Нуриев-фест. Праздник, который всегда с тобой
На минувшей неделе в Казани завершился 36-й Международный фестиваль имени Рудольфа Нуриева, посвящённый 85-летию артиста. Его программа была необычайно насыщенна. О некоторых предстоящих премьерах мы рассказывали читателям нашего «балетного» номера и сами посетили события брендового казанского форума. Выбор пал на несколько спектаклей и финальный гала-концерт. Разнообразные по стилям, времени и месту создания постановки сложились в довольно репрезентативную картину того, что происходит сегодня в «области балета» в Казани и не только.
На минувшей неделе в Казани завершился 36-й Международный фестиваль имени Рудольфа Нуриева, посвящённый 85-летию артиста. Его программа была необычайно насыщенна. О некоторых предстоящих премьерах мы рассказывали читателям нашего «балетного» номера и сами посетили события брендового казанского форума. Выбор пал на несколько спектаклей и финальный гала-концерт. Разнообразные по стилям, времени и месту создания постановки сложились в довольно репрезентативную картину того, что происходит сегодня в «области балета» в Казани и не только.
В оценках работы балетной труппы ТАГТОиБ имени Мусы Джалиля мнения сильно разнятся — от восторга приглашённых театром профессиональных критиков до откровенной хулы акул пера некоторых «не ангажированных» изданий. И те, и другие щедры на аргументы. Однако «собака лает — караван идёт»: залы фестивальных спектаклей неизменно полны респектабельной публикой, а овации не стихают. Театр с успехом продолжает генеральную линию «просвещённого консерватизма», и, кажется, «массами» поклонников детища Рауфаля Мухаметзянова она востребована.
Я не являюсь профессиональным балетным критиком, но у меня есть музыкальное образование, законы театрально-музыкальных жанров мне знакомы. Поэтому мои впечатления от увиденного можно назвать мнением если и дилетанта, то просвещённого J. Некоторого рода «ликбезом» по балетной части стала подготовка нами того самого майского номера, который высоко оценили на круглом столе Нуриевского фестиваля питерские критики. Знакомство с закулисной жизнью балетных артистов — посещение «урока», наблюдение за репетиционным и постановочным процессом — настраивают совершенно другую оптику, когда ты видишь результат на сцене из зрительного зала. Видишь не просто артистов, а людей, сумевших (простите за пафос — он искренен) ежедневно совершать победу души над плотью. И это — совсем другие ощущения зрителя, поверьте!
Итак, посетить удалось три спектакля: «Золотую Орду» Резеды Ахияровой, «Дон Кихота» Людвига Минкуса, белорусский «эксклюзив» — «Анну Каренину» на музыку Петра Чайковского, а также завершающий гала-концерт, в программе которого была премьера «Сюиты Рахманинова» в постановке Алессандро Каггеджи (о ней сам хореограф рассказывал на страницах журнала).
«Золотая Орда»
Балет о падении империи Улус Джучи по средневековому дастану «Идегей» на либретто Рената Хариса идёт на подмостках Театра имени Джалиля без малого 10 лет. За это время он занял, пожалуй, равные позиции в качестве визитной карточки национального балетного репертуара наряду с легендарным «Шурале». Хотя, второй пока что опережает его «по очкам» — всё же произведение Яруллина ставится не только в Казани, но идёт и на сцене Мариинки. Справедливости ради заметим — оба спектакля транслировались в своё время французским каналом Мezzo.
Дух хана Батыя. Михаил Тимаев. Фото - Владимир Васильев
Балет «Золотая Орда» был единственным в афише с участием артистов исключительно местной труппы. Так что, можно сказать, стал парадом наших звёзд. Ведущие партии Джанике и Нурадина танцевали Аманда Гомес и Олег Ивенко, партию Тохтамыша — Максим Поцелуйко, Мурзы — Антон Полодюк, Тимура — Глеб Кораблёв. В ключевой для драматургии партии заговорщика Визиря по-актёрски блистал Алессандро Каггеджи, а метафорический образ Духа хана Батыя воплотил Михаил Тимаев.
Визирь - Алессандро Каггеджи. Фото - Владимир Васильева
Если вернуться к вопросу сравнения двух «коронок» национального репертуара — «Шурале» и «Орды», то, на мой зрительский вкус, первенство сегодня одерживает «Орда». В сложную эпоху перемен, когда колесо времени перемалывает человеческие судьбы, история ордынских Ромео и Джульетты — Нурадина и Джанике — является напоминанием о бренности человеческих страстей, неимоверной трудности выбора перед искушением властью и неизбежности последующего возмездия — жестокого и слепого по отношению к простым смертным.
Джанике - Аманда Гомес, Нурадин - Олег Ивенко. Фото - Владимир Васильев
Эти идеи блистательно воплощены в либретто и режиссуре спектакля. «Шекспировская» фабула блестяще озвучена музыкальной партитурой спектакля, в которой соседствуют контрастные по характеру темы — минималистично-архаичные, кинематографично-мелодичные, монументально-варварские и воинственные. Захватывает и хореография Георгия Ковтуна, известного своей любовью к почти каскадёрским трюкам на сцене. Градуса зрелищности добавляет роскошь декораций и костюмов. Недаром «Золотую орду» часто сравнивают с голливудскими полотнами.
Добавлю, на фестивале Нуриева я посещала этот спектакль уже не в первый раз, была десять лет назад на его премьере. Но это тот случай, когда пересмотреть произведение будет не лишним. Как перечитать хорошую книгу.
«Дон Кихот»
Помните, в булгаковском «Собачьем сердце» — профессор Преображенский собирался успеть на второй акт «Аиды», чтоб послушать любимый дуэт? Лично для меня — это и есть маркер истинного поклонника музыкального театра, в который идут не сюжета ради, а для того, чтобы очередной раз прикоснуться к шедевру — будь то голос, божественная мелодия или совершенный танец. Идут припасть к источнику прекрасного, которое (простите за пафос, но он снова — искренен!), как ни крути, возвышает человека над отрядом приматов, поднимая с четверенек на две ноги. А отдельных счастливчиков — и выше.
Базиль - Алексей Путинцев, Китри - Елизавета Кокорева (Большой театра России). Фото - Владимир Васильев
Как не пойти на «Дон Кихота», с его знаменитым Гран-па в третьем действии? Того самого, в котором Китри крутит знаменитые 32 фуете? Между прочим, в своё время балет, созданный Мариусом Петипа специально по заказу Мариинского театра, не считался шедевром его репертуара — о нём говорили, как о затянутом, перенасыщенном зрелище. Приехавшая в Ленинград организатор гастролей Кировского театра в Париже попала на него совершенно случайно — её отговаривали, и именно в нём увидела в партии Базиля неизвестного ей доселе фантастического танцовщика с незнакомой фамилией «Нуриев» — её не было в списке гастрольной труппы. Она пошла к руководству театра убеждать его в том, что феноменального артиста необходимо туда включить и даже звонила министру культуры Екатерине Фурцевой. Что было после этих гастролей — вы знаете. Сам Нуриев позже сам не раз ставил «Дон Кихота», возведя его в ранг балетных шедевров.
Состав спектакля «Дон Кихот» на Нуриевском фестивале включал немало приглашённых артистов. Ведущие партии исполняли артисты Большого театра России: Китри — Елизавета Кокорева, Базиля — Алексей Путинцев, тореадора Эспада и Уличную танцовщицу — Дмитрий Екатеринин и Ольга Марченкова.
Дон Кихот - Глеб Кораблёв, Санчо Панса - Фаяз Валиахметов. Фото - Владимир Васильев.
Балетоманы знают, что название спектакля «Дон Кихот» — весьма условно. Рыцарь печального образа (в спектакле его воплотил Глеб Кораблёв) появляется на сцене в сопровождении своего оруженосца (Фаяз Валиахметов) считанное количество раз, а сюжетная интрига в духе комедий Бомарше разворачивается вокруг плутовского дуэта парочки Базиля и Китри на фоне бесконечного веселья и танцев испанской провинции. Вкраплением волшебства в сюжете становится видение Дона Кихота в фантастическом царстве дриад. И всё великолепие этого сугубо праздничного развлекательного зрелища, которое во времена Петипа, очевидно, служило дорогим и нарядным «шоу» для высокой публики, воплощено в беззастенчивом изобилии всевозможной красоты: виртуозной хореографии, характерных танцах, декоративной партитуре, ярких костюмах. Номера сменяются словно с одной целью — показать все возможности и техническое мастерство солистов.
Постановщик спектакля Владимир Васильев использовал за основу хореографию Петипа и Горского, дополнив её Цыганским танцем (Лада Старкова, ТАГТОиБ имени Джалиля) и аутентичным испанским фламенко в исполнении казанской танцовщицы Анны Фёдоровой. Надо сказать, что на фоне столичного состава главных персонажей, совсем не проигрывали солисты и кордебалет казанской труппы: Мана Кувабара (Амур), Алина Штейнберг (Танец с гитарой), Олеся Пичугина и Ильнур Гайфуллин (Фанданго), Дина Андронова и Екатерина Захарова (Вариации в Гран-па).
В заключении этой части — приведу «вокс попули». На выходе из театра беседуют две дамы. «Вот сегодня — мне понравилось! Ведь для чего мы сюда приходим? Нам нужен позитив! Мы расслабиться приходим!» — «Да. Сегодня — было то, что надо. Не то что "Орда"…»
Занавес.
«Анна Каренина»
Афиша с героями известного любовного треугольника интриговала ещё с середины апреля. Балет труппы Большого театра Республики Беларусь в постановке Ольги Костель подавался в качестве главного события Нуриевского форума.
Анна - Людмила Хитрова, Вронский - Константин Белохвостик (Большой театр Республики Беларусь). Фото - Виталий Янчишин
Вообще, на мой взгляд, участь хрестоматийно классики незавидна настолько, насколько «рискова» участь тех, кто берётся в очередной раз её интерпретировать. Меня, кстати, больше интересовал не столько выбор сюжета для постановки, сколько использование в ней музыки Чайковского, известного высокой степенью сложности и психологизма своих симфонических партитур. В балете звучали части его наиболее известных симфоний — Первой, Четвёртой, Пятой и Шестой. Сами по себе они являют настолько самодостаточные и сложные произведения, которые вряд ли нуждаются в расцвечивании синтетическими жанрами. И если уж постановщик взялась скрестить толстовскую историю и музыку Чайковского, то последняя, на мой взгляд, должна была бы играть в ней далеко не последнюю — простите за тавтологию — «партию». И очень разочаровало, что спектакль шёл не под живое исполнение, в единстве рождения движения и звука, а под фонограмму.
Второе — выбор довольно хрестоматийного, повторюсь, для меломана материала, напоминал попытку «пересказать» великую музыку. Банально её проиллюстрировать. А ведь по выражению известного поэта музыка как раз начинается там, где заканчиваются слова. Даже если мои соображения и покажутся кому-то субъективными, но диктуются они по следам непосредственного впечатления. Ведь в театр мы идём в конечном итоге за ним, не так ли?
Каренин - Игорь Артамонов, Анна - Людмила Хитрова, Серёжа - Никита Провалинский. Фото - Виталий Янчишин
Спектакль в целом, опять-таки, напомнил добросовестный пересказ фабулы романа. Либретто — развёрнутый план-конспект. Одним словом — стал воспоминанием о школьных уроках литературы. В каком-то смысле это, может, и не так плохо — смотря, на какую аудиторию рассчитывать. И почему-то я догадываюсь, что большинству он «зашёл», не заставив выйти из зоны комфорта привычного представления о героях.
Из плюсов постановки я отметила бы работу сценографа Александра Костюченко. Статичной декорацией действия стали конструкции железнодорожного вокзала, которые с помощью света (художник — Ирина Вторникова) преображались то в бальную залу, то в спальню Карениных, то в детскую Серёжи.
Экспрессивно, а порой и мелодраматично смотрелись ансамбли ключевых героев — сцена ссоры Стивы и Долли под музыку первой части Четвёртой симфонии, чувственный любовный дуэт Анны и Вронского на фоне Адажио из Пятой, драматическая сцена Каренина с сыном Серёжей под патетический трагизм музыки из Шестой.
В галерее персонажей неожиданно впечатлил герой Алексея Каренина (народный артист Беларуси Игорь Артамонов). И был ли умысел режиссёра в том, что его внутренняя сила выигрывала на фоне не вполне убедительного соперника-ловеласа?
Анна - Людмила Хитрова, Вронский - Константин Белохвостик, Серёжа - Никита Провалинский. Фото - Виталий Янчишин
Анна, привычно, оказалась жертвой: собственной страсти, предательства любовника и лицемерия и жестокости высшего света. Одним словом, при многих достоинствах постановки, для меня в ней не хватило главного: я не «перечитала» вновь роман Толстого. Не открыла для себя нового в судьбе героев. Просмотр стал повторением известных, как крылатая фраза о счастливых и несчастливых семьях, «истин».
Гала-концерт
Открывается занавес, звучат аккорды фортепианного концерта Рустема Яхина, а на экране — танцует великий Руди! Ритм его пластики удивительным образом ложится на ритм вступительных аккордов. Возникает не запланированная никем «синхронизация» — ведь проекция демонстрирует кадры фильма-балета «Юноша и смерть» Ролана Пети, снимавшегося заграницей. Да и доводилось ли самому Нурееву слышать музыку композитора Яхина — самого «европейского» из татарских? Пролог в сопровождении пианиста Даниила Казакова и оркестра Театра имени Джалиля стал выразительным посвящением великому артисту с татарскими корнями.
Рой Орбисон "Слёзы". Исполняет - Олег Ивенко. Фото - Рамис Назмиев
Программа первого отделения представляла разнообразную стилистическую палитру — от классики и неоклассики до контемпорари и джаз-модерна. Подбор программы проявил незаурядность профессионализма и разносторонней одарённости солистов нашей труппы, которым под силу любые направления, и что оправдывает их справедливое стремление выходить за рамки академизма. На сцене царил парад музыкальных и хореографических направлений XX века. Премьер Театра имени Джалиля Олег Ивенко представил джаз-модерновую композицию под музыку Роя Орбисона «Слёзы» (хореография А. Могилёва), дуэт Каггеджи-Кувабара — лирическую сцену новоселья молодожёнов под музыку Джорджа Гершвина в простановке самого Алессандро, Аманда Гомес и Михаил Тимаев — неоклассический дуэт «Вешние воды» на музыку Рахманинова в хореографии А. Мессерера.
Дж. Гершвин "Лирическое новоселье". Алессандро Каггеджи и Мана Кувабара. Фото - Рамис Назмиев
Пара Дарьи Хохловой и Артемия Белякова из Большого театра России исполнила танго из балета Шостаковича «Золотой век» в хореографии Ю. Григоровича.
Дж. Леннон "Представь, Саша". Исполняет - Александр Могилёв. Фото - Рамис Назмиев
Ярким высказыванием в стиле контемпорари стал выход Александра Могилёва с собственным номером «Представь, Саша» под известную композицию Imagine Джона Леннона в исполнении Йоко Оно. В этот момент рука буквально потянулась за телефоном — помахать исполнителю из партера фонариком на стадионный манер.
"Сюита Рахманинова". Фото - Владимир Васильев
Долгожданным номером первого отделения стала «Сюита Рахманинова» в хореографии Алессандро Каггеджи, о которой танцовщик подробно рассказывал в майском номере журнала. Действительно, как он и замышлял, пятнадцатиминутная композиция в исполнении артистов и солистов балетной труппы нашего театра стала чистым ответом на музыку Сергея Васильевича, настоящим диалогом пианиста Евгения Михайлова и танцующей ожившей чёрно-белой душой самого фортепиано.
"Сюита Рахманинова". Фото - Владимир Васильев
Второй акт гала-концерта явил чистый «апофеоз классики». Открылся он вальсом к драме Лермонтова «Маскарад» Арама Хачатуряна — ему в нынешнем году исполняется 120 лет. Череда концертных номеров развернулась далее на фоне изображения Колизея. Думаю, вечный город был выбран в качестве декорации совсем не от безграмотности режиссёра, как успело написать одно СМИ. Разве дошедший до наших дней памятник античности не символизирует силу красоты, неподверженной преходящим катаклизмам?
Д. Обер. Классическое па-де-де. Кристина Андреева (ТАГТОиБ им.М. Джалиля) и Семён Чудин (Большой театра России). Фото - Рамис Назмиев
Номера второго акта представляли крупную форму — па-де-де, па-де-труа, гран-па и сцены из балетов. Имена постановщиков — сплошь легенды хореографии: Л. Якобсон, В. Гзовский, В. Вайнонен, А. Горский. Приглашённым этуалям столичных трупп совсем не проигрывали примы, премьеры и солисты нашего балета — эталонная красавица Кристина Андреева, точёные и миниатюрные Каггеджи и Кувабара, экспрессивные Олеся Пичугина и Александра Елагина, темпераментные и техничные Аманда Гомес, Олег Ивенко и Вагнер Карвальо.
Яркими реминисценциями великой эпохи советского балета стали сцены из «Гаяне» Арама Хачатуряна (хореография Н. Анисимовой) и «Пламени Парижа» Бориса Асафьева (хореография В. Вайнонена). То, чем можно гордиться и что стоит сохранять.
Такими стали впечатления от некоторых событий нынешнего балетного форума имени Нуриева. В качестве итога перефразирую известное выражения: наблюдать за совершенными движениями можно также бесконечно, как за горящим пламенем. А балет — праздник, который всегда с тобой.
Фото предоставлены пресс-службой ТАГТОиБ им. М. Джалиля
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев