только о хип-хопе, ну, прямо-таки сроднились.

Мне кажется, зрители чувствуют это. Ведь очень трогательно, когда сын говорит отцу: «Ты просто будь мне другом». Артур посещал вместе с нами уроки хип-хопа, и каждый день мы занимались на станке, оттачивали сложные эле­менты.

{gallery}salima{/gallery}

Сон о балете, или Не вошедшее в спектакль.

Зато чечётка!

Увы, пришлось расстаться с одной сценой из спектакля, которая была нам очень дорога - это сон героя Ильдуса о балете.

Он вместе с профессиональной балериной Айсылу Мирхафизхан разучил фрагмент балета - встречу Кармен и Хосе. Но Айсылу уехала учиться в Москву, и замену ей мы не стали искать. Она как «театральный ребёнок», с пелёнок росший за кулисами, легко вписалась в нашу постановочную группу, а вот как это получилось бы у другой балерины, большой вопрос. К тому же балетная труппа Театра имени Мусы Джалиля постоянно на гастролях, и состыковывать графики было бы очень трудно. Поэтому Ильгиз сказал, чтобы эту сцену убрали. А реакция зала на юбилейном показе была ошеломляющей: драматический актёр танцует с балериной! Я очень хотела, чтобы балет как танец был представлен в спектакле, не у всех ведь есть возможность сходить на балет специально. Сильно огорчилась…

В самом конце спектакля большая группа актёров исполняет чечётку. Этот любимейший танец Ильдуса всегда не давал ему покоя. Когда не было интернета, он доставал кассеты и смотрел номера знаменитых чечёточников, учился у Фреда Астера, Джина Келли и повторял как мантру: мечтаю, чтобы весь театр танцевал чечётку, и твердил это лет десять… Чечётку мы ставили вместе: я - хореографию, Ильдус - технику степа, потом всё соединили.

Чечётку танцуют и в спектакле «Коза, овца и другие», но там её исполняют всего два актёра - Фаннур Мухаметзянов и Алмаз Сабирзянов.

Что скажет Салиме Салима?

Танцем можно очень многое показать и рассказать. Когда я ставила танец-колыбельную, предполагала хэппи энд, но актёры посоветовали сказать правду, сделать как есть, ведь в спектакле героиня Ляйсан Рахимовой поёт колыбельную сыну, который растёт без отца. Мы получили много откликов от зрителей, значит, танец и спектакль в целом взволновали их, и я радовалась подтверждению значимости танца в искусстве.

Меня как-то спросили, довольна ли я спектаклем «Очарованный танцем». А я не знаю, что значит быть довольной, не знакомо это ощущение, состояние. Говорю так без всякого кокетства. Я вижу, как радуются актёры, и меня это греет. Но сколько бы я ни ставила танцев, никогда не могла сказать, что довольна. Может быть, это ощущение придёт со временем, не знаю. А сейчас, когда выхожу в зал и вижу, как все хлопают, испытываю опустошённость, огромную усталость.

Год театра и год моего личного юбилея совпали. Планов по поводу празднований пока нет. Мне недавно захотелось увидеть себя в детстве, вспомнить, о чём я думала, мечтала. Интересно потолковать с той Салимой Аминовой, которая была, например, десяток лет назад. Думаю, разговор получился бы очень даже нескучный (смеётся). Может, пора начать вести дневник или взяться за мемуары?

Я понимаю, что уже прошла немалый путь. Просматривая какие-то свои прошлые работы, не со всеми из них соглашаюсь, не все их принимаю, сейчас у меня совсем другое видение танца. Но каких-то итогов подводить не хочу, буду двигаться дальше, и мне есть что сказать зрителю.

От Года театра я жду интересных проектов, новых впечатлений, встреч. Очень хочется работ, которые бы радовали меня и зрителей.

В театре я как дома

В последнее время я много работаю с Ильгизом и, конечно, на его предложение поработать в казанском ТЮЗе не могла не откликнуться. Согласилась ещё и потому, что никогда ничего не делала в русском театре.

Когда работаешь в рамках национальной культуры, в родном чувствуешь себя как рыба в воде. Но чем-то не свойственным твоей культуре ты не можешь воспользоваться, либо приходится делать это с неким вызовом. А в русских театрах разрешено всё, в чём есть, конечно, и плюсы, и минусы. Если получится, с большим удовольствием ещё поработаю с русскими театрами, которые принадлежат другой культуре, близкой, но неизведанной в профессиональном смысле, а всё неизведанное мне интересно.

Я ставила танцы не только в Татарстане, но и в Башкортостане и Турции, куда однажды пригласил меня Рашид Загидуллин. В Турции меня избавили от всех бытовых забот, и я выполняла только профессиональные обязанности. Для меня это была очень важная работа. Спектакль получился ярким, выразительным. При его подготовке мне даже не понадобилось знание турецкого языка, мы с актёрами буквально чувствовали друг друга и обходились без переводчика. Когда я ставила танец, вела счёт и напевала, ребята меня прекрасно понимали.

В Турции всё регламентировано, скажем, если начало репетиции заявлено на десять утра, а закончиться она должна, допустим, в пять вечера, то так и будет. Профсоюзы за этим очень строго следят. Там совсем другое, уважительное и бережное отношение к профессионалам. В России всё иначе: если не успеваем по срокам, работаем дополнительно. Но подкупает то, что в нашем родном театре коллектив переживает за все его дела и сопереживает, поэтому здесь я чувствую себя как дома.

Я частенько улетаю…

Меня вдохновляет всё новое, красивое, талантливое. Обдумывая постановку новых номеров, я частенько улетаю, именно поэтому мне нельзя, к примеру, садиться за руль автомобиля (улыбается). Когда работаю над чем-то, засыпаю и просыпаюсь со своими танцами. И испытываю блаженство от того, что делаю.

В профессиональном плане у меня есть кумиры, и их очень много. В своё время я восторгалась балетами Бориса Эйфмана, Мориса Бежара, Пины Бауш. Сейчас очень много новых течений и направлений в танце, и я жадно смотрю видео в интернете, езжу на семинары, хочется всё впитать. Это безумно интересно! Большая свобода в танцах, разные стили можно смешивать. Когда мы учились, такого разнообразия хореографии не было, да и посмотреть было негде, разве приоткроешь железный занавес!

Я плакала, увидев в нашем оперном «Анну Каренину» Эйфмана. Была потрясена, и когда все ушли после окончания спектакля, сидела одна в зале и лила слёзы, не представляя, как можно поставить такую гениальную вещь, при помощи танца выразить по-разному любовь к двум мужчинам? Хотя другие спектакли Эйфмана меня не впечатлили столь сильно.

Отрадно, что в Казани проходят разные театральные фестивали, прежде всего Шаляпинский и Нуриевский, приезжают на гастроли знаменитые театры, и есть возможность посмотреть работы интересных режиссёров, увидеть талантливых артистов. Недавно прошёл Качаловский фестиваль, я посмотрела «Дядю Ваню» Римаса Туминаса. Испытала восторг, увидев Сергея Маковецкого на сцене Качаловского театра, и после окончания спектакля не могла и не хотела говорить.

Я пристально следила за выступлением бразильцев Аманды Гомес и Вагнер Карвальё в программе «Большой балет» на телеканале «Культура». По итогам конкурса они были названы «Лучшей парой» проекта! Они такие артистичные, так тонко чувствуют танец! Отрадно, что наш Театр оперы и балета имени Мусы Джалиля представлен такой талантливой парой!..

Салима Аминова - человек тонкой душевной организации, поэтому не может остановиться в своих творческих поисках. Свои мысли и чувства выплёскивает в танце. Выражает себя при помощи движений. Учит этому актёров, помогает им раскрепостить себя, своё тело и танцем показать невысказанное.

А ещё Салима Салаватовна очень красивая: с огромными наивными как у ребёнка карими глазами

в пол-лица, открытой чарующей улыбкой, всегда интересно и со вкусом одетая. Она в прекрасной физической форме, про таких говорят «тонкая да звонкая».

В Год театра хочется пожелать, чтобы у Салимы‑ханум сбылись самые дерзкие мечты и она поставила такие танцы, о которых раньше и не помышляла! Ведь танец необъятен, как сама наша жизнь, и сулит новые открытия…

В тексте использованы фотографии из спектакля «Очарованный танцем».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев